Урок по литературному чтению.
Тема: "Э.Н.Успенский "Крокодил Гена и его друзья"".
Задачи: познакомить с творчеством Э.Н.Успенского; учить прогнозировать содержание текста по названию и иллюстрации; учить анализировать текст; отрабатывать технику чтения.
Цели:- уметь прогнозировать и анализировать текст; работать над пониманием лексического значения слова; выражать свои мысли;
-Уметь излогать свою мысль в устной речи; участвать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; работать в паре, в группе.
Оборудование к уроку: презентация, маски животных, выставка книг Э.Н.Успенского.
Ход урока.
I. Орг. момент.
СЛАЙД 1
- Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Поприветствуйте их. Садитесь.
– Сегодня необычный урок, мы отправляемся в театр. В каких театрах вы были?
СЛАЙД 2-7 ( фото театров)
- Но прежде чем туда попасть, мы вспомним вместе с вами правила поведения в театре.
СЛАЙД 8 (правила)
- А ещё вы должны быть вежливыми. Герои стихотворения Э. Мошковской помогут вспомнить нам вежливые слова.
- Молодцы, ребята много знаете вежливых слов. Я всех приглашаю в театр.
II. Введение в тему.
- Послушайте песню.
Звучит песня Чебурашки. (аудиозапись)
- Узнали вы этого героя?
СЛАЙД 9
- Знаете ли вы, откуда у него появилось такое странное прозвище?
- А какие друзья появились у Чебурашки с тех пор, как он из тропического леса попал в город?
- Вспомните, у кого из героев нашего учебника Чебурашка - любимая игрушка? (у Кати Персиковой)
- П.Зайцев уже знает из какой книжки пришёл этот герой. А вы?
Откройте учебник на стр. 30.
Прочитайте, кто написал эту книгу, т.е. кто её автор.
СЛАЙД 10 ( Портрет писателя)
Э Успенский - очень известный детский писатель. По образованию он инженер. Но его добрый, веселый нрав, любовь к детям, интерес к сочинительству круто изменил его жизнь - он стал писателем. Его произведения очень современны и по темам, и по языку, и по деталям. Они понятны и любимы не только взрослыми, но и детьми. И все-таки главное достоинство его книг - неповторимый мир сказочных героев. Они не похожи ни на героев народных сказок, ни на героев литературных сказок российских и зарубежных писателей.
Работает Успенский во многих жанрах: сказки, детективы (“Следствие ведут Колобки”), фантастические повести, пьесы, стихи, сценарии мульт- и кинофильмов, радиопостановок, переводы, комиксы. Вот какой многогранный и талантливый человек Эдуард Николаевич Успенский.
Успенский на редкость весёлый писатель и к тому же удивительно добрый человек. Всю свою жизнь он посвятил детям, написал много для них книг.
- Может быть, кто-то знает другие его произведения?
СЛАЙД 11-13 выставка книг.
("Трое из Простоквашино", "Дядя Фёдор, пес и кот", "Про Веру и Анфису" …)
III. Работа с текстом
- Прочитайте, что написано под заголовком (отрывок)
- Всю ли книжку мы будем читать? (нет только небольшую часть)
Показать книгу.
- Если она вам понравится, вы прочитаете её целиком.
- К отрывку, который мы будем читать, художник сделал иллюстрацию.
- Вы узнаёте героев?
- Сделайте предположения, о чём будет тот отрывок, который будем читать.
- Можно ли сказать, что Чебурашка и Гена - друзья Гали?
- Перелистайте страницы, посмотрите большой отрывок.
- Чтобы вам было удобно читать, этот отрывок разделён на части.
- Сколько таких частей? (2)
– Приглашаю вас на представление в театр. Но перед путешествием прочитайте трудные слова на листочках. (работа в парах)
СЛАЙД 14
– Какие слова лишние? Почему? (Сочетания «спортивный зал», «плавательный бассейн» не относятся к театру.)
2. Выразительное чтение рассказа учащимися с последующим обсуждением.
Речевая разминка (чистоговорки)
СЛАЙД 15
Чтение 1 части
После 1 абзаца.
- Почему Галя плакала?
- Ей было больно?
После 2 абзаца.
- Что такое театральный кружок?
- Чем занимался Гена в театральном кружке?
- Когда это было?
После 3 абзаца.
- Какую роль играет Галя в спектакле?
- Что такое талант? (способность к какому либо делу, перевоплощаться, играть роль)
- Где происходят события в 1 части? (у Гали дома)
- Что узнали о Гале из первой части?
Чтение 2 части
– Давайте тоже попробуем стать актерами и прочитаем вторую часть по ролям.
Работа с трудными словами.
СЛАЙД 16
Инсценирование 2-й части.(чтение по ролям)
СЛАЙД 17 (работа в группах)
– Как вы можете охарактеризовать Крокодила Гену? Какой он?
- Соедините стрелками.
- Хотели бы вы быть похожими на него?
III. Итог урока.
- С творчеством какого писателя познакомились?
- Какие его произведения запомнили?
- Захотелось ли прочитать его книги?