Урок
Тема: Э Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
Цель урока: познакомить с отрывком из сказочной повести Э Успенского«Крокодил Гена и его друзья», дать представление о качествах присущих настоящему другу
Планируемые результаты:
Предметные:
- дадут определение настоящего друга
- назовут положительные качества, которыми должен обладать настоящий друг
- научатся находить в своих друзьях те качества характера, за которые они их ценят и уважают
-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
-учиться находить основную мысль текста;
-аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
-самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
-относить произведения к жанру по определённым признакам;
-видеть языковые средства, использованные автором.
Метапредметные
Регулятивные:
- самостоятельно определять для себя цели и задачи изучения данной темы;
- давать самооценку своей деятельности в группе.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
- взаимодействовать, работать в коллективе с целью решения учебной задачи.
Познавательные:
- давать определения понятиям;
- добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, иллюстрации, а также свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке;
- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- ставить проблему, проводить исследование, выдвигать гипотезы, делать умозаключения.
Личностные:
- вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- выразить свое отношение о практической значимости полученных знаний.
Ход урока
I..Организационное начало урока
Начинается урок,
прозвенел уже звонок.
Нас за парты он зовет,
не зевать и не мечтать,
а внимательно читать.
Приветствие гостей.
II. Речевая разминка
а) Дыхательные упражнения:
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (без звука);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (без звука порциями);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (со звуком);
вдох (через нос ) – выдох (через рот) (со звуком порциями);
б) Речевая разминка.(прочитать “глазками”, прочитать быстро, с вопросительной интонацией, с восклицательной интонацией).
Друзья познаются в беде
Нет друга – ищи, а нашёл – береги (чтение вверх ногами)
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
1. Проверка д.з. Пересказ сказки
…….
2.Мотивация учебной деятельности учащихся.
Я для вас приготовила сюрприз, мультфильм. Давайте мы с вами посмотрим его внимательно(слайд №1-отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»)
По вашим улыбкам я вижу, что вы догадались из какого произведения наши герои
(«Крокодил гена и его друзья»)
-А кто автор этого произведения? (Эдуард Успенский)
Сформулируйте тему нашего урока. Э Успенский « Крокодил Гена и его друзья»
Каким должен быть настоящий друг?
Цель урока: познакомиться с отрывком из сказки Э.Успенского и с качествами присущими настоящему другу
Задачи:…
IV.Работа по теме урока
Постучался в нашу дверь
Необычный чудо-зверь -
Он в коричневой рубашке,
Ушки-блюдца нараспашку ( Чебурашка) Рисунок
- Как зовут лучшего друга Чебурашки? ( крокодил Гена) ( Рисунок)
Крокодил Гена написал объявление и развесил его повсюду.( закрепляются в нескольких местах класса)
Работа в группах.
1 – Найти в словаре, что такое объявление
2- Найти в словаре слово крокодил
3- Найти объявления, прочитать, исправить ошибки.
- Что сказано о крокодиле в словаре? ( рисунок крокодила)
- С каким из двух крокодилов мы можем встретиться в реальной жизни? Обоснуйте свое мнение.
- Как слово объявление объясняется в словаре.
- Прочитайте объявление вслух Слайд, исправьте ошибки. Слайд
- В словах, на какие орфограммы допущены ошибки? Слайд
( Вывод надо научиться писать грамотно, чтобы не допускать ошибки….)
Оцените свою работу в группе.
-Прочитайте внимательно объявление еще раз и скажите о чем оно?( О том, что крокодил Гена ищет себе друзей)
- Верите ли вы, что по объявлению можно найти друзей? (одни – да и обосновывают, другие – нет, и тоже обосновывают)
- На этот вопрос нам поможет найти ответ Эдуард Успенский.
О нем нам расскажут ребята (Рассказ сопровождается показом слайдов)
Ученик 1. Родился Э.Успенский 22 декабря 1937 года в Московской области. У маленького Эдика была любимая плюшевая игрушка. Уши большие, хвост пуговкой, не поймешь - не то заяц, не то собака. Словом, неизвестный науке зверь, которого потом в своей сказочной повести Успенский назвал Чебурашка.
Ученик 2. Рос Эдик озорным мальчишкой, получал плохие отметки и всякий раз решал, что с понедельника начнет учится на пятерки. Наступал понедельник, случались какие-то другие дела и ... двойки появлялись снова.
Ученик 3. "Выручил" случай. Однажды, спрыгнув с крыши, мальчишка сломал ногу и попал в больницу. Он попросил родителей принести ему учебники. К несказанному удивлению окружающих, стал серьезно заниматься уроками. Да настолько упорно, что смог поступить в авиационный институт и стать инженером. Три года проработал Успенский по специальности. А потом вдруг понял, что делает в жизни что-то не то. Эдуард Николаевич подумал, подумал и превратился в детского писателя.
Ученик 4. Работал в пионерском лагере вожатым, читал ребятишкам разные интересные книги, но книжки и интересные закончились, пришлось сочинять самому. Так в 1966 году появился "Крокодил Гена и его друзья". Крокодил Гена, Чебурашка и их друзья прославили Эдуарда Успенского.
Ученик 1. За этой книгой были написаны следующие сказочные, детективные, приключенческие и фантастические произведения: "Дядя Федор, пес и кот", "Вниз по волшебной реке", "Меховой интернат", "Следствие ведут Колобки", "Красная рука, черная простыня, зеленые пальцы", "Юности честное зерцало", "Чебурашка уходит в народ", "Жаб Жабыч Сковородкин" и другие.
Ученик 2. В сборнике "Разноцветная семейка" собраны стихотворения, написанные Эдуардом Николаевичем. По произведениям Успенского снято много мультфильмов. Вот некоторые из них: "Рыжий, рыжий, конопатый", "Пластилиновая ворона", "Крокодил Гена и его друзья", "Трое из Простоквашино""Следствие ведут Колобки", "Разноцветная семейка".
Ученик 3. Чтобы печатать хорошие детские книжки, Успенский создал издательство "Самовар".
- С отрывком из какой книги мы сегодня знакомимся? Слайд
- К какому литературному жанру относится это произведение?
Чтение отрывка про себя.
Чтобы успешно работать с текстом, нужно каждому его прочитать самостоятельно. Читаем методом жужжащего чтения.
– О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? Назовите основную мысль произведения. (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.)
V.Физкультминутка
А теперь мы отдохнем немного.
Мы теперь не второклашки,
Мы теперь все Чебурашки.
Отдохнём с тобой, дружок.
Ставим дружно руки в бок.
Наклонились влево, вправо.
Влево, вправо, влево, вправо.
Потянулись мы на славу.
Сядем тихо, мой дружок,
Ты и я, ты мой приятель-
Вновь внимательный читатель.
VI. Продолжение работы по теме урока.
Выборочное чтение
-Опишите утро крокодила Гены.
-Расскажите о его работе.
-Назовите его занятия, которые обычно делал после работы.
- Назовите событие, которое помогло ему заметить, что он одинок.
- О чем он подумал?
- Что сделал крокодил Гена?
-Кого хотел завести крокодил Гена?(друзей)
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий друг?
Храбрость
Отзывчивость
Надежность
Терпеливость
Ответственность
Доброта
Интересный
Веселый
- А какими качествами обладает сам крокодил Гена? Нашел ли друзей крокодил Гена?
Кто знает с кем он подружился? (……………………..) Какой писатель их подружил? (Э Успенский)
Не только писатели создавали произведения о друзьях, очень много пословиц и поговорок сложил народ.
Работа в парах.
Составьте пословицы.
Друг за друга держаться - | в беде. |
Человек без друзей, | ничего не бояться. |
Друг познается | что дерево без корней. |
Без друга | а имей 100 друзей |
Не имей 100 рублей, | а нашёл береги |
Нет друга – ищи, | в жизни туго. |
Хочешь дружить - | помощь пришла |
Один за всех, | все за одного |
Сосед пришел- | сам будь другом |
Прочитайте пословицы Слайд
и выберите ту, которая соответствует желанию крокодила Гены. Свое мнение обоснуйте.(Нет друга, ищи, а нашел береги.) Слайд
-Как вы понимаете ее смысл?
-Какое народное высказывание больше всего подходит к нашему герою? (Хочешь дружить - сам будь другом) Слайд
Я уверена, что каждый бы хотел иметь такого друга, как Гена, ведь в жизни необходимы друзья, чтобы можно было с ним общаться, играть, поделиться своей радостью, спросить совета и т.д.
VII.Рефлексия:
1. Автором сказки «Крокодил Гена и его друзья» является: А. Алан Милн Б. Эдуард Успенский В. Алексей Толстой 2. Сказка «Крокодил Гена и его друзья» является: А. Авторской Б. Любительской В. Народной 3. Лучшими друзьями крокодила Гены были: А. Принц Лимон Б. Винни-Пух В. Чебурашка 4. Чебурашка – кто он? А. сказочный герой Б. реально существующее животное
Шифр ______________________________ | 1. Автором сказки «Крокодил Гена и его друзья» является: А. Алан Милн Б. Эдуард Успенский В. Алексей Толстой 2. Сказка «Крокодил Гена и его друзья» является: А. Авторской Б. Любительской В. Народной 3. Лучшими друзьями крокодила Гены были: А. Принц Лимон Б. Винни-Пух В. Чебурашка 4. Чебурашка – кто он? А. сказочный герой Б. реально существующее животное
Шифр ______________________________ |
Б АВ А Слайд
- У кого шифр совпал с моим?
Понравилось Вам произведение, отрывок из которого вы читали?
- А сейчас, уважаемые ребята, попробуйте оценить свои успехи на уроке.
У меня на столе лепестки 3 цветов Слайд
Красный – получилось отлично,
Жёлтый – не все задания выполнил так, как хотел
Голубой – получилось не так, как хотелось.
Выберите тот лепесток, который отражает ваши успехи на уроке и поместите его на доску вокруг сердцевинок так, чтобы получился цветок. ( по рядам)
Этот букет был бы рад получить крокодил Гена и его автор Э.Успенский.
XII. Итог урока. (1-2мин) Слайд
– Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский? (Трудно жить одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.)
– Если вы захотите больше узнать о крокодиле Гене и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.
VIII.Домашнее задание. А хотели бы вы иметь такого друга как крокодил Гена?
Написать письмо крокодилу Гене с предложением дружбы. Слайд
Оценивание детей учителем
Ребята, мне очень понравилось как вы сегодня работали на уроке, вы были такими активными, старались грамотно отвечать на вопросы, читали хорошо. Вы все молодцы!
Давайте наш урок мы закончим на веселой нотке, споем песню о дружбе, которую мы разучили на уроке музыки «Если с другом вышел в путь» вместе весело шагать
8