Тема: Буквенные выражения
Ход урока
Организационный момент
С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке отвечаем,
Дружно руки поднимаем!
Учитель:
-Если вы будете внимательно меня слушать, то узнаете один очень важный математический секрет. Приготовились меня слушать?
- Теперь я предлагаю открыть тетради и записать число, классная работа.
-Какое сегодня число? 16 декабря.
Классная работа.
- Проверьте написанное.
Минутка каллиграфии.
- Для чего она нужна?
-Какие цифры будем прописывать, вы узнаете, отгадав загадки:
Вид ее, как запятая,
Хвост крючком и не секрет
Любит всех она лентяев,
А лентяи ее нет. (2)
Циферка, как бегемотик,
Круглый у неё животик,
Шейку ловко изгибает,
За пятёркою ступает. (6)
66 62 26 22
- Какие двузначные числа можем составить их них?...........
- Сколько в каждом десятков и единиц?
- Что общего у этих чисел? (четные, двузначные)
- Запишите их, начиная с наибольшего.
Устный счет
- Какие действия с числами вы умеете выполнять? (складывать и вычитать)
- Как называются числа при сложении? (слагаемые, слагаемые, сумма)
- Как называются числа при действии вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
Карточка
Решите примеры и вы узнаете известного математика.
75-50= л 18+10= к
28+3= с 96-40= д
40+25= р 87-20= о
32-5= е 60+13= в
58-8= н 35-30= А
45-6= а
5 | 25 | 27 | 28 | 31 | 39 | 50 | 56 | 65 | 67 | 73 |
| | | | | | | | | | |
Рассказ о математике И.И. Александров
Для вас, ребята, математик приготовил один очень важный математический секрет, о котором я говорила в начале урока.
Знакомство с новым материалом.
На доске записаны выражения с пропусками:
16 – □ = 10
12 + □ = 20
15 + □ = 35
- Математик приготовил нам вот такую карточку. Что это? И что с этим надо сделать? Кто подскажет, кто поможет? ( Это примеры с «окошками», надо вставить в «окошки» числа так, чтобы равенства стали верными.)
2). Работа над новым материалом.
- Внимательно посмотрите на доску и скажите, как называется такая запись? ( Числовое выражение. Равенства)
- 13 + □ Какое число можно вставить в данную запись? (Любое)
- Что происходит при смене вставленных чисел? (Изменяется значение выражения.)
- Какой сделаем вывод? (Если в «окошки» вставлять разные числа, получатся разные числовые выражения.)
- Какие бы вы вставили числа во второй записи: 6 – □? (0,1,2,3,4,5,6.)
- Можно вставить в «окошко» число 7? (Нет. Из шести семь не вычитается.)
- Математики решили заменить «окошки» латинскими буквами. Познакомимся с некоторыми буквами латинского алфавита. ( Плакат на доске.)
a – «а»
b – «бэ»
с – «цэ»
d – «дэ»
k – «ка»
x – «икс»
y – «игрек»
- Где мы можем познакомиться с другими буквами латинского алфавита? ( Самостоятельно в конце учебника.) - Остальные буквы и то, как их читать, вы можете посмотреть в приложении. Это в конце учебника на с.96
- Как написать нашу запись 13 + □ с помощью латинских букв?
13 + a; 13 + y; 13 + k; 13 + x; 13 + c.
- Что мы записали? (Выражения.)
- А как их назвать точнее? Что есть в наших выражениях? (Латинские буквы.)
- Так какие это выражения?(Буквенные выражения.)
- К чему мы с вами пришли? ( Так называется тема урока.)
Цель урока Открываем учебник на стр 76
Ученик зачитывает тему и цели урока.
- Чему мы должны научиться?
Узнать, что такое буквенное выражение, учиться читать, записывать, составлять буквенные выражения и находить их значения.
- Итак, что мы узнали? Значит, при записи буквенного выражения используются буквы латинского алфавита.
а) Историческая справка.
Сообщение делает специально подготовленный ученик:
- Латинский алфавит произошел от одного из греческого алфавита и стал самостоятельным примерно в 14 столетий VII веке до нашей эры. В настоящее время латинский алфавит знаком почти всем людям Земли, поскольку изучается всеми школьниками либо на уроках математики, либо на уроках иностранного языка, физики. Латинский алфавит называют алфавитом международного общения.
- В настоящее время латинский алфавит знаком всем людям на земле. Поскольку изучается на уроках математики, физики, химии.
Физкультминутка
Открытие нового знания (продолжение)
г) Упражнение в чтении буквенных выражений
- Ребята, а как вы думаете, как читаются буквенные выражения?
(Так же как и числовые)
- Как бы вы прочитали эти выражения?
На экране записаны выражения:
8 + d
c – 5
k + 2
7 – x
Чтение выражений вслух:
Сумма чисел 8 и «дэ».
Разность чисел «цэ» и 5.
Сумма чисел «ка» и 2.
Разность чисел 7 и «икс»
Найдите значение буквенных выражений
- Что значит найти значение буквенного выражения
(Подставить вместо буквы указанное число)
д) Упражнение в записи буквенных выражений ( слайд ).
- Как же решать буквенные выражения, какие будут предположения?
(Вместо буквы надо подставить число.) 1 у доски
- Какие теперь получили выражения? (Числовые)
- Мы с вами волшебники, буквенное выражение превратили в числовое.
- Что мы для этого делали?
Давайте запишем: карточка на доске
1. k + 7,если k = 10, то 10+7=17
2. k- 7,если k = 7, то 7+7=14
- Давайте составим алгоритм решения буквенных выражений.
1.Прочитать выражение
2.Записать выражение
3.Подставить значение буквы в выражение.
4.Вычислить. Найдите значение выражения.
Работа у доски. Под красной чертой
Проверка учеников, работающих у доски.
Работа по индивидуальным карточкам:
Карточка 1.
1.Какая из записей представляет буквенное выражение? Подчеркни её.
25 + 8 46 – а 7 c b – 2 = 5
2. Если а = 9, то 20 – а равно:
29 12 11 6
Карточка 2.
1. Какая из записей представляет буквенное выражение? Подчеркни её.
3 + c 3 + b = 9 a
2. Если а = 6, то 38 + а равно:
22 32 44 34
Работа над задачей.
Фронтально читаем задачу с. 65 № 4, выделяем в ней условие, вопрос, данные числа и искомое число, затем коллективно составляем краткую запись, после чего предлагается детям решить задачу самостоятельно.
( Один из учеников выполняет работу на доске).
- Посмотрите, верно ли выполнено решение на доске?
- Кто решил по-другому?
- Напишите своё решение.
У учащихся в тетрадях (в процессе проверки) должны появиться все способы решения задачи:
I. 30 – (5 + 7) = 18
II. (30 – 5) – 7 = 18
III. (30 – 7) – 5 = 18
Затем учащиеся в парах решают задачу №3 с 65.Она решается аналогично предыдущей.
Молодцы, ребята, передо мной настоящие знатоки математики?
Рефлексия и подведение итогов урока.
- Помните, ребята, ещё в начале урока я вам говорила о секрете, который вам хотела раскрыть? Вы поняли о каком секрет я имела в виду?
- Над какой темой работали?
-Какую учебную задачу ставили? -Удалось её решить? Каким образом?
-Что нового мы узнали сегодня на уроке?(Познакомились с латинскими буквами и буквенными выражениями)
-Что мы научились делать с буквенными выражениями?(Научились читать, писать и находить их значения)
-Где пригодятся в жизни знания этого урока?
Ну вот и подошел к концу наш урок. Давайте для начала запишем домашнее задание.
ДЗ. Стр 77 №4
Спасибо вам за урок и до встречи на следующем уроке.
Сейчас подниму тех ребят, кто активно работал на уроке. И оценю их труд.
ОЦЕНКИ ЗА УРОК
полученные знания.ю.роить своё высказывание, управлять поведением партнера.твления; планирование У
Карточка 3.
1. Какая из записей представляет буквенное выражение? Подчеркни её.
25 + 8 46 – а 7 c b – 2 = 5
2. При а, равном 17 , разность а – 8 равна:
25 9 6 8
3. Сколько всего значений может иметь выражение 2 – b ?
одно два три сколько угодно
Карточка 4.
1. Какая из записей представляет буквенное выражение? Подчеркни её.
3 + c 3 + b = 9 a
2. Есть ли такое значение с, при котором значение выражения 10 – с равно 1?
да нет
При а , равном 8 , сумма а + 22 равна:
30 40 16 14
Родился 25 декабря 1856 года во Владимире в семье уездного врача. Рано лишился матери.
В 1861 году семья И. И. Александрова переехала в Тулу, куда его отец Иван Павлович Александров был назначен врачом.
Интересовался музыкой, театром, живописью, шахматами. Окончив Тульскую гимназию, поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.
После окончания Петербургского университета (1878) до 1906 года работал учителем математики в Тамбовской гимназии. Занимался народным просвещения, активно обучал молодёжь — читал лекции по математике, вопросам естествознания и музыкального искусства.
Автор более 30 работ по методике математики. Его геометрические идеи стали ключом к решению целого класса задач. Известны задачники во Франции и Германии.
В 1906 году вместе с семьёй переехал в Москву, преподавал математику в училище Бажанова, женской гимназии Бот, в гимназии Поливанова.
Осенью 1918 года, попав под трамвай, перенёс ампутацию ноги, несколько месяцев провёл в больнице.
В 1919 году вернулся домой. Умер 20 декабря 1919 года от отёка лёгких.
Иван Иванович Александров