СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по математике "Доли и дроби"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по математике, по тебе "Дроби и доли"

Просмотр содержимого документа
«Урок по математике "Доли и дроби"»

Урок по математике 4 класс

Тема урока: Дроби и доли

Цель урока: Дать общее представление о долях, научить учащихся называть и записывать дроби

Задачи урока:

Образовательные: Ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель»;

Развивающие: Развивать логическое мышление, математическую речь, навыки устного счета, внимание, память, мышление;

Воспитательные: Воспитывать коллективизм, аккуратность;

Тип урока: Изучение нового материала

Основные термины и понятия: Доля, Дробь, Знаменатель, числитель;

Формы работы на уроке: Коллективная, Индивидуальная, Фронтальная, Самостоятельная



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

-С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать,

А работать и писать!

-Тихо сели. Проверили свою посадку.

– Молодцы, ребята. А теперь улыбнитесь друг другу и заряженные хорошим настроением, приступим к работе.

-Подготовим свои рабочие тетради: записывали число, классная работа.



2.Актуализация знаний




































3. Проблемная ситуация

- Улыбками вы пожелали друг другу хорошего настроения. А как вы думаете, подарок может ещё улучшить настроение?

- У меня для вас есть подарок. А подсказка к нему на доске:

-Как вы думаете, что нужно сделать?

-Правильно! Молодцы!

-Вы ребята выбегайте,

И примеры порешайте.

Ответ на букву замените

И приз свой получите

-Давайте договоримся, что решать примеры будут ребята, сидящие на первом варианте. После этого, поочередно выходят ребята, сидящие на втором варианте и рядом с ответом, пишут нужную букву. Как вы думаете, что вам будет нужно для замены числа буквой?

-Правильно, шифр! Он на доске на листочках.

-Всем всё понятно? Вопросы есть?

-Итак, посмотрим: ребята с какого ряда будут самыми внимательными, быстрыми, дружными!

-Раз, два, три…начали!

-Отлично! Первый ряд справился быстрее! Давайте подождем остальных.

Какое слово у вас получилось?

-А у 2, 3 ряда?

-Молодцы! Значит, вы всё сделали верно!





- Но первыми были ребята первого ряда. Они и получают приз!

-Вот вам приз (яблоко!)

- Но яблоко одно. А как вам сделать, чтобы приз был у каждого?

-На сколько частей нужно разделить?

- А как по –другому можно назвать части?

А)-Правильно, дольки или доли. Так части называют в математике. Раздаём яблоко.

-Как вы думаете, а какая у нас сегодня тема урока?

- Правильно. Доли.

-Какие задачи вы пред собой поставите? Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

-Да.






-Найти значения выражений.

28:2=14я 99:9 =11 52:4=13

36:3=12б 32:2 =16 48:4=12

66:6=11л 33:3=13 28:2=14

48:3=16о 24:2=12 55:5=11

65:5=13к 42:3=14 32:2=16

32:2=16о 36:3=12 88:8=11


1ряд

13

16

12

16

11

14

К

О

Б

О

Л

Я

2ряд

13

12

16

12

11

14

Л

О

Б

О

Я

К

3ряд

16

11

12

11

14

13

К

О

Б

О

Л

Я





-Яблоко











-Но яблоко одно!



-Разделить на части. Разрезать

-10 частей

-дольки





-Доли.


-Как называть и записывать такие доли?

-Находить доли.

4.Изучение нового материала

































































5.Физкультминутка



6.Закрепление

материала


















































- Молодцы!

Б) Итак, яблоко разделили на 10 равных долей.

- А сколько получил каждый? А как сказать по –другому? Может кто знает, как правильно назвать такую долю – одну из десяти?

- А если возьмём две части, то как их можно назвать?

- А если пять частей?

- А если девять частей?

В) – Получаются новые числа. Как же их записывать? Кто-нибудь может мне помочь?

- Пожалуйста, напиши.

- Спасибо! Посмотрите на запись. Что необычного в ней?

- Правильно. Запись в две клеточки. Одно число верху, другое под ним. Между ними черта –знак деления.

- Так в математике обозначают часть или долю от целого числа. Получаются дробные числа. Поэтому эта запись называется дробь.

- Давайте запишем числа, которые вы назвали, в виде дробей 1/10 2/10 5/10 9/10

Г) – Рассмотрите запись. Что вы ещё заметили? Что общего в записях? Чем отличаются?

- Как вы думаете, что обозначает в записях число 10?

-А числа 1,2,5,9?

- У каждого числа в дроби есть своё имя. Кто-нибудь знает, как называют числа под чертой?

-А над чертой?

ЗНАМЕНАТЕЛЬ




ЧИСЛИТЕЛЬ




-Молодцы! Итак, с какими новыми числами вы познакомились?

-Как называются части дроби?

-Что показывает знаменатель?

-Что показывает числитель?

ЧИСЛИТЕЛЬ

ДРОБЬ



ЗНАМЕНАТЕЛЬ





-Молодцы! Откройте учебник на стр.11. Прочитайте правило. Ваш вывод совпал с правилом учебника?

-Прочитайте высказывания Миши и Маши. Что ещё вы добавите к своим знаниям?

-Значит, целое яблоко какой дробью можно было бы обозначить?)-

Молодцы!








А) -Запишите номер 324.

Прочитайте задание.

-Чтобы ответить на этот вопрос, что сначала нужно определить?

- Посчитайте, сколько частей в первом прямоугольнике?

-Сколько частей закрасили?

- Какой дробью можно обозначить закрашенную часть? Запишите. (1 у доски)

- А не закрашенную часть? Запишите.

-На сколько частей разделён второй прямоугольник?

-Какая часть закрашена? Запишите.

-А не закрашена? Запишите.

-На сколько частей разделён третий рисунок?

-Какая часть закрашена? Запишите.

- А не закрашена?

- А теперь сами запишите: какие части закрашены в остальных прямоугольниках. (1 у доски)

- Проверяем.

-Кто справился? А у кого ошибки?

Будьте внимательны при записях.

-Молодцы!




Б) Посмотрите, пожалуйста, на фигуры в задании №327

-Чем похожи? В чём различие?

-Прочитайте задние.

-Я предлагаю это задание сделать письменно по вариантам. Первый вариант обозначает дробями части первого круга. Второй вариант обозначает дробями части второго круга. (два ч.на переносных досках).

- Готовы? Молодцы!

-Обменялись тетрадями. Взаимопроверка. Если у вашего соседа всё правильно, поставьте +. Если есть ошибки -.

- Кто справился с заданием? У кого возникли трудности? Будьте внимательнее.








-Одну долю



-Одна десятая


-Две десятых

-Пять десятых

-Девять девятых.



- Я могу.

1

10

- Одно число вверху, другое под чертой.





ДРОБЬ




-Дети записывают в тетради.


- Сверху цифры разные, а снизу одинаковые.


-На сколько частей разделили.


- Сколько таких частей взяли.



- Знаменатель.



- Числитель





-Дробями.


-Числитель, знаменатель

- На сколько частей разделили.

-Сколько таких частей взяли.







Читают правило.


-Да


- Целое число тоже можно обозначить дробью, где числитель будет равен знаменателю.

-10/10





Молодцы! А теперь, давайте отдохнем




-На сколько частей разделили прямоугольник.

-15


-1

-1

15

-14/15


-На 6 частей

1

6

5/6

-на 12

1

12

11/12












-Это круги. Они разделены на разные части.



-1в.1/8,6/8,3/8

-2в.1/5,1/5,3,5















7.Итог урока

-Наш урок подошёл к концу.

-Какая задача стояла перед нами в начале урока?

-Удалось ли решить поставленную задачу?

-Какие вопросы вызвали у вас затруднения?



-Научиться определять части фигур, называть и записывать части дробями.

8.Домашнее задание

-Полученные знания вам пригодятся при выполнении домашнего задания. Откройте ТПО и найдите номер 138. Прочитайте задание. Есть вопросы?


9.Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

У вас на парте стикеры в виде яблок.

– Если урок был для вас полезным интересным, всё получилось, то положите в корзину зеленые яблоки. -- -Если у вас возникли трудности, то жёлтые.

-А если вам было скучно на уроке, то положите красные яблоки.

Спасибо!