Организационный момент | - Здравствуйте, ребята, начался урок музыки поэтому, для начала мы с вами поздороваемся по музыкальному. (Музыкальное приветствие) - Ребята, скажите мне, а в каких случаях говорят: «Сезам откройся»? Какое значение у этого выражения? - Хорошо, ребята, сегодня эта фраза откроет нам тайну Восточной музыки. Обратите внимание на слайд, тут у нас как раз-таки дверь, которая открывается именно этим заклинанием. Давайте все вместе проговорим это заклинание, и узнаем тему нашего урока. | - Здравствуйте. (Музыкальное приветствие) - Волшебное заклинание с просьбой что-то открыть. - (проговаривают «Сезам, откройся») | К: слушать и слышать собеседника, вести диалог; выражать и обосновывать свою точку зрения. |
Организация слушательской деятельности | (На слайде название темы «Восточные мотивы») - Ребята, а что вы знаете про Восток? Как вы себе его представляете? - А вы знали, что у народов Востока есть своя музыка? - У народов Востока очень красивая музыка, им характерны восточные интонации. Это словарное слово, запишите пожалуйста к себе в тетрадку. Мелодию как раз-таки «украшают» вспомогательными тонами. Это называется орнаментом, запишите себе это словарное слово. - Ребята, а вы знали, что восточную музыку пишут не только композиторы Востока, но и наши, русские композиторы. Русская культура, в целом, – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов. «Восточная тема» стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей. - Сейчас мы с вами отправимся в музыкальное путешествие по Востоку в поиске сокровища, но по пути нам будут встречаться задания, которые нам с вами нужно будет выполнить. - Первое что нам нужно сделать это отгадать загадку и понять, какое произведение нам нужно будет послушать. Загадка Эту песню нам пела мама, Когда колыбель качала. - Правильно, ребята, это колыбельная. Сейчас мы с вами послушаем колыбельную из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна - армянского советского композитора. Перед тем как мы послушаем, я вам расскажу откуда это произведение. Балет «Гаянэ» был написан Хачатуряном в 1942 году. Этот балет повествует о том, как молодая колхозница Гаянэ выходит из-под власти мужа, дезертира, подрывающего работу в колхозе; как она разоблачает его предательские действия, его связь с диверсантами, едва не став жертвой мишени, едва не став жертвою мщения, и наконец, о том, как Гаянэ узнает новую, счастливую жизнь. - Послушайте, и ответьте мне на вопрос присутствуют ли в колыбельной восточные интонации и орнамент. - Какие у вас сложились впечатления о музыки? Как вы думаете, что чувствовала Гаянэ счастье или наоборот грусть, замешательство? - Отлично! Мы справились с этой задачей, идём дальше. - Ребята, посмотрите, что же изображено на картинке? - Правильно, дальше нам нужно с вами прослушать произведение из балета «Гаянэ» «Танец с саблями». - После прослушивания ответьте на вопрос, на каких музыкальных инструментах играли музыканты? - Какие впечатления сложились о прослушанном произведении? Отличается ли «Танец с саблями» от «Колыбельной Гаянэ»? Если да, то чем? - Хорошо, ребята. Эти два произведения нам представили, как контрастный образ. Контрастный образ – это такой пример в искусстве, когда одному образу тут же противопоставляется совершенно иной, который воплощает в себе совершенно противоположные качества. Это словарное слово, запишите его пожалуйста. В этих произведениях так же присутствовал национальный колорит. Колорит – это особенная эмоциональная окраска некоторых эпизодов в музыкальном произведении, которая достигается использованием различных регистров, сменой тональности и т. п. В данном случае, был именно национальный колорит, т.к. композитор использовал смену тональностей и ритма так, что, послушав произведение мы сразу поняли то что эта музыка относится к Востоку. Национальный колорит это словарное слово, запишите его пожалуйста. - Ребята, вот мы с вами и дошли до сокровища вы молодцы! Посмотрите, тут у нас в сундуке не только золото, но и какая-то бутылка с письмом, сейчас мы посмотрим, что там. - Это ноты песни, которую нам нужно выучить. Сейчас мы с вами и приступим. Для начала мы её послушаем. | - (отвечают) - Да\нет - (записывают) - Колыбельная - (отвечают) - Сабля - (записывают) - (записывают) - (слушают) | Р: умеют планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (планирование); К: излагают свою точку зрения и аргументировать ее; Л: способны к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Р: производят самооценку в соответствии с предложенными критериями. |
Организация исполнительской деятельности | - Встаем со своих мест. Сейчас мы с вами сыграем в игру эхо. Я спою вам, ваша задача повторить. - Послушайте 1 предложение. (Пою) - Давайте попробуем вместе. - Послушайте далее. (Пою) - Попробуем вместе. - Давайте попробуем спеть весь куплет. - В следующем куплете мелодия такая же, но слова меняются, послушайте. (Пою) - Давайте повторим. - Сейчас мы с вами немного усложним нашу игру, я включу вам минус песни, внимательно читайте слова! - Молодцы, теперь давайте споем ее полностью под минусовку. ВХР трудности | Методы и приемы | Интонационные: - повтор одного звука; -хроматизмы | - Собственный показ. - Дирижерский жест. | Ритмические: - начало с затакта | - Прохлопывание ритма. | Дикционные: -труднопроизносимые слова. -Четкое проговаривание «Р»; - окончание на согласную букву. | -Проговаривание труднопроизносимых мест. | | | К: слушать и слышать собеседника, вести диалог; Р: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха |