СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по Н.В. Гоголю Ревизор

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализация творчества Н.В. Гоголя Ревизор

Просмотр содержимого документа
«Урок по Н.В. Гоголю Ревизор»


Тема: «Иван Александрович Хлестаков, из Петербурга, прикажите принять?»


Цель: дать представление о характере Хлестакова в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

Задачи:

  1. Охарактеризовать Хлестакова как центральный образ комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».

  2. Познакомить с понятием «хлестаковщина».

  3. Раскрыть роль «сцены вранья» в комедии.

  4. Развить умение словесного рисования, связной речи.

  5. Воспитать отрицательное отношение к вранью, мошенничеству.


2.Вступительное слово учителя.

Городничий отправляется в гостиницу, чтобы «разнюхать» и «приручить» ревизора. Но особенность гоголевской комедии в том, что чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты.

Тот, кто принят за ревизора, даже не подозревает об этом и не предпринимает никаких попыток обмануть впавших в заблуждение чиновников. Именно так, по мнению городничего и других чиновников, и должен вести себя петербургских ревизор, сохраняющий строгое инкогнито.

Давайте и мы познакомимся с Хлестаковым.


3.Работа над III действием комедии.

Беседа по вопросам.

Вопрос: Почему монолог Осипа дан перед встречей городничего с Хлестаковым?

Предполагаемый ответ: Из монолога Осипа, крепостного слуги, мы узнаем об ошибке Бобчинского и Добчинского. В гостинице живет не ревизор, а «елистратишка простой», чиновник последнего, четырнадцатого класса, т.е. занимает самую низкую ступеньку на лестнице чинов.

Вопрос: Что дает этот монолог для понимания характера Хлестакова?

Предполагаемый ответ: Из этого монолога мы узнаем, что барин Осипа едет в деревенскую усадьбу своего отца, «профинтил» дорогою денежки и поневоле задержался в городе в надежде на лучшие времена. К своей службе он не проявляет никакого интереса, «вместо того, чтобы в должность, а он идет гулять по проспекту, в картишки играет», живет явно не по средствам, любит «показать себя», покутить.

Вопрос: Расскажите, как впервые встретились городничий и Хлестаков.

Вопрос: Почему городничий, «очень неглупый по-своему человек», как говорит о нем Гоголь, не замечает испуга и жалкого вида Хлестакова?


4.Реализация домашнего задания.

Комментарии: к уроку было задано выписать авторские ремарки к репликам городничего, а также высказывания вслух и в сторону, про себя, оформив в виде таблицы.

Примерная таблица

Ремарки

Речи про себя, в сторону

Говорит вслух

«Робея»

«Все рассказали проклятые купцы»

«Извините, я право не виноват»

«Вытянувшись и дрожа всем телом»

«О, тонкая штука!..»

«Помилуйте, не погубите!»

«Дрожа»

«нужно быть посмелее…»

«Благое дело изволили предпринять…»

«С лицом, принимающим ироническое выражение»

«Прошу посмотреть, какие пули отливает…»

«Осмелюсь ли я просить вас… но нет, я не достоин…»

Вопрос: Чем объяснить расхождение между тем, что говорит и что думает городничий?

Предполагаемый ответ: Внутреннее состояние городничего очень выразительно передают авторские ремарки, а также высказывания вслух и в сторону про себя. Из таблицы видно, что то, что думает (реплики в сторону), и то, что говорит городничий не совпадает. Городничий думает, что «ревизор» видит тонкую игру, но даже в гневе не проговаривается о своей должности, о цели приезда. Городничий и «не знает», с какой стороны подступиться к «ревизору», но подступиться надо, и Хлестакову предлагает деньги. «Ревизор» деньги взял. Антон Антонович облегченно вздохнул.

Вопрос: А что таится за словами Хлестакова? Почему в речи Хлестакова совсем нет реплик в сторону?

Предполагаемый ответ: Трусливый и нахальный одновременно, Хлестаков не слушает речей городничего, не видит его явной робости и неуверенности. Заикаясь от страха, Хлестаков начинает обороняться жалобами на трактирщика. Каждую реплику городничего перепуганный Хлестаков воспринимает совсем в ином смысле. Так, предложение переехать на другую квартиру Хлестаков понимает как намек на арест, тюрьму за неуплату. У него в противоположность городничему, совсем нет реплик в сторону. Этого Хлестакову и не требовалось: у него, что на уме, то и на языке.


5.Продолжение анализа произведения.

Вопрос: В чем заключается комизм этой сцены?

Предполагаемый ответ: Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный городничий воспринимает совсем по-другому. После каскада отчаянных выкриков Хлестакова: «Я прямо к министру!... Что вы! Что вы!...», который признается, что ему нечем заплатить, оттого и сидит он тут, городничий же все это расценивает как тонкую дипломатию и даже намек на взятку.

В этом и состоит комическое впечатление: истина скрыта от городничего, страх затмил разум, и городничий возвел «фитюльку» на пьедестал важной особы.


6.Реализация домашнего задания.

Комментарий: (для сильных учащихся) к уроку было задано подготовить краткий рассказ о Хлестакове по плану: А.Прошлое Хлестакова. Б.Характер. В.Жизненные идеалы.

Примерный ответ:

О жизни и занятиях Хлестакова в Петербурге мы знаем лишь в общих чертах: служил чиновником, ничего не выслужил, прокути, что было, и теперь отец требует его домой, в Саратовскую губернию. Хлестаков не способен остановиться мыслью на своем горемычном положении, надеется на случай. К провинции полон презрения. А потому важничает. Трусоват. Быстро переходит от капризного, требовательного тона к робкому, растерянному; защищаясь, горячится, храбрится. Получив деньги, чувствует себя в безопасности, успокаивается и даже доверительно рассказывает о себе с простодушием. Любит порисоваться. Главная же его черта – «несколько приглуповат», «без царя в голове», «пустейший».


7.Вывод.

Комедийный конфликт основан на промахе, ошибке городничего. Столкнулись в борьбе за свое спасение тончайший мошенник и непроходимая глупость. Мы смеемся не только над городничим, но и над простодушием, с которой принимает Хлестаков «преданность и уважение». В эту минуту он уже готов к той роли, на которую обрекли его чиновники города.

Упоенный своим величием, Хлестаков хочет быть еще выше и потому встает, произнося слова: «Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…» Но «поскальзывается и чуть-чуть не шлепнулся на пол…». Гоголь говорит «не упал», а «шлепнулся», чтобы подчеркнуть, как смешон Хлестаков. Однако чиновники не видят комизма позы Хлестакова. От страха они не могут вымолвить ни слова.

Вопрос: Какое место в композиции занимает «сцена вранья»?

Предполагаемый ответ: Это высшая точка в развитии действия комедии, т.е. кульминация. Ибо цель городничего достигнута: гость раскрылся – он важная государственная персона. Дело идет о судьбе городничего, и выход только один: поставить заслон из Держиморды и Свистунова – и всех взашей, кто идет к ревизору с просьбою-доносом. А самого ревизора умаслить взятками.


9. Постановка проблемного вопроса.

Н.В.Гоголь говорил: «Хлестаков вовсе не надувает: он не лгун по ремеслу; он сам забывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит…». Согласны ли вы с писателем?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Контрольный диктант


по теме «Деепричастие»


Контрольный диктант с грамматическим заданием.




Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного. Эту самую рыбу он съел бы с удовольствием, если бы, проголодавшись, поймал её в океане. Но то было' неизбежное зло. На берегу же он был покровителем, другом, спасителем обитателей морей.

Обыкновенно Ихтиандр возвращался к берегу так же, как и уплывал, пользуясь подводными морскими течениями. Но сегодня ему не хотелось надолго погружаться в воду, покидая этот берег. Юноша нырял, проплывая недолго  под водою. Он  вновь появлялся на поверхности, подобно морским птицам, охотящимся за рыбами.


139 слов (Из романа А. Беляева «Человек-амфибия».)



(Безударные гласные в корне слова; чередование гласных в корне слова;  одна и две буквы « в причастиях; не с прилагательными; правописание суффиксов причастий и деепричастий; знаки препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах; знаки препинания при причастных оборотах; запятые в сложных предложениях.)



Грамматическое задание


1. Отметьте в тексте причастные и деепричастные обороты.

2. Выпишите одиночные деепричастия и разберите их по составу.

3. Выполните морфологический разбор одного деепричастия  на выбор.

4.  Сделайте синтаксический разбор предложения:

• Подбирая на берегу небольшую рыбу….

• Юноша нырял, проплывая недолго под водою.