-Добрый день, ребята! -Проверим готовность к уроку окружающего мира. -Поприветствуем друг друга и подарим улыбку своим одноклассникам! И с хорошим настроением начнём урок! Окружающий нас мир интересно познавать! Его тайны и загадки мы готовы разгадать! Посмотри, мой юный друг! Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это всё вокруг – природа! | Самоконтроль готовности к уроку. Настрой на активную работу и познавательную деятельность. Улыбаются друг другу и начинают урок с хорошим настроением! | Регулятивные: организация рабочего места, планирование учебного сотрудничества. |
Ребята, а кому из вас довелось в этом году побывать в осеннем лесу? Красива природа осенью? А как вы думаете, есть ли у природы враги? (слайд 2) Должны мы заботиться о природе? Как вы думаете, какая тема урока? Какие задачи будем решать? | Беседуют с учителем, отвечают на вопросы. Работают по слайдам презентации, формулируют тему и задачи урока. | Регулятивные: планировать ответы на вопросы. Коммуникативные: определение темы и постановка задач урока, формулирование ответов на вопросы. Личностные: актуализировать свои знания. |
Начнём путешествие по осеннему лесу. Давайте все сейчас представим себя на прогулке среди осенних деревьев. Мы должны быть очень внимательными и осторожными. Какие правила мы должны соблюдать по отношению к деревьям? (слайд 3) Кого мы можем встретить в лесу? Каких животных вы видели в лесу? А как они готовятся к зиме? Что мы должны делать, чтобы помочь им? (слайды 4, 5, 6, 7, 8) Что мы можем ёще увидеть в лесу? Что мы можем принести домой из леса? Какие правила мы должны соблюдать при сборе ягод, орехов, грибов? (слайд 9) Вот и закончилось наше путешествие, теперь мы вернёмся в класс и подумаем, как мы можем помочь зимующим птицам? (Слайд 10) Откроем учебник на странице 114-115 и посмотрим на рисунки, какие правила охраны природы в них зашифрованы? Ребята, а вы знаете, почему мы должны быть внимательными на природе, относиться с особой осторожностью к некоторым видам животных и растений? Некоторых видов растений и животных осталось очень мало, поэтому они занесены в Красную книгу. Мы должны беречь и сохранять их. Давайте познакомимся с животными и растениями Красной книги (слайд 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17). Посмотрите на картинки в презентации, каких животных вы знаете, какие растения вам знакомы? Откроем учебник на странице 116 и прочитаем о некоторых представителях Красной книги. Сейчас мы с вами немного отдохнём. По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. По тропинке побежим, До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. Стоп. Немножко отдохнем. И домой пешком пойдем. | Беседа с учителем по теме урока, работа по презентации. Формулирование правил охраны природы осенью: не ломать ветки деревьев, сажать новые деревья, нельзя пугать птиц, разбрасывать листву и мох (там могут прятаться насекомые), нельзя разрушать паутину и обижать пауков, не приносим домой диких зверьков, например, ежей, не собираем все дары леса, оставляем корм для животных, грибы аккуратно срезаем ножом. Подкармливать зимующих птиц, делать для них кормушки. Формулирование ответов на вопросы. Работа по картинкам учебника, повторение правил охраны природы. Формулируют своё мнение, высказывают предположения. Работа по презентации, ответы на вопросы. Работа по учебнику, обсуждение прочитанного, участие в диалоге. Знакомятся с такими редкими животными и растениями, как гриб-баран, водяной орех, утка мандаринка, снежный барс, лебеди, фламинго, бабочка аполлон, беркут, журавль, выхухоль, жук-дровосек, женьшень. Выполняют упражнения по стихотворению. | Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой; уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы). Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья, осознавать важность охраны природы, формировать бережное отношение к природе. |
А сейчас мы узнаем, умеете ли вы применять правила охраны природы. Вы будете командами спасателей, которые вооружились знаниями о защите природы. Вам нужно предложить решение проблемы. 1. «Сломанное дерево». Что случилось? Какая команда может прийти к нам на помощь? Что мы можем сделать? Молодцы, сделали доброе дело. 2. «Растоптанный гриб». Дети в лесу наступают на грибы, срывают и бросают их. Кто объяснит правило, которое поможет исправить эту ситуацию? 3. «Ёжик».Мальчик нашел в лесу ёжика и принес его домой. Ребята, как вы думаете, нужна ли помощь ёжику? Грозит ли ему опасность? Какая команда придёт к нам на помощь? А давайте ещё раз вспомним, какие спасательные операции совершили вы - юные спасатели: - посадили дерево; - спасли грибы, помогли птицам и ёжику. Хорошие дела мы сделали с вами, помогли природе. Ребята, а какие ещё правила охраны природы вы знаете (слайд 18). А теперь мы сделаем памятки с правилами охраны природы. На листочках обведём шаблоны цветочка, в каждом лепесточке напишем правило охраны природы, в середине «Будь природе другом». | Работа по заданию учителя, поиск решения проблемы, формулирование ответов: посадить дерево, нужно соблюдать правила сбора грибов, гуляя в лесу нельзя топтать грибы, нельзя приносить диких зверьков домой. Рассказывают о правилах охраны природы, которые им известны. Создание памятки «Правила охраны природы» | Познавательные: уметь формулировать несложные выводы по теме урока, применять новые знания. Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
Сегодня на уроке мы сделали много добрых дел для нашей прекрасной природы. Охранять природу - это охранять Родину, а значит охранять себя. Давайте, ответим на вопросы рубрики «Подумаем» на странице 117 учебника. Теперь все вместе, как настоящие товарищи, попробуем сформулировать вывод. Довольны ли вы своей работой на уроке? Давайте оценим свои знания. Чему мы должны были научиться на уроке? Чему мы научились? Для чего нужны нам полученные знания? Кто очень хорошо освоил материал, раскрасьте дерево жёлтым цветом, а кто что-либо не успел освоить на уроке – красным цветом. А теперь прикрепим деревья на листочек. Какой красивый осенний лес у нас получился! Домашнее задание: рассказать о правилах охраны природы своим друзьям, подготовить пересказ по теме урока, ответить на вопросы в рубрике «Проверь себя». | Формулирование ответов на вопросы учебника, повторение изученного материала. Формулирование вывода. Рефлексия деятельности, оценивание своей работы и своих знаний. Создание осеннего леса. | Познавательные: уметь формулировать несложные выводы. Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. |