Мамутова Майре Рефатовна
МБОУ «Родниковская школа – гимназия». Республика Крым.
1 класс. Окружающий мир
Окружающий мир. 1 класс
Тема: Лиственные и хвойные растения
Цель:дополнить и расширить представления первоклассников о хвойных и лиственных растениях; учить различать хвойные и лиственные
деревья; развивать наблюдательность, умений анализировать,
сравнивать, делать выводы; прививать любовь к предмету.
Оборудование: карточки с изображением пяти растений, рисунки с изображением листа и хвоинки, веточки лиственного и хвойного дерева, шишки ели и сосны, разрезные рисунки-пазлы с изображением деревьев.
Ход урока
Повторение изученного на предыдущем уроке.
А) Фронтальный опрос.
Что изучали на предыдущем уроке?
На какие виды делятся растения?
По каким признакам мы определяем, что перед нами дерево?
Как доказать, что куст – это куст?
Чем отличается травянистое растение от куста или дерева?
Б) Работа в парах. Дети получают конверты с изображением растений. Дети называют эти растений и определяют лишнее среди них.
В) Дидактическая игра «Продолжи ряд».
Я буду называть растения одной группы, а вы продолжите его.
Дуб, липа, тополь, … , … , … .
Смородина, сирень, калина, … , … , … .
Подорожник, барвинок, колькольчики, … , … , … .
Мотивация учебной деятельности
Кто из вас бывал в лесу?
Что такое лес?
Какие деревья рас тут в лесу?
А что еще растет в лесу?
Как называется лес, в котором рас тут только сосны?
Как называется лес, в котом рас тут только березы?
Что такое чаща?
Актуализация опорних знаний. Сообщение темы и задач урока.
Отгадайте загадку. «ЭИМОЙ И ЛЕТОМ ОДНИМ ЦВЕТОМ» (ель)
Почему ель круглый год одного цвета?
На уроке мы узнаем, как называется группа растений, к которой относится ель, есть ли у нее листя, меняет ли свой наряд красавица ель в течение года?
Первичное восприятие и осознание нового материала
Дидактическая игра «Собери картину»
(хвойный лес и лиственный лес)
Практическая работа.
Рассказ учителя.
По форме листьев дервья и кусты делятся на лиственные и хвойные. Лиственные деревья и кусты – это береза, дуб, липа, клен, яблонька, груша, смородина, орешник, сирень. На веточках у них рас тут листья разного размера и разной формы.
А у хвойных деревьев и кустов – ели, сосны, можжевельника – вместо обычных листочков – иголочки, которые называются хвоинками. Отсюда и название – хвойные растения.
В отличии от лиственных растений хвойные меняют свою одежду понемногу, но постоянно. На месте опавши хвоинок вырастают новые, а нам кажется, что с елкой или сосенкой никаких изменений не произошло.
Вы, наверне, не раз слышали о том, что нельзя рубить ели. Почему? Как и все хвойные растения, ель – полезное дерево. Оно имеет приятный запах и очищает воздух от пыли, вредных газов, бактерий. Кроме того является домом и пищей для многих зверей и птиц. Ель растет очень медленно: за 10-15 лет вырастает на 1-2 метра.
Рассмотрите рисунок с изображением лиственницы.
-Какое это растение: лиственное или хвойное?
Лиственница единственное вечнозеленое дерево, которое сбрасывает свои листочки-хвоинки осенью. Хвоинки осенью желтеют и опадают, как и листья лиственных деревьев.
6. Практическая работа.
- Раскройте шишку и найдите семена.
- Почему они скрыты в чешуйках шишки?
- Для чего нужны семена?
Закрепление и осмысление знаний
Работа с учеником.
Работа с тетрадью. С.23.
Ртгадайте загадку. С елью стройной мы родня.
Обе зелены и колки.
Но длиннее у меня
И назване и голки. (Сосна)
Обобщение и систематизация знаний. Слушание стихотворения
Дидактическая игра. Хвойные, лиственные растения
Отгадывание загадок.
7. Рефлексия учебной деятельности.
- Какими знаниями вы теперь можете поделиться со своими младшими друзьями, которые ещё не ходят в школу?
- Что интересного из урока расскажите, придя сегодня из школы, своим родителям?
8. Домашнее задание: приготовить сообщение о деревьях;
составить кроссворд по теме урока для разгадывания в классе.