СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру " Наши предки- древесные жители"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети проводят сравнительный анализ человека и обезьяны по плану, делают выводы и отвечают на главный вопрос урока "Может ли человек стать обезьяной?".

Просмотр содержимого документа
«Урок по окружающему миру " Наши предки- древесные жители"»

Тема: Наши предки – древесные жители.

Цели: 1. Формировать у учащихся новые понятия о сходстве и отличии человека и обезьян.

2. Развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения.

3. Воспитание бережного и уважительного отношения к природе.

Оборудование: презентация, проектор, учебник, рабочая тетрадь, пирамидки.




Ход урока.

I.Актуализация знаний:

- беседа по вопросам;

- игра «Определи в какую группу относится человек»;

- проблемный вопрос.

II. Новая тема:

- составление плана;

- работа по плану:

А) ответы на вопросы;

Б) работа по рисункам;

В) рассуждение;

Г) выводы.


  1. Выведение общего итога.


IV. Заключение:

- выполнение заданий по рабочей тетради.


V. Итог:

- беседа по вопросам;

- подведение итогов.















Ход урока.

I. Актуализация знаний:

- беседа по вопросам:

- К какому классу животных принадлежит человек?

- Чем млекопитающие отличаются от остальных животных?


- игра «Определи в какую группу относится человек»:

- Перед вами различные множества животных. Куда бы вы добавили человека? Почему?

- На это сходство издавна обращали внимание. Еще в XVIII веке Карл Линней поместил человека и обезьяну в одну группу.

- Что такое эволюция?

- Продолжается ли она в наши дни?

- проблемный вопрос:

- Может ли обезьяна стать человеком?


II. Новая тема:

- составление плана:

- Попробуем рассмотреть этот вопрос с различных сторон. Сравним животных, обезьян и человека по следующему плану:

1. среда обитания;

2. строение тела;

3. органы чувств;

4. разум;

5. потомство;

6. образ жизни.

- Перед вами будут стоять две пирамидки. В одну из них мы будем отмечать схожие стороны, а в другую различия. Затем сделаем выводы.


- работа по плану:

1. - Влияет ли среда обитания на системы органов человека? Животных? Приведите примеры.

- Какова среда обитания обезьян? Человека? Других млекопитающих?

- Вывод: Среда обитания человека и обезьяны различны, и она имеет влияние на строение организма.


2. - За что отвечает опорно-двигательная система?

- Может ли окружающая среда внести в нее изменения? Приведите примеры.

- Как передвигаются обезьяна? Человек? А другие млекопитающие?

- Что важно для обезьяны при передвижении?

- Перед вами несколько рисунков верхних конечностей млекопитающих. Какие из них будут наиболее удобные в этих условиях проживания? Почему?

- Еще какие отличия вы видите в строении верхних конечностей?

- Почему природа так изменила строение когтей?

- С чьими верхними конечностями схожи руки человека?

- Значит и человек должен с легкостью передвигаться по деревьям?

- Почему же он передвигается по земле?

- Вывод: люди отличаются от обезьян хождением на двух ногах в результате развития мышц ног.

- Чем же еще отличаются верхние конечности обезьяны от других животных?

- Вспомните поведение обезьян в зоопарке рядом со своими детенышами. Что они делают?

- Все ли млекопитающие могут похвастаться такой ловкостью рук?

- Вывод: Обезьяны отличаются от остальных животных тем, что они могут манипулировать различными предметами.


3. - Какой еще орган нужен и человеку, и обезьяне для слежения за манипуляцией?

- Перед вами несколько рисунков. Сравните расположение глаз обезьян, человека и других млекопитающих.

- Что дает такое расположение глаз?

- Давайте сравним поведение собаки, которая ищет кость и обезьяны, которая ищет банан? Какой орган чувств работает у собаки?

- Какой орган чувств для нее важнее?

- А для человека? Вспомните игру «Жмурки». Сложно ли вам ориентироваться в пространстве с завязанными глазами?

Вывод: Для обезьян, как и для человека, важно зрение, а для млекопитающих обоняние.

- Почему это так? Свяжите со средой обитания, передвижением?


4. - С какой системой связаны зрение, тактильные ощущения?

- Развитие какой части нервной системы отвечает за это?

- Легко ли обучить человека?

- Как развит мозг человека? Приведите примеры.

- Как вы думаете, легко ли обучить обезьяну?

- Посмотрите на рисунки. Что делает обезьяна для того, чтобы достать банан?

- Могут ли животные продумывать свои действия заранее? А обезьяна? Человек?

- Что позволяет человеку учиться, заранее продумывать свои действия?

- Как же общаются люди? Обезьяны? Животные?

- Вывод: у обезьян развит головной мозг лучше, чем у остальных животных, но не так высоко как у человека. Человек – разумное существо. Он общается с помощью речи.


5. - Еще одно условие обучения – это опыт, переданный нам нашими родителями.

- Заботятся ли родители о своем потомстве?

- Сколько обычно детенышей вы видели в клетке у обезьян?

- Как вы думаете, почему у кошек рождается по 5-6 детенышей, а у обезьян и человека нет?

- Чему обучают животные своих детенышей?

- Как быстро детеныши могут оторваться от своей мамы? А у обезьян? А у человека?

- Как вы думаете, почему так происходит? Чему должны обучить обезьяны и люди своих детенышей?

- Каков период детства у животных? Обезьяны? Человека?

- Вывод: у обезьян, как и у человека, долгий период детства.


6. - Как живут обезьяны? А другие животные?

- Каково устройство их небольшого общества?

- Схож ли образ жизни обезьян с образом жизни людей?

- Вывод: обезьяны, как и люди, живут в своем маленьком «обществе».


  1. Выведение общего итога.


- Итак, давайте подведем итоги в общей таблице. Там где обезьяны схожи с человеком поставим знак «+», там где отличается – «-». Заполните таблицы.


Среда обитания

-

Строение тела

+

Органы чувств

+

Разум

-

Потомство

+

Образ жизни

+


- Теперь проверьте свои ответы.

- Внимательно посмотрите на пирамидки и в свои таблицы. Чего больше?

- Значит, человек и обезьяна схожи как два брата. Бывают ли братья похожи во всем?

- Какая самая главная черта, которая их связывает?

Вывод: у человека и обезьяны общие предки – древесные жители, о которых мы поговорим на следующем уроке.


IV. Заключение:

- выполнение заданий по рабочей тетради.


V. Итог:

- беседа по вопросам:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Докажите, что человек и обезьяна имеют общих предков?


- подведение итогов.