СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по окружающему миру "Планеты солнечной системы" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Планеты солнечной системы"4 класс

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

Самоанализ урока

окружающего мира в 4 б классе

МБОО «Лицей №2 г. Буинска Республики Татарстан»

по теме «Планеты Солнечной системы»



Цель урока: продолжить изучение нашей солнечной системы, дать представление о планетах Солнечной системы и их расположении в пространстве

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД:

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-умение работать в парах, учитывая позицию собеседника;

-организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Сформировать представления о планетах и их расположение в Солнечной системе

Личностные:

- Осознание целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе: Солнце, планеты, звезды.

Метапредметные:

Регулятивные:

-формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- развивать умение выделять главное в научно-популярном тексте

  Познавательные: 

-формирование умений работы со справочниками, дополнительной литературой;

- развитие умения сравнивать, классифицировать, анализировать

Коммуникативные: 

-учиться аргументировать, доказывать ;

-умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Т.к. основной вид деятельности на уроках окружающего мира в 4 классе – учебно-поисковый, то и урок определила, как «научное исследование».

Основных этапов урока было 3 – повторение (разминка), введение в новый материал и закрепление.

Хотелось как можно подробнее познакомить детей с планетами Солнечной системы. В соответствии с этим были использованы различные виды деятельности учащихся: коллективная работа, индивидуальная, работа в парах. Были подготовлены : презентация, работа на интерактивной доске и на нетбуках. Хотелось подать информацию в наиболее оптимальном и интересном для ребят виде. Время было распределено оптимально, один этап урока логически перетекал в другой. На уроке присутствовала интеграция с уроком лит.чтение (считалка и стихотворение в конце урока). Контроль усвоения знаний происходил на протяжении всего урока, а также в виде теста на нетбуках. На уроке я старалась создать атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Для снятия физической и психологической нагрузки использовала физ.минутки: двигательная и профилактическая против утомляемости глаз.

В содержание урока были включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цель урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей ситуации. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников 4 класса. Учебная информация была наглядной и привлекательной для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.

 При проведении урока были использованы различные формы обучения: фронтальная работа, групповая и работа в парах. Детям  оказывалась индивидуальная помощь. В ходе групповой работы осуществлялось оценивание деятельности учащихся При проведении урока была использована интерактивная презентация, задействованы все возможные ресурсы кабинета. Урок был очень динамичный, проведён в доброжелательной рабочей обстановке.

Считаю, что урок реализовал поставленные цели.

На перспективу считаю, что работа с мультимедийной системой очень продуктивна на уроках окружающий мир, особенно в 4 классе (уч-ся могут самостоятельно выполнять презентации), и дает широкие возможности для творчества учителя. На уроках окружающего мира нужно как можно больше времени уделять практическим действиям, чтобы ученики могли потрогать, сделать опыты сами, увидеть своими глазами. Вот к этому и надо стремиться - сделать работу на уроке максимально практической.





















































Просмотр содержимого документа
«открытый урок окр. мира»



Конспект урока по окружающему миру

Тема урока: Планеты Солнечной системы.

Класс: 4 Б

Дата: 4 октября 2016 год



Цели урока: продолжить изучение нашей солнечной системы, дать представление о планетах Солнечной системы.

Тип, вид урока: Урок освоения новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

- Сформировать представления о планетах и их расположение в Солнечной системе

Личностные:

- Осознание целостного взгляда на мир через представление о Солнечной системе: Солнце, планеты, звезды.

Метапредметные:

- Регулятивные:

формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; развивать умение выделять главное в научно-популярном тексте

-Познавательные: 

формирование умений работы со справочниками, дополнительной литературой; развитие умения сравнивать, классифицировать, анализировать

-Коммуникативные: 

учиться аргументировать, доказывать ;умение включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение

Формы: фронтальная, групповая работа, работа в паре

Методы: словесный, наглядный, практический

Оборудование: Smart доска, проектор, интерактивная презентация, нетбуки


Ход урока

1. Орг.момент

- Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Всё готово ?- Посмотри?

Начинаем : Раз! Два ! Три!

II .Сообщение темы и цели урока

1. Посмотрите на слайд ( 1). Что это? (Это Вселенная). Представьте, что вы оказались в этом замечательном месте. Вселенная это необъятное пространство со звездами, планетами и другими небесными телами. Самая ближайшая для нас звезда которая встретится на нашем пути? (Солнце) Наука развивалась и многие тайны Вселенной, которые она хранила разгаданы. Мы сегодня только прикоснемся к некоторым из них.

Учитель. Тема урока: Солнечная система: Земля и другие…  А кто это – другие? Какое место в Солнечной системе занимают они. Все это предстоит нам выяснить сегодня на уроке. (слайд 2 )

Для этого мы с вами займемся научно - космическими исследованиями в группах. Хороший результат будет зависеть от работы каждого из вас.



III. Формирование новых знаний

Начинаем с 1 этапа- разминки.

1. Разминка

Прибор для изучения Вселенной? (Телескоп)

Что ближе к Земле: Солнце или Луна?     ( Луна)

Луна – это …  (Спутник)

Путь движения планеты вокруг Солнца? (Орбита)

По какой звезде можно ориентироваться ночью. (Полярная)

Какого цвета солнце? (Желтая)

Одежда для космонавтов. (Скафандр)

Газовая оболочка, окружающая  Землю. (Атмосфера)



– К исследованиям готовы! Наступило время познакомить вас с заданиями

2 . Задания группам

1 группа "Космонавты"

- Задание. Расположите планеты по мере удаления их от Солнца.

(У детей таблица расстояний планет от Солнца)

Таблица 1

1. Сколько планет движутся,  как и Земля вокруг Солнца? ________________

2. В каком порядке?___________________________________________________________

( выбрать из таблицы и расположить по возрастанию)



2 группа "Исследователи"

Задание. Прочитать описание всех планет Солнечной системы и выявить планеты похожие на Землю. ( "Планеты земной группы" ) Приложение1

1. Перечислите планеты _________________________________________________

2. Что общего у этих планет?

– Размер ___________
– Поверхность _________
– Атмосфера? _____________
– Жизнь _________________

3. Как такие планеты называются? ___________________________ 



3 группа "Эксперты"

1.Задание. Определите, какие планеты являются чемпионами Солнечной системы. Приложение1

Таблица 2

1. Самая далекая планета Солнечной системы? ________________
2. Самая ближайшая к Солнцу планета? ______________________
3.  Планета, сравнимая по размерам с Землей?_________________



2. Таблица 3

1. Самая большая планета Солнечной системы________________
2. Самая маленькая планета?______________________________



3. Таблица 4

1. Самая горячая планета
2. Самая холодная планета
3.У какой планеты больше всего спутников?



4.

1. Самая быстрая планета________________
Подумайте, какой планете потребуется меньше всего времени для вращения вокруг Солнца. (Меркурий – 88 суток)
2. Самая медлительная планета______________________________________
Подумайте, какой планете потребуется больше времени для вращения вокруг Солнца? (Нептун – 165 лет)
3. Эта планета ни самая маленькая, ни самая большая, но у нее есть то, чего нет ни у одной планеты Солнечной системы? (Земля)



4 группа "Космические биологи"

Задание. Прочитать описание всех планет Солнечной системы и выявить планеты непохожие на Землю.

1. Перечислите планеты _________________________

2. Что общего у этих планет?

– Размер __________________
– Твердая поверхность (да, нет) _________ Они состоят из ___________
– Там царит (тепло, холод)  почему? ____________________________
– Планеты состоят из  _______________________________
– Спутники (много, мало) __________________
– Жизнь _________________

3. Как такие планеты называются? ______________________



IV. Защита исследовательских работ

Защита 1 группы .

-Предлагаю вам создать модель Солнечной системы. (Работа на интерактивной доске)

(слайд 3)( дети собирают модель Солнечной системы)

-Чтобы запомнить последовательность Солнечной системы Звездочет нам предлагает выучить считалку

- Прочитайте считалку ( слайд 4)



На Луне жил звездочет.

Он планетам вел подсчет:

Меркурий – раз, Венера – два,

три Земля, четыре – Марс,

пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

семь – Уран, восьмой – Нептун,

девять дальше всех Плутон,

кто не видит - вышел вон!

Какую ошибку допустил звездочет? (Плутон больше не планета)

Так сколько планет мы должны запомнить?



-Защита 2 группы

Сравните, правильно ли были найдены планеты ( слайд 5)



-Защита 3 группы "Космические биологи" (слайд 6)



-Выступление 4 группы "Эксперты" (слайд 7)



V. Физ-ка . Все группы справились с заданиями, а теперь давайте отдохнем. Встаньте, пожалуйста, и сделайте два вращения вокруг своей оси, как это делает наша Земля. (Дети вращаются и если кто-то ошибся, учитель сообщает, что так вращается планета – Венера)

VI. Выполнение теста «Планеты Солнечной системы» ( работа с нетбуками)

VII. Д/з сочинить считалку для запоминания порядка планет

Приложение2

VIII. Рефлексия

- Молодцы! Что интересного вы узнали о планетах?

- Оцените свою работу



Единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь – это Земля, а мы ее жители! Наша Земля – третья от Солнца планета. На ней сложились благоприятные условия для жизни растений, животных и людей. От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля меньше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле – это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке…
В самом далеком, глухом городке!



-Вы уже изучали такие природные явления, как смена дня и ночи, смена времен года на земле. Знаете ли вы причины этих явлений, мы поговорим на следующем уроке.



VII.Итог урока























































Приложение1

Тексты-описания планет.

Каждый ученик группы должен по описанию двух планет выбрать планету, похожую на Землю.

1. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее,  чем Земля.

2. Пятая от Солнца планета – Юпитер. Это громадный шар, состоящий из жидкого водорода, самого легкого газа на свете, но его так много, что это самая тяжелая планета из всех.  Очень много спутников – 63. Юпитеру достается немного тепла от солнца, и поэтому там царит вечная зима.

3. Вторая от Солнца планета – Венера. Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть плотная атмосфера, но она состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не могут. На Венере невыносимая жара, приблизительно 500. Спутников нет. На небе эта планета видна как самая яркая звездочка голубоватого цвета. Очень красивая и привлекательная.

4. Уран расположен за Сатурном. Эта планета вращается лежа на боку. Поэтому к солнцу обращен то один его бок, то второй. Размер этой планеты гораздо больше Земли. И она тоже состоит из газов, как ближайшие ее соседи. Удаленность от Солнца не позволяет нагреть эту планету. Спутников – 27.

5. Марс – четвертая планета. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У Марса есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа. Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красной пылью, которая позволяет увидеть планету как красноватую звезду. Солнце греет хуже. Лето холоднее, чем на Земле, а зима суровее. На полюсах ледяные шапки. Бывают дни и ночи. Два спутника у Марса: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас)

6. Шестая планета – огромный Сатурн. Он расположен далеко от Солнца, поэтому температура его очень низкая. Сатурн тоже газовая планета. Эта планета желтоватого цвета, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней, их видно в телескоп или сильный бинокль. Много спутников – 60.

7. Нептун – восьмая от Солнца планета Она кажется темно-голубой, потому что тоже состоит из газа, газа метана, который горит в наших газовых плитах. В телескопы астрономы замечают на Нептуне клочковатые белые облака. Вечная зима там царит. Спутников –13.

8. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее,  чем Земля.







Приложение 2

Тест «Планеты Солнечной системы»

1. Планеты Солнечной системы изучают:

а) географы;
б) астрономы;
в) физики.

2. Вокруг Солнца вращаются планеты. Их:

а)7;
б)8;
в) 11.

3. Есть ли у Земли естественные спутники?

а) да, один;
б) нет;
в) да, два.

4. Какая планета носит имя богини красоты?

а) Земля;
б) Венера;
в) Сатурн.

5. Звезда, вокруг которой вращается Земля:

а) Луна;
б) Солнце;
в) Венера.

6. В какой последовательности относительно Солнца расположены планеты?

а) Венера, Земля, Марс, Меркурий, Нептун, Плутон, Сатурн, Уран, Юпитер;
б) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Нептун, Плутон, Сатурн, Юпитер, Уран;
в) Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.



Таблица 1

Название планеты

Расстояние от Солнца в млн. км.

Юпитер

777

Уран

2 869

Венера

108

Земля

150

Меркурий

58

Марс

227

Сатурн

1 426

Нептун

4 496





Таблица 2

Название планеты

Диаметр планеты в км

Расстояние от Солнца в млн. км.

1.

Меркурий

4 880

58

2.

Венера

12 100

108

3.

Сатурн

116 000

1 426

4.

Марс

6 800

227

5.

Юпитер

140 000

777

6.

Земля

12 742

150

7.

Уран

50 800

2 869

8.

Нептун

48 600

4 496









Таблица 3

Название планеты

Диаметр планеты в км

1.

Меркурий

4 880

2.

Венера

12 100

3.

Земля

12 742

4.

Марс

6 800

5.

Юпитер

140 000

6.

Сатурн

116 000

7.

Уран

50 800

8.

Нептун

48 600









Таблица 4

Название планеты

Температура
на планете

Кол-во спутников

1.

Меркурий

+ 430

2.

Венера

+ 500

3.

Земля

+ 30

1

4.

Марс

– 23

2

5.

Юпитер

– 160

63

6.

Сатурн

– 150

60

7.

Уран

– 220

27

8.

Нептун

– 210

13





















Просмотр содержимого презентации
«prezentaciya_10»

Вселенная Вселенная

Вселенная

Вселенная

Планеты земной группы Земля – богиня плодородия Утренняя звезда Венера

Планеты земной группы

Земля – богиня

плодородия

Утренняя звезда

Венера

На Луне жил звездочет. Он планетам вел подсчет: Меркурий – раз, Венера – два, три Земля, четыре – Марс, пять – Юпитер, шесть – Сатурн, семь – Уран, восьмой – Нептун, девять дальше всех Плутон, кто не видит - вышел вон!

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел подсчет:

Меркурий – раз, Венера – два,

три Земля, четыре – Марс,

пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

семь – Уран, восьмой – Нептун,

девять дальше всех Плутон,

кто не видит - вышел вон!

Планеты гиганты Гигант Юпитер Сатурн  Уран  Нептун

Планеты гиганты

Гигант Юпитер

Сатурн

Уран

Нептун

1. Какие планеты - соседи Венеры? 2. Кто - соседи Сатурна? 3. Какие планеты - соседи Земли?

1. Какие планеты - соседи Венеры?

2. Кто - соседи Сатурна?

3. Какие планеты - соседи Земли?

Что нового вы узнали о планетах Солнечной системы?
  • Что нового вы узнали о планетах Солнечной системы?

2. Температура на Меркурии +480С, а на Сатурне приближается к -170С. Как это объяснить?