УМК Предмет: Автор учебника: Класс: Тема: | «Школа России» Окружающий мир А.А. Плешаков 1 класс «Как путешествует письмо?» |
Основные цели: | 1) сформировать понятия о разнообразии почтовых отправлений и средствах доставки корреспонденции; 2) познакомить с работой почты, почтальона, почтовыми голубями; 3) формировать умение строить условными обозначениями схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма; различать письма, бандероли, посылки, открытки; 4) раскрыть роль почтовой связи для общества; 5) тренировать умение выполнять правила работы в парах и группах; 6) формировать УУД. |
Планируемый результат: | Иметь представление о разнообразии почтовых отправлений: письмо, открытка, бандероль, посылка. Иметь представление о работе почты, почтальона, о почтовых голубях, о путешествии письма. Уметь строить условными обозначениями схему доставки почтовых отправлений; различать письма, бандероли, посылки, открытки. Уметь выполнять правила работы в парах и группе. |
Тип урока: | Открытие нового знания |
Основные понятия: | Понятия: «письмо», «бандероль», «посылка», «открытка»; «отправитель», «адресат»; «марка», «индекс» |
Межпредметные связи: | Русский язык (правила переписки), литературное чтение, история |
Средства обучения: | Учебники, учебные пособия: Для учителя: - методические материалы, сопровождающие ФГОС НОО (примерная программа по окружающему миру, планируемые результаты, оценка достижений планируемых результатов) - УМК по окружающему миру (программа, учебник, рабочая тетрадь, методические пособия и книги для учителя). Для ученика: - учебник по окружающему миру Демонстрационно-наглядные: Для учителя: пословица «Семь дел в одни руки не берут»; таблички с терминами «отправитель», «адресат», «бандероль», «посылка», «открытка»; конверты, бандероль, посылка, открытки, марки; электронное приложение к учебнику; презентация Для ученика: электронное приложение; презентация;
Средства обучения для осуществления практических действий: Для ученика: лист белой бумаги А4, набор «Путешествие письма» (на группу) клей, фломастер, ручка кроссворд (для пар) индивидуальные карточки успешности памятки «Работа в группе», «Правила переписки» |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности. |
Учитель: Вот и прозвенел звонок. Начинается урок. Очень тихо вы садитесь И работать не ленитесь. Учитель читает отрывок из стихотворения С. Маршака «Почта» и раздает группам большие конверты. Помогает ей Муравьишка Вопросик. Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, это он, Ленинградский почтальон. У него сегодня много Писем В сумке на боку - Из Ташкента, Таганрога, Из Тамбова И Баку. В семь часов он начал дело, В десять сумка похудела, А к двенадцати часам Все разнес по адресам… Муравьишка будет вместе с нами учиться. Учитель предлагает объяснить смысл пословицы «Семь дел в одни руки не берут» | Ученики объединены в группы по 5-6 человек. - рассматривают предметы на партах -объясняют смысл пословицы | Личностные УУД: мотивация учения, самоопределение |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии. |
Учитель обращается к грустному Вопросику: - А что это у тебя в руках? Показывает кроссворд и просит помочь учителя и детей - разгадать его и выяснить ключевое слово: 1. Хвост раскрылся сам собой, Словно веер расписной. У хвоста есть властелин, А зовут его ... (Павлин) 2. Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист) 3. Всю ночь летает - Мышей добывает. А станет светло - Спать летит в дупло. (Сова) 4. Подбирает он проворно Кинутые ему зерна И гнездится на карнизе Наш любимый ... (голубь сизый). 5. Избушка новая, Для всех столовая, Зовет обедать, Крошек отведать. (Кормушка) - Помогайте птицам зимой! 6. На скале он строит дом. Разве жить не страшно в нём? Хоть кругом и красота, Но такая высота! Нет, хозяин не боится Со скалы крутой скатиться - Два могучие крыла У хозяина ….( орла) - О каких птицах были загадки? - А все эти птицы дикие? - Почему? - Прочитайте ключевое слово. - Вопросик, а почему ключевое слово письмо? Слайд 2-3. Муравьишка показывает конверт. -Я написал другу Диего письмо, хочу его поздравить с наступающим 23 февраля. И очень хочу, чтобы оно дошло. А как быть дальше я не знаю. - Кто поможет муравьишке? Молодцы! Учитель предлагает определить тему урока. -Как бы вы, ребята, поступили дальше? Хорошо, вариантов много. | Дети работают в парах- разгадывают кроссворд, печатают слова, находят ключевое слово «ПИСЬМО» - О диких. - Нет. Голуби могут быть домашними. - Человек разводит. - Письмо. Дети поднимают руки. Тема урока- письмо, и как оно путешествует. Варианты ответов детей. (Надо подписать конверт. Написать куда и кому это письмо. Пойти на почту. Спросить у мамы, учителя. Отдать почтальону.) | Познавательное УУД. Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД. |
3. Выявление места и причины затруднения. |
Учитель предлагает муравьишке подписать конверт. - Ребята, какая цель стоит перед нами? - Что еще нужно узнать про письмо? Слайд 4 | Незнайка затрудняется. Цель – узнать как нужно правильно подписывать и отправлять письмо. Как оно путешествует. | Познавательное УУД: общеучебные Регулятивные УУД. целеполагание |
4. Построение проекта выхода из затруднения. |
а) Знакомство с видами почтовых отправлений. Учитель обращается с толковому словарю. б) Знакомство с видами писем. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала. - Что такое письмо? (Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения кому-нибудь). -Что нужно, чтобы письмо смогло дойти до Неумейки? (Нужен конверт и марка). Конверт - пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг. Изготавливается из разных материалов. -Давайте его рассмотрим. Найдите слова "От кого", "Кому". "Отправитель" - это тот, кто отправляет письмо (тот, от кого оно приходит). В нашем случае – это мы. "Адресат" - это тот, кто получает письмо" – Неумейка. (На конверте указывается адрес: имя, фамилия, название организации, улица, дом, квартира, почтовый индекс). Слайд 6 Почтовый индекс. Слово означает "указатель". "Индекс" - это последовательность букв и цифр, которые облегчают сортировку писем. В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры - это код города, ещё три номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами, смотрите на образец. Дело в том, что индекс расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определенного образца. -На письме должна быть марка. Марка - это проездной билет письма, оно оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными и красивыми, многие люди их коллекционируют - это филателисты. Слайд 7-10. Вот мы закончили оформлять конверт. Теперь его можно отправить, но куда? - Кто занимается рассылкой писем? (Почта) Письма готовы. Отправляем их в путешествие. Но как это сделать. Слайд 11 Загадки к каждой картинке. (Дети по очереди читают загадки, а на доске поочередно закрываются нужные окошечки). 1 загадка Я синего цвета Вишу на стене И много приветов Хранится во мне. (Почтовый ящик) 2 загадка Все вести Собрались вместе. (Мешок с письмами) 3 загадка На столе на видном месте Собирают вести вместе. А потом его жильцы Полетят во все концы. (Письма на столе) 4 загадка Что за птица Песен не поет Гнезда не вьет Людей и груз везет? (Самолет) 5 загадка Полотно, а не дорожка Конь не конь – сороконожка По дороге той ползет Весь обоз один везет. (Поезд) 6 загадка Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне… (Почтальон) 7 загадка Дома из жести, А жильцы в них – вести. (Почтовые ящики) | Дети рассматривают слайд2 и исследуют почтовые отправления на партах.
| Познавательные УУД: логическое и общеучебные. Регулятивные УУД. |
Физкультминутка. |
5. Реализация построенного проекта. |
а)Муравьишка подписывает конверт - Я понял! На конверте нужно написать адрес бабушки и ее фамилию, имя и отчество! А я- отправитель и на конверте напишу от кого письмо. -Что еще нужно сделать ребята? - Молодцы! б) Учитель предлагает группам составить из условных обозначений в большом конверте схему доставки почтовых отправлений. - Все эти предметы участвуют в путешествии письма. Сейчас у себя на парте вместе со своим соседом по парте расположите их в той последовательности, как вы считаете. По очереди выходят учащиеся и определяет последовательность каждого этапа. Все остальные сравнивают со своими схемами. Комментарий учителя: на стене на видном месте висит синий ящик. В щёлку ящика люди опускают письма. Каждый день письма вынимают. Подставит человек мешок, щёлкнет замочком - письма так и посыпятся в мешок. Как письмо попадёт к адресату? Все письма на почте разбирают по адресам. На каждом письме ставят штамп с датой отправления. Потом отправляют в самолётах, в почтовых вагонах, на пароходах. Оттуда развозят по почтовым отделениям. Самые большие почтовые отделения называются ПОЧТАМТ. Самый большой почтамт Москвы находится при Казанском вокзале на Комсомольской площади. За одни сутки там сортируют 3 миллиона писем. После это письма разносятся и развозятся по адресам, и почтальоны разбрасывают их по почтовым ящикам. С момента отправки письма до момента получения пройдет много времени. - Какие мы молодцы! Покажите, кто думает, что мы все сделали правильно. | Ребята ему помогают. Приклеить марку и указать индекс. Коллективная работа по плану- схеме (памятка), делают выводы. | Познавательные УУД. Коммуникативные УУД: планирование, сотрудничество |
6. Первичное закрепление во внешней речи. |
а) Рассказы детьми по созданной схеме о путешествии письма. б) Сравнение по эталону. Слайд 20. Незнайка предлагает детям памятки «Правила переписки» в) Просмотр фрагмента электронного приложения «Работа почты».
Учитель: …Честь и слава почтальонам, Утомлённым, запылённым, Слава честным почтальонам С толстой сумкой на ремне! - Почтальон- очень нужная и важная профессия! | Выступление капитана каждой группы. Сравнение схемы по эталону. Незнайка раздает памятки для изучения «Правила переписки» Дети смотрят фрагмент. Выставка рисунков детей. | Познавательное УУД: логическое, общеучебные Коммуникативные. |
Физкультминутка. |
7. Включение в систему знаний и повторение. |
- Но ведь почтальон приготовил еще и вот эти вещи. Как же они называются? Они совсем не похожи на письмо. Кто знает? - Может вы знаете? Нет, узнаем из учебника. Работа с учебником Плешакова "Окружающий мир", 1 класс. Слайд 21 Посылка - упакованная вещь, пересланная по почте. Бандероль - небольшое почтовое отправление в бумажной обертке. Но в современном мире стали использовать пластиковые пакеты. - Почтальон в начале урока принес нам какие-то предметы. Кто помнит какие? (фотография, шарф, конструктор). - Что и как почтальон решил отправить? Фотография – письмо. Шарф – бандероль. Воздушный шар – посылка. рубрика «Это интересно!» «Птицы- вестники» Слайд 27. -В прошлом, когда не было телефонов, радио, самолетов, голуби- почтальоны доставляли письма. В военные годы они передавали срочные донесения. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и в Англии. Слайд 33 Бутылочная почта. Слайд 33. . б) работа по учебнику с.65 - Учитель предлагает посмотреть на задание в учебнике на с.65. -Какой вопрос можно поставить? -На карточках поставьте цифру возле подходящего слова. -Выберите на лесенке успешности ступеньку - определите свою работоспособность на уроке. | Дети изучают слайды, слушают рассказ учителя. -Определите по рисункам вид почтового отправления и найдите нужную цифру. Самостоятельная работа. Оценивают собственную учебную деятельность на индивидуальной карточки успешности. | Познавательное УУД: логическое, общеучебные Коммуникативные УУД: постановка вопросов |
8. Рефлексия деятельности на уроке. | | |
- Что узнали на уроке? - Чему научились на уроке? - Где сможете применить свои знания? - А что было сложным? - Что показалось самым интересным? - А как пословица «Семь дел в одни руки не берут» связана с нашим уроком? Вручение детям календарей с эмблемой почты России и образцом правильного написания индекса на конверте. Вместо марки дети наклеивают смайлик настроения на конверт. | Дети отвечают, выражают свои мысли. (Написать письмо другу). -В группе у каждого было дело и мы выполняли задания дружно. - А когда путешествует письмо- много работы и каждый делает свое дело, но дружной командой. ![](https://fhd.multiurok.ru/d/9/7/d97b35ba8361874a53e6bbccbd769db69b304757/phpacY3vi_Okruzhayucshij-mir-Nattern-T.S_2_2.jpeg) ![](https://fhd.multiurok.ru/d/9/7/d97b35ba8361874a53e6bbccbd769db69b304757/phpacY3vi_Okruzhayucshij-mir-Nattern-T.S_2_1.png) ![](https://fhd.multiurok.ru/d/9/7/d97b35ba8361874a53e6bbccbd769db69b304757/phpacY3vi_Okruzhayucshij-mir-Nattern-T.S_2_1.png) | Регулятивные УУД: оценка Личностные УУД: смыслообразование |