СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по рассказу "Сын полка"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по рассказу "Сын полка"»

Тема урока «Ребёнок на войне» по произведению В.П.Катаева «Сын полка».

Тип урока: урок-анализ.

Цели:

обучающие: развивать навыки выразительного чтения на основе анализа эпизодов;

развивающие: формировать у учащихся умение аналитического чтения прозаического произведения, работать над развитием логического и критического мышления;

воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к Родине, патриотизм, гражданскую позицию на основе общечеловеческих ценностей.

1. Вступительное слово учителя о В.Катаеве

Валентин Петрович Катаев (1897 – 19860) – русский писатель. Родился в Одессе в семье учителя. В 1915 году ушёл на фронт добровольцем. А какая война была в 1914 году? Был два раза ранен, отравлен газами. После революции в 1917 году Катаев едет в Москву, где работает корреспондентом в газете. Пишет очерки, заметки, рассказы, повести, пьесы. В 1941 году становится военным корреспондентом.

К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть «Сын полка», написанную в 1944 году.

2. Беседа по вопросам

- В каком году происходят события, о которых пишет В.Катаев в повести? (1944г.)

- Что это за время для нашей страны, для нашего народа?

= Молодцы, ребята. Правильно. Это было очень тяжелое время для нашей страны. Великая Отечественная война. Боль, страдания, потери. Война ломает судьбы людей, особенно детские.

- Откройте тетради, пропустите 8 клеток, начертите таблицу 2 колонки= Запишите ассоциации к этим словам. Это могут быть слова разных частей реи, словосочетания. Вспомним, что такое ассоциации? (Связь между отдельными чувствами, при которых одно вызывает другое)

Ребенок

Война



Радость беззащитность

Счастье беззаботность

Страх несчастье

кровь потери



- Посмотрите внимательно на эти 2 группы слов. Что вы можете сказать о них? Они по значению одинаковые или противоположные ? А как называются слова противоположные по значению ?

= Конечно же, эти слова по значению противоположные, несовместимые.

-Ребенок, дети приносят радость, счастье, это продолжение жизни, а война несет страх, горе, кровь, отнимает родных, радость, детство и даже жизнь. Война все, что мы записали в I ст., перечеркивает.

3. Определение темы урока. Запись эпиграфа

- Итак, тема нашего урока: Ребенок на войне (по повести В. Катаева «Сын полка»)

«Ах, война, что ж, подлая, сделала…» - эту строчку из стихотворения Булата Окуджавы, поэта, человека, прошедшего всю войну, я взяла в качестве эпиграфа. Запишите над таблицей тему и эпиграф, он будет выражать основную мысль нашего урока. (Записываем)

4.Беседа по вопросам . Анализ эпизодов

- Вы прочитали повесть «Сын полка»

- Понравилось?

- Какие чувства вы испытывали при прочтении повести или когда закончили читать повесть?

- А кто является там главным героем?

= Правильно. Герой повести «Сын полка»- маленький мальчик, ваш ровесник, Ваня Солнцев, попадает на войну. Прочитаем отрывок из 1 гл. (стр.8)

- Что мы можем сказать, проследив поведение спящего мальчика, о его жизни в оккупации?

- Как вы понимаете значение слова оккупация?

( Чтение отрывка )

- Итак, как вы думаете, как жил Ваня в оккупации?

- Хорошо. Молодцы. А теперь в правом последнем абзаце этого эпизода прочитайте глаголы, выражающие действие мальчика (проснулся, вскочил, сел, блеснули глаза, выхватил гвоздь).

- Что писатель хотел передать читателю с помощью этих глаголов?

= Эти глаголы помогают понять его душевное состояние, быстро меняющие чувства.

- Какие? (ужас, отчаяние, ярость).

-А в конце главы, когда Ваня увидел, что солдаты были русские? (радость)

= Посмотрите, проанализировав действия Вани, мы смогли понять, что происходит у него в душе.

- А что мы узнаем о жизни мальчика до его встречи с разведчиками?

= Итак, маленький мальчик попадает в водоворот истории, в водоворот войны. Как мы с вами уже говорили ребенок и война - понятия несовместимые. «Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…»

Война отняла у Вани дом, близких, любовь, ласку, он становится «диким как волчонок» - так говорит про него сержант Егоров. Но мальчик скорее умрет, чем покориться врагу.

- Какая деталь говорит о ненависти к фашистам? (отточенный гвоздь)

= Он каждую минуту готов вступить с врагом в схватку.

- Кем мы можем назвать Ваню? (патриотом)

5. Физкультурная минутка

6. Беседа по вопросам

= Война. Неужели на ней невозможны человеческие отношения? Неужели на войне исчезнут потребность любить, заботиться о ком то?...

= Конечно же, нет. Без всего этого человек не сможет остаться человеком. И вот Ваня, много испытавший, истосковавшийся по человеческой ласке, впервые за годы оккупации попадает к своим, к разведчикам.

- Как чувствует себя мальчик в палатке у разведчиков? Прочитаем гл. 4 стр. 28. (читает подготовленный ученик )

- «Как в необыкновенном, сказочном мире»

- Почему «сердце мальчика было полно бурной» радости?

=«Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…» Эти простые, кажущиеся нам с вами обыденными вещи: горячий чай, свиная тушенка, сахар - рафинад, возможность постричься, одеться - превращаются на войне в сказку.

- Можем мы сказать, что Ваня обретает семью? (Да, его здесь полюбили, относятся как к сыну, брату.)…

- Но один человек приказывает отправить мальчика в тыл. Как звали этого человека? (Кап.Енакиев)

- Почему он приказывает отправить Ваню Солнцева за линию фронта? (Боится, что он может погибнуть. Детям не место на фронте. У него был сын - погиб)

-Прав ли кап. Енакиев?

= Ваня С. сбегает от Биденко и хочет вернуться к разведчикам. Почему? А сложно понять Ваню?

- Мальчик чувствует себя частью великого народа, хоть чем-то помочь солдатам - вот его желание, а еще убить хоть одного фрица, как говорит сам Ваня. В тыл его отправили по недоразумению, которое легко исправить, как считает Солнцев, стоит только хорошенько попросить. Но просить оказалось некого, разведчиков он не нашел, зато встретил военного мальчика. – Как его звали?

7. Инсценировка (готовится заранее)

- Понравилась игра наших актеров?

- Как ведут себя мальчики во время диалога?

- Какое значение для Вани имеет эта встреча?

= Кругом Война, но жизнь для этих мальчиков не остановилась. Они общаются друг с другом, по-детски завидуют, расстраиваются.

8. Послушайте стихотворение К. Симонова, тоже участника ВОВ «Майор привез мальчишку на лафете…» (читает подготовленный ученик)

- Что почувствовали, прослушав стихотворение?

- О ком\чем оно? (война, мальчик)

- Сколько лет мальчику? (10) Ваш ровесник.

- Как вы думаете, это стихотворение подтверждает правильность решения капитана Енакиева отправить Ваню в тыл?

- Какое еще стихотворение читали, посвященное вашему ровеснику на войне? (Твардовский «Рассказ танкиста»)

9. Итог урока

= Мальчики во все времена играют в войну, а здесь дети оказались на настоящей войне, которую нельзя остановить, когда надоест играть, на войне, которая несет боль, страдания, ужас, смерть. Таких детей, обездоленных и осиротевших, в годы войны было много.

«Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал…»

Как же это противоестественно- седой мальчишка…

10. Домашнее задание . Выставление оценок

-Перечитать гл.№ 13,14,24,2

-Ответить на вопросы:

а) Как ведет себя Ваня на допросе?

б) Какая фраза из букваря становится символом его жизни?

в) Какое желание чуть было не привело Ваню к гибели?

г) Как вы думаете, этот поступок мог привести к провалу боевого задания? Докажите.

-По желанию – рисунки.

-Индивидуальное задание: рассказ о Суворовском училище.