СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку (2 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку (2 класс).»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»



Урок русского языка во 2 классе

Тема: «Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?»















Подготовила: учитель начальных классов

Гасанова Наида Гаджиевна.



г. Махачкала,

2020 г.


Учебный предмет: Русский язык

Тема урока: «Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: создание условий для формирования умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих  на вопрос что? через систему продуктивных заданий направленных на классификацию существительных по разным признакам.

Задачи урока:

Образовательные: закреплять знания детей о словах, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы «кто?», «что?», способствовать формированию умения классифицировать слова и ставить к ним вопросы.

Коррекционно - развивающие: содействовать развитию умения выделять главное, существенное, обобщать, логически излагать свои мысли, развивать познавательную активность.

Воспитательные: создать условия для формирования умения работать в группе (паре), для развития положительной мотивации.

Формирование БУД:

Предметные: знать понятия «слова-предметы», уметь ставить к слову вопросы: кто? или что?; разграничивать слова – названия людей, животных и предметов.

Личностные (Л): проявление познавательной инициативы, формирование личностного смысла учения.

Регулятивные (Р):

коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения;

планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий;

осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;

оценивать свои достижения, трудности.

Коммуникативные (К):

развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника.

Спец. условия для учащихся с ОВЗ:

создание условий для развития познавательной активности, создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности.

Планируемые результаты урока:

Учащиеся научатся ставить вопросы кто? и что? к словам названиям предметов, различать слова – названия людей, животных и предметов.

Учащиеся получат возможность:

для развития познавательной активности на уроке, осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценивать свои достижения, трудности.

Оборудование к уроку: Э.В. Якубовская, Я. В. Коршунова Русский язык 2 класс учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2018; букв, карточка с показом письменных букв Кк, снежинки с индивидуальным домашним заданием.

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует и настраивает учащихся на работу.


- Прозвенел уже звонок.

Как же мы начнем урок?

На уроке мы сидим-

Не шумим и не кричим,

Руки тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

Мы хороший дружный класс!

Все получится у нас.

-Как вы думаете, правила школьника нужно выполнять на уроке?

- А зачем нужно выполнять эти правила?

Речевая разминка. Игра «Да-нет»

- Слушаем внимательно и отвечаем на вопросы словами «Да. Нет»

-Сейчас урок русского языка? (да)

-Сегодня 27 января? (да)

-День недели воскресенье? (нет)

-Время года осень? (нет, зима)

Зимой падают и кружатся снежинки? (да)

- К нам на урок тоже залетело несколько снежинок. Они опустились к вам на пальчики.

Упражнения для развития пальцев рук.

Дыхательная гимнастика.

- Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

-Запишите в тетрадях число и классная работа.











Обучающиеся повторяют правила работы на уроке русского языка.

Отвечают на вопросы.










Выполняют упражнения для пальцев, дыхательные упражнения.

Выполняют действия по заданию учителя.



Записывают в тетрадях число и классная работа

Нацеливание на успешную деятельность (Р)









Определять и высказывать правила поведения на уроке (Л)


II.

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

Цель: активировать обучающихся на получение новых знаний.

Создает условия для возникновения потребности включения в учебную деятельность.








- Посмотрите на снежинки. Они так увлеклись танцем, что потеряли свою половинку.

- Читаем слоги в первом ряду (зи сне сан мед)

- Читаем слоги во втором ряду (жок ма ведь ки)

- Как вы думаете, что нужно сделать? (Составить слова.)

Начало слова вверху.

(зима снежок санки медведь)

-Составим предложения. (Наступила зима. Выпал снежок. Дети катаются на санках. Медведь спит в берлоге.)

- Посчитайте. Сколько слов в четвертом предложении?

(Медведь спит в берлоге. 4 слова.)




Читают слоги.






Составляют и читают слова.


Устно составляют предложения.

.






Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П)




Развивать познавательные интересы учебных мотивов (Л)

Умение оформлять свои мысли в устной форме (К)

III.Постановка учебной задачи

( целеполагание).

Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог.



















































































IV.Решение учебной задачи.

Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез, диалог.



































































V. Закрепление.

Цель: закрепить и применить новые знания.





VI.

Домашнее задание

Цель: систематизация и дополнение знаний.






VII. Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Организует постановку проблемы, диалог.












































Учитель проводит гимнастику для пальцев и кистей рук.












Учитель проводит минутку чистописания.








Учитель проводит словарную работу.













Учитель организует работу в парах













Организует проверку.
























Физминутка.









Организует работу по учебнику

стр.18, упр.1




Организует взаимопроверку.

Через выполнение заданий учитель подводит детей к самостоятельному выводу.







Закрепляю-щее задание

по тренажеру «Кто и что?»




Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания по уровням.

Упр.2 с.18


Учитель помогает обучающимся оценить уровень знаний, полученных на уроке.


- Назовите лишнее слово из слов зима, снежок, санки, медведь.

На доске подсказка - вопросы (Кто? Что?).

- Медведь. Почему?

- Правильно. О людях и животных мы спрашиваем кто?

Кто? – медведь.

- О других предметах спрашиваем что?

Что? - зима, санки, снежок.

- Определите тему урока.

-Чему бы вы хотели научиться на уроке сегодня?




-Как вы думаете, для чего у каждого на парте Таблица успеха?

- Давайте прочитаем план, который мы сегодня должны выполнить на уроке.

-Озвучьте его и назовите, чего в нём не достаёт.









Игра « Снежки»

-Зима – прекрасное время года. Она дарит нам радость, смех, веселые игры. Дети любят играть в снежки.

-У вас на партах схематические изображения снежков, чтобы узнать, какую букву будем писать на минутке чистописания. Из ряда букв нужно найти и прочитать слова.

котрякранфхшкнига

-Назовите слова. Назовите первый звук в словах.(к) Охарактеризуйте его: согласный, твердый, глухой. Обозначается буквой к.

Будем писать по образцу заглавную и строчную буквы Кк вместе.

Гимнастика для пальцев и кистей рук «Снежки».

(«играют» в схематические снежки)

- Мы снежок с тобою слепим.

(лепить, меняя положение ладоней)

- Покатаем и сожмем.

(катают в руках и сильно сжимают)

- Можно их в руке держать. (поочередно держат в правой и левой руке)

- Можно пальцами сжимать.

(сжимают пальцами)

- Можно к уху их поднять.

(подносят к уху)

- И тихонько пошуршать…

(тихонько шуршат комочками)

Письмо по образцу Кк.

Взаимопроверка.

Найдите букву, которая соответствует всем правила красивого письма. Оцените работу товарища.

- Какой следующий этап? (словарная работа)

- Какую букву писали? (Кк)

- Вспомним словарные слова на эту букву.(корова, капуста, коньки, карандаш)

- Картинный словарь.

-Самопроверка.

- Встаньте если не сделали не одной ошибки.

Кому было трудно выполнять?

-Дополнение предложение.

-Как вы думаете, какое нужно выполнить задание.

- Дополни и запиши предложение.

Зимой ребятам нужны

(что?)_______.






- Какой следующий этап?

Работа в парах.

- На партах лежат конверты, откройте их. Эти слова нужно разделить на 2 группы:

- Как вы думаете, можем разделить слова, учитывая тему нашего урока?

Правильно: названия предметов отвечающие на вопрос что? и

названия предметов, отвечающие на вопрос кто?

Договоритесь в паре, кто на какой вопрос отбирает слова.

-Разделить слова на группы, отвечающие на вопросы кто это? что это?

-Один ученик будет выписывать слова, отвечающие на вопрос кто?, второй на вопрос что?

- Прочитайте слова, отвечающие на вопрос кто?

- Как сказать одним словом, это кто?

- Прочитайте слова, отвечающие на вопрос что?

Как сказать одним словом, это что?

Надо поставить вопрос к слову и разделить слова на два столбика

(лиса, куртка, заяц, пальто, волк, кофта, белка, брюки)

Кто? Что?

лиса куртка

заяц пальто

белка брюки

-Проверка: 1 группа назовите слова, отвечающие на вопрос кто? Как можно назвать одним словом? (дикие животные)

2 группа назовите слова, отвечающие на вопрос что? Как можно назвать одним словом? (одежда)

-Оцените совместную работу в паре.

«Отгадай вопрос»

-Я буду называть слова-предметы. Если предмет отвечает на вопрос кто? вы подпрыгните, если на вопрос что? - присядете.

(Машина, девочка, крокодил, ручка, мама, ученик, арбуз, белка, мышка, диван)


- Прочитайте задание упражнения 1.

Данил, Никита, Слава

выпишут слова, которые отвечают на вопрос кто?

Миша, Алеша, Степа

выпишут слова, которые отвечают на вопрос что?

Проверьте работу своего товарища.



- Почему одни слова отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что?


Работа с правилом с. 18.




-Прочитайте задание.

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?

- на вопрос что?






-  Что нового узнали?

-  Что получалось легко?

-  Что было трудно?

Я оцениваю свою работу




Отвечают на вопросы.









Определяют тему урока и задачи.

- Правильно ставить вопросы кто? что? и применять изученное правило.

-Оценивать свою работу на уроке.


Учащиеся озвучивают план:

1. Минутка чистописания.

2. Словарная работа.

3. Работа в парах.

4. Физминутка.

5. Работа с учебником.

6. Игра.

7. Домашнее задание.

8. ? (Итог. Самооценка.)

Дети отвечают, что недостающий пункт –рефлексия, самооценка.











Из ряда букв находят и читают слова.


Называют первый звук в словах(к) и характеризуют его: согласный, твердый, глухой



Выполняют гимнастику для пальцев и кистей рук.













Пишут букву Кк в тетрадях.










Записывают словарные слова.

Проверяют по словарику написанные слова и оценивают по Таблице успеха.




Дополняют предложение и записывают в тетрадь.








Дети анализируют, выдвигают предположения, рассуждают, делают вывод.

Вывод: О людях, о животных, птицах, насекомых мы спрашиваем кто?

О других предметах что?

Оценивают свою работу.

Называют слово и ставят вопрос.

Договариваются в паре на какой вопрос отбирают слова.

Высказывают предположения.

Выполняют задание.



Читают слова, называют обобщающим словом группу предметов.

Один учащийся из пары зачитывает слова с вопросом кто? второй - что?


















Оценивают каждый себя и совместную работу.


Учащиеся выполняют физминутку.








Читают задание.


Выполняют задание по вариантам.



Взаимопроверка.

Оценивают работу своих товарищей.






Делают выводы,

читают правило в учебнике на стр.18.








Работают по цепочке.









Слушают инструктаж.

Читают задание по уровням.







Отвечают на вопросы, систематизируют,

отмечают успехи,

трудности. Оценивают работу на уроке.













Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р)








































Умение обнаруживать и формулировать учебную проблему (Р)





































Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её (Р)













Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) (П)



Не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки обязательная часть решения любой задачи (Л)



Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К)

Понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения (Р)

Выделение существенных признаков;

формирование мыслительных операций (П)

Уметь строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослым (К)



Знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности) (Л)















Выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше(П)









Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П)








Понимать и сохранять учебную задачу (Р)

Выражать положительное отношение к процессу познания (Л)





Ставить, понимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действие самоконтроля (Р)

Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач (П)


Выражать положительное отношение к процессу познания. Проявлять желание узнать больше(Л)


Оценивать свои достижения и трудности (Л)


Выполнять анализ, умение делать выводы (П)


Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К)