СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку для слабовидящих детей 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку для слабовидящих детей 4 класс»

ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»










Технологическая карта урока
русского языка
в 4 классе
ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся»






Выполнила: Фотова К.Н.
студентка группы КП-4
Методист: Мухамадеева Р.Ф._________




2024 уч.год


Тема: «3-е склонение имён существительных»

Цель: Создание условий для формирования представлений у младших школьников знаний о том, что такое 3-е склонение имён существительных и как его определять.
Планируемые результаты:


Личностные:
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.


Предметные:
- уметь распознавать имена существительные 3-го склонения.


Метапредметные:
Регулятивные: планировать действия по решению учебной задачи для получения результатов; 
Коммуникативные: корректно и аргументировано высказывать своё мнение;
Познавательные: формулировать выводы и подчёркивать их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом.


Оборудование: учебник, сигнальные карточки, раздаточный материал (карточки с заданиями).









Этап урока,

цель этапа, время

Методы и приёмы

обучения

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формы работы

Виды контроля,

самоконтроля,

взаимоконтроля

1

Мотивационный
Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

1 минута

Словесный

- Добрый день, ребята! Сегодня я у вас проведу урок русского языка. Проверьте свою готовность к уроку, убедитесь, что на партах лежит всё нужное.


фронтальная

Устный

2

Пальчиковая гимнастика

Цель: снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

2 минуты

Словесный

Перед началом урока выполним пальчиковую гимнастику.
сначала я вам покажу, а потом повторим все вместе.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся,
Разожмутся,
То зароются в песке
-Давайте, выполним ещё раз.




Выполняют

фронтальная

Устный

3

Минутка чистописания

Цель: формирование навыка правильного написания букв, их соединений в словах, четкое безотрывное письмо. 

5 минут


Словесный (объяснение, беседа)
Практический (работа с предложением)

-Открываем рабочие тетради. От последней строчки написанного отступите 2 строчки вниз и посередине записываем число и классную работу.


В  л.су  з.ленеет  маленькая  елочка.
 Спишите предложение вставляя пропущенные буквы.

Проверка. Учащиеся объясняют, какие буквы они вставили.

Работа с предложением. (Нахождение главных).

Определите какой частью речи являются слова в предложение


Лесу, зеленеет




В  лесу  зеленеет  маленькая  елочка.

В – предл
лесу – сущ
зеленеет – гл
маленькая – прил
ёлочка - сущ



Фронтальная, индивидуальная

Устный, письменный

4

Актуализация знаний

Цель: актуализировать прежние знания, навыки и умения

1 минута

Словесный (беда)


- Какую тему вы изучали на прошлом уроке?

- А какое ещё склонение имён сущ вы изучали?

- Верно, а как определить, что имя существительное относится к 1 склонению?





- А какие имена сущ относятся ко 2 скл?









2 склонение имён существительных

1 скл



- Имена сущ жен и муж рода с окончаниями а, я в именительном падеже ед числа относятся к 1 скл

- имена сущ муж рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о, е в именительном падеже ед числа относятся ко 2 скл

фронтальная

Устный

4

Самоопределение к деятельности

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. 

5 минут

Словесный (беседа, объяснение)
Наглядный (раздаточный материал)

- на листочках у вас написаны слова имени сущ, вам нужно определить у них склонение, только у тех слов, у которых можете определить 1 и 2 склонение.

Дерево, берёза, фасоль, стакан молодость, ведро, пшеница, ягода. 








У каких слов вы не смогли определить склонение?

- Есть ли у вас предположение, к какому склонению относятся эти слова?

- Верно, какая будет тема урока?


- Что вы сегодня узнаете?



- Чему научитесь?





Дерево 2 скл, берёза 1 скл, фасоль 3 скл, стакан 2 скл, молодость 3 скл, ведро 2 скл, пшеница 1 скл, ягода 1 скл, тетрадь 3 скл. 


Фасоль, молодость, тетрадь.

3 скл


3-е склонение имён существительных.

- Узнаем, что такое 3-е склонение имён существительных

- Научимся определять у имён существительных 3 склонение

Фронтальная

Устный

5

ОНЗ

Цель: Формирование у учащихся умений построения и применения новых знаний 

15 минут

Словесный (беседа, объяснение)
Наглядный (учебник, раздаточный материал)
Практический (выполнение упражнений)

- откройте учебник на стр 96, выполним упр 169. Прочтите задание.

Произнесём слова по их звуковым обозначениям.



Запишем эти слова в тетрадь.

Прочтите предложение, которое находится в самом низу страницы «обратите внимание».

Вы записали имена сущ 3 скл.

Давайте ещё раз посмотрим на эти слова, что общего между ними?





Да, вы правы и это отличительные признаки имён сущ 3 скл.

Давайте подтвердим ваши слова прочитав правило на стр 97.

Прочитайте это правило ещё раз про себя и запомните его.

Какие имена сущ относятся к 3 скл?




Выполним упр 170.

Прочтите задание.

Можете ли вы объяснить, какие качество или чувство обозначает каждое из этих слов?

Объясните.





















































У слов достоинство и благородство вы не сможете определить качество или чувство.

- Какие из этих слов вы бы могли поставить рядом со словом совесть? Почему?




























Выпишем имена сущ 3 скл.








По каким признакам вы определили, что это имена сущ 3 скл.?

Над словом жадность стоит цифра 2, выполним морфемный разбор.

Составим устно текст рассуждение на тему «Что такое совесть?», но для начала вспомним, что такое текст рассуждение?





Выполним следующее упражнение 171, прочтите задание.

Прочитаем слова, и докажем, что это слова 3 склонения.


Образуем от каждого слова однокоренные существительные 1 скл. Смотрите на образец.








Запишем эти слова.

Выполним номер 173. Прочтите задание.

Являются ли в этом стихотворение выделенные слова именами сущ 3 скл? Как это определить?






Продолжите формулировку «Чтобы узнать относится ли имя сущ к 3 скл, надо…»

Спишите к себе в тетрадь это стихотворение и подпишите к какому склонению относят выделенные слова.

Выполним синтаксический разбор предложения (цифра 4)





Выполним физминутку

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз сюда, два туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.


Выполним задание в парах на карточках. Вам нужно распределить слова по столбикам .
1. Имена сущ 1 скл

2. имена сущ 2 скл

3. имена сущ 3 скл.

Панама, бабочка, братишка, испуг, болезнь, остров, зверь, сынишка, свирель, закат, дядя, солнце, вещь.




Ель, пыль, ночь, мышь, дверь








Слова имени суш., не имеют окончания, оканчиваются на мягкий знак, женск рода.




Читают



Имена сущ ж.р. с нулевым окончанием в именительном падеже ед числа.




Да


  1. Хитрость — умение обманным путём добиться желаемого.

  2. Шалость — весёлый поступок, который никому не принесёт вреда, а лишь развеселит.

  3. Жестокость — отсутствие сострадания и желание доставлять боль другим людям, живым существам.

  4. Искренность — умение говорить правду, показывать свои чувства.

  5. Скромность — качество, которое позволяет человеку не выпячивать себя, не хвастаться, не выводить себя на первое место.

  6. Скупость — качество характера, которое не позволяет человеку тратить деньги, чем-либо делиться с другими людьми.

  7. Жадность — стремление человека добыть, достать как можно больше только себе и для себя; неспособность делиться с другими.

  8. Справедливость — умение признавать правоту независимо от того, принесёт это человеку пользу или может навредить.

  9. Стыдливость — чувство.

  1. Лживость — качество, проявляющееся в том, что человек часто врёт.

  2. Совесть — чувство, не дающее человеку поступать неблагородно, преступать законы морали.

стыдливость, справедливость, достоинство, благородство. Совесть всегда связана со справедливостью, поскольку именно совесть диктует человеку совершать поступки по справедливости. Совесть связана со стыдливостью, поскольку человек совестливый, признавая свои ошибки, стыдится их. Совесть связана с достоинством и благородством, поскольку достойный человек - человек, которого можно уважать, а уважения достоин человек благородный, живущий честно, по совести.


Хитрость, шалость, жестокость, искренность, скромность, скупость, жадность, справедливость, стыдливость, лживость, совесть.

Ответы уч-ся




Текст-рассуждение — это текст, в котором автор рассуждает, что-то объясняет, делится с читателем своими мыслями.


Доказывают




Пыль (3-е скл.) - пылинка (1-е скл.), ночь (3-е скл.) - ночка (1-е скл.), цепь (3-е скл.) - цепочка (1-е скл.), кость (3-е скл.) - косточка (1-е скл.), ель (3-е скл.) - ёлочка (1-е скл.).





Чтобы узнать, относится ли имя существительное к 3-му склонению, надо поставить слово в начальную форму (И. п., ед. ч.): метелью - метель, свирелью - свирель.



Пишут

Золотой метелью 
Мчится жёлтый
лист(повест., невоскл., простое, распростр.)















1. Имена сущ 1 скл – панама, бабочка, братишка, сынишка, дядя

2. имена сущ 2 скл – испуг, остров, зверь, закат, солнце

3. имена сущ 3 скл. – болезнь, свирель, вещь




Фронтальная, индивидуальная, парная

Устный, письменный

6

Закрепление

Цель: выявление пробелов знаний учащихся по только что изученному, новому для них материалу и возможность устранения этих недостатков.

8 минут


Словесный (беседа, объяснение)

Наглядный (раздаточный материал)

Практический (выполнение задания)

Для закрепления выполним задание на карточках. Прочтите задание.




Выполняют

Фронтальная, индивидуальная

Письменный

7

Итог. Рефлексия

Цель: служит для закрепления полученного материала. 

2 минуты

Словесный (беседа)
Наглядный 9 сигнальные карточки)

Что вы сегодня узнали?
Чему научились?

Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек.

Ответы учащихся

Фронтальная

Устный

8

Домашнее задание

Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

1 минута

Словесный

Стр 97 упр 172

Записывают

Фронтальная

Устный





















1. Узнаем, что такое 3-е склонение имён существительных.

2. Научимся определять у имён существительных 3 склонение.



1 склонение

2 склонение

3 склонение









Панама, бабочка, братишка, испуг, болезнь, остров, зверь, сынишка, свирель, закат, дядя, солнце, вещь.