Урок русского языка по теме «Дробные числительные»
Цель: познакомить учащихся с новой темой, научить правильно употреблять дробные числительные с существительным
Задачи:
1) обучающая: сформировать у учащихся представление о дробных числительных, их составных частях; научить применять дробные числительные в речи;
2) развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов: памяти, внимания, смекалки; развивать умение анализировать предложенный учебный материал, приводить примеры;
3) воспитательная: воспитывать внимательное отношение к словам.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Актуализация знаний.
1) Повторение изученного.
Запишем предложение: До окончания третьей четверти осталось пять дней.
-давайте узнаем, каким членом предложения являются числительные;
- охарактеризовать числительные;
2) Опрос:
- Какую часть речи называют именем числительным? Что оно обозначает и на какие вопросы отвечает?
- Какие бывают числительные по значению и структуре (составу)?
- Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
- Каким членом может быть числительное в предложении?
3) Письменное задание
-охарактеризуйте имена числительные:
Пятый- порядковое ,простое.
Пятнадцать- количественное. Простое. Целое
Пятеро- количественное, собирательное, простое.
Пятьсот- количественное, сложное, целое
- Какой разряд количественного числительного здесь не представлен? (дробные).
Итак, о чем мы с вами сегодня будем говорить на уроке? Сформулируем тему. Тема сегодняшнего урока «Дробные числительные» (тему формулируют дети) запишем в тетрадь.
4) Изучение нового материала
Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему.
- какой корень в слове Дробные? О чем он «рассказывает»? (раздробить)
- Это числительные, которые мы используем для обозначения долей и дробей - Из каких частей состоят дроби?
Вывод: дробные числительные так же, как и дроби, состоят из числителя и знаменателя.
- Приведите примеры дробных числительных, укажите их составные части
5) Беседа
- Давайте вспомним, какие числительные называют простыми, сложными и составными. Можно ли отнести дробные числительные к составным?
- Что обозначает первое слово в дробном числительном? ( числитель), Второе- знаменатель.
- Охарактеризуйте слова в числителе как часть речи.(количественное)
- -Какое числительное представлено в знаменателе? (порядковое)
Вывод. Что мы уже знаем о дробных числительных? ( дробные числительные по структуре составные, первое слово(числитель) является количеств., а второе слово-порядковое, ).
6) Закрепление нового матери ала
1. Словарный диктант (на доске)
Гектар, территория, центнер, апельсин, процент, доля секунды.
- Объяснить орфограммы. Записать дроби словами. Подобрать к ним существительные из словарного диктанта. ( на доске): 3/5, 7/8, 12/15, 48/63, 2,99
2. Решите примеры, заменив цифры словами. Определить падеж числительных.
9 3/4+1=? 0,66+9,94=? 60,7+40,8=?