1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный (беседа) | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Здравствуйте, присаживайтесь. Проверьте свою готовность к уроку, у вас на столах должен лежать учебник, пенал, тетрадь и дневник. Организует мотивацию к учебной деятельности. - На доске вы видите умения, которые пригодятся нам на уроке, найдите среди них лишние. (слушать и слышать; работать с текстом; уметь находить ответы на вопросы; делать выводы; оценивать свою деятельность. - Верно, все они понадобятся нам с вами на занятии. | Проявляют эмоциональную отзывчивость, приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. - Здесь нет лишнего. | | К: соблюдать правила ведения диалога; К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. | |
2. Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения | Практический (упражнение) | Проводит актуализацию. - Прочитайте словосочетания Увидели в музе…, стояли на площад…, сидим на скамейк…, набрали много земляник…, подъезжали к столиц…, на ветк… сирен…, летел около башн… . - Какую орфограмму будем повторять? - Как правильно написать безударные падежные окончания имен существительных? - Спишите, вставьте пропущенные окончания имен существительных, укажите их падеж. - Отгадайте загадку - Брод…т одиноко Огненное око. Всюду, где быва…т Взглядом согрева…т. - Посмотрите на глаголы и скажите, в какой части слова пропущены гласные? - Можно ли сразу сказать, какую гласную необходимо вставить? | Отвечают на опрос. -Безударные падежные окончания имен существительных. - В окончании. - Нет, т.к. гласная в окончании находится в безударном положении. | | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии. К: соблюдать правила ведения диалога; К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. К: работа в парах. | Познавательный интерес к изучению литературы, активность и самостоятельность в его познании. |
3. Выявление места и причин затруднения. | Словесный (беседа) | Организует постановку темы и цели урока. - Определите тему нашего урока. - Определите нашу цель. | Определяют тему и цель урока. -«Правописание безударных личных окончаний глаголов». - Научиться определять безударные личные окончания глаголов. | | П: с помощью педагогического работника формулировать цель; П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию | Познавательный интерес к изучению литературы, активность и самостоятельность в его познании. |
4. Построение проекта для выхода из затруднения. | Словесный (беседа) | Организует постановку плана. - Какой план мы можем составить на этот урок? | Формулируют план. *Узнать, какие бывают окончания личных глаголов; *Учиться определять окончания личных глаголов; *Определить, как это пригодится в жизни. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий; Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | Познавательный интерес к изучению литературы, активность и самостоятельность в его познании. |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа) | Организует работу с учебником. - Сейчас вы в группах будете работать с учебником. Упр.189 с.93 1 группа: рассмотрите таблицу. Сравните окончания глаголов I и II спряжения. Сделайте вывод, соотнеся окончания 3л мн.ч. со всеми остальными окончаниями, а также обратим внимание на гласную букву во всех окончаниях. 2 группа: что же надо сделать, чтобы написать безударные личные окончания глаголов? 3 группа: как определить спряжение? - Давайте понаблюдаем за глаголами I и II спряжения и сделаем вывод, как же это делать. Запишем слова: нос…т, поигра…т Н.ф.: носить- суффикс –и- II спряжение, поиграть- суффикс –а- I спряжение. - Прочитайте еще раз сведения о языке на с.94 и скажите, какие глаголы относятся ко II спряжению, а какие к I спряжению? - Но в русском языке еще существуют и глаголы – исключения. Запомнит их вам поможет стихотворение. Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть – Вы запомните, друзья, Их на е спрягать нельзя. Ко второму же спряженью Отнесём мы без сомненья, Все глаголы, что на – ить, Исключая брить, стелить, А ещё смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. - Сейчас устно выполним упр.192 на с.94. Прочитайте и объясните, как определить спряжение глаголов по неопределенной форме. Проводит физминутку. | Работают с учебником. - В I спряжении это буква -е, окончания –ут, -ют, во II спряжении это буква –и, окончание –ят, -ят. - Чтобы написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение. - Чтобы определить спряжение глагола, мы должны поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс. Если глагольный суффикс – и, то это II спряжение, все остальные - I спряжение. Выполняют физминутку. | | К: соблюдать правила ведения диалога; К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. К: работать в группах. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии. | Познавательный интерес к изучению литературы, активность и самостоятельность в его познании. |
6. Первичное закрепление нового материала и способов действия. | Словесный метод (беседа) Практический. (упражнение) | Организует закрепление. Упр.193 с.95 - Выпишите глаголы из упражнения 192, укажите спряжение. Рядом запишите этот же глагол в форме 2-го лица единственного числа настоящего времени. - Выделите окончания глаголов настоящего времени. - Какие окончания могут иметь глаголы 2-го лица единственного числа в настоящем времени? (Взаимопроверка, взаимооценка) | Выполняют задание. | | П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии. | Познавательный интерес к изучению литературы, активность и самостоятельность в его познании. |
7. Самостоятельная работа. | Практический (упражнение) | Организует самостоятельную работу. Для этого выполним упр.190 на с.93. (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают глаголы, называют их окончание и спряжение). | Выполняют самостоятельную работу. | | П: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии. | Познавательный интерес к изучению литературы, активность и самостоятельность в его познании. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений | Словесный (беседа) | Организует повторение изученного. - Что вы уже знали и что было легко сделать? - А что было для вас сложным на уроке? - Какие глаголы относятся к 1 спряжению? Ко 2 спряжению? - Что поможет нам определить спряжение глаголов? - Вернемся к нашему плану, все ли пункты мы выполнили? - Где нам это пригодится ы жизни? - Достигли ли мы цель урока? | Обобщают изученное. - Нет, остался последний. Высказывают свои предположения. - Да. | | К: соблюдать правила ведения диалога; К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. | Познавательный интерес к изучению литературы, активность и самостоятельность в его познании. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Словесный метод (беседа) | Организует рефлексию учебной деятельности. - Наш урок подходит к концу, предлагаю вам оценить свою работу закончив предложения. 1) На уроке мне было интересно… 2) Я научился(ась)… 3) Я встретил(а) затруднения в… 4) Сегодня я смог/смогла… 5) Могу похвалить себя за… 6) Могу похвалить своих товарищей за… - Теперь запишите, пожалуйста, домашнее задание: - Спасибо за урок, до свидания! | Выполняют рефлексию. Прощаются. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |