Дата: 14.02.2018
Урок: русский язык
Тема: Как делаются слова. Снова суффиксы слов, называющих предметы и признаки
Цели: научить детей образовывать слова женского рода от слов мужского рода с помощью суффиксов -ник, -ниц, -к и –щик; формировать умение выделять корень и окончание; показать чередование согласных в корнях слов; развивать умения образовывать. новые слова от основы другого слова, выделять суффикс в словах - названиях предметов; формировать навык работы с Обратным словарем.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока
Чистописание
В гг уг вд дд
Словарная работа
Выполнение упражнения в тетради для самостоятельной работы №2 №36 (с. 26).
(Выполнение в соответствии с заданиями.)
Учебник: № 50 (ч. 3, с. 47).
Откройте Обратный словарь на К. Найдите слова с основой на -ник.
Что есть у всех этих слов? (Одинаковый суффикс.)
Все эти слова обозначают одушевленные или неодушевленные предметы? (Они все мужского рода и обозначают лиц мужского пола.)
Какой можно сделать вывод? (Суффикс -ник показывает, что слово мужского рода, что тот, кого оно называет, мужского пола.)
Запишите слова первоклассник, второклассник, троечник, отличник, школьник в столбик, чтобы найти и записать каждому из этих слов пару.
Учебник: № 51 (ч. 3, с. 47-48). (Выполнение в соответствии с заданиями.)
Физкультминутка
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№52 (ч.З, с. 48).
(Выполнение в соответствии с заданиями.)
Задания учителя
двор —..., -ник
печь —...;
настроить — ..., -щик
обувь —....
Прочитайте слова, которые обозначают людей по роду занятий или профессии. Выделите суффиксы.
Тракторист, баянист, лесник, писатель, охотник, строитель, гитарист, грузчик, каменщик, лыжник, сапожник.
Образуй новые слова с помощью суффикса -к.
строить — ... погрузить — ...
чистить—... примерить — ...
стирать — ... побелить — ...
переписать — ...
Карточка 2
Запиши слова. Выдели суффикс -к.
Подписка, прибавка, головка, стрижка, канавка, протирка, подборка, рыбка, чистка, ножка, березка, ягодка, подстилка, собачка.
VIII. Подведение итогов урока
С какими суффиксами вы познакомились?
Какую роль играет суффикс в слове?
Домашнее задание
Тетрадь для самостоятельной работы № 2: №35 (с. 26).