Дата: 13.02.2018
Урок: русский язык
Тема: Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки
Цели: научить детей образовывать слова женского рода от слов мужского рода с помощью суффиксов -иц и -их; продолжить работу над формированием умения выделять корень и окончание; показать чередование согласных в корнях слов; развивать умения образовывать новые слова из основы другого слова, выделять суффикс в словах — названиях предметов; формировать навык работы с Обратным словарем.
Ход урока
Разве можно без улыбки
Видеть Мишины ошибки?
Пишет Миша, наш дружок:
(Следующие строки записаны на доске.)
Сел воренье код пушок,
Он конфетку сел, а булкой
Поделился с другом булькой.
Быстро Мише помогайте,
Где ошибки, исправляйте.
На какие орфограммы встретились слова?
Кто скорее всех узнает, что слова объединяет?
Их внимательно прочтите, что в них общего, найдите: крышка, крошка и селедка, сумка, рыбка, сковородка.
Какие еще суффиксы вы знаете?
Запишите: -к, -ик, -ок, -ек.
Первый ряд: придумайте и запишите слово — название предмета с суффиксом -ик, второй ряд — с суффиксом -ок, третий ряд — с суффиксом -ек.
Если вы затрудняетесь в подборе слова, то где можно найти подсказку? (В Обратном словаре на с. 143.)
Какой оттенок смысла эти суффиксы придают новым словам? (Уменьшительно-ласкательный.)
Какую еще работу выполняют суффиксы? (Образуют новые слова.)
Чистописание
И ик ок ел их иц ник ниц
Словарная работа
У нас на доске записаны четыре слова: снежные, укрыли, дубки, шапки.
Составьте из них предложение и запишите его. (Снежные шапки укрыли дубки.)
Найдите основу предложения.
Есть ли здесь неглавный предмет? (Дубки.)
Поставьте его в начальную форму.
От какого слова произошло это слово? (Дубок — дуб.)
Давайте объясним, как образовалось слово дубок. (Дуб — дуб/ + ок= дубок.)
Кроме этих суффиксов, существует еще много других. Мы обязательно познакомимся с ними. И каждый суффикс нужен, так как выполняет важную работу по образованию новых слов. Это удивительно интересная работа. Попробуем и мы этим заняться.
Итак, сегодня мы продолжим изучать суффиксы слов, называющих предметы.
V. Работа по теме урока
Учебник: ч. 3, с. 45.
Рассмотрите внимательно картинку перед упражнением № 46. Мы потом вернемся к ней и попробуем объяснить ее значение. Учебник: № 46 (ч. 3, с. 45).
Откройте Обратный словарь с. 139 и найдите слова на -иха.
Прочитайте слова. Как вы думаете, от каких слов образованы эти слова?
Покажем это письменно.
Моржиха - морж _.
слониха| — слон
Зайчиха— заяц
волчиха— волк
Чем отличаются слова в каждой записанной паре? (Каждое слово образовалось от основы слова мужского рода.)
При помощи какой части слова образовались слова женского рода? (При помощи суффикса -их.)
Что же показывает суффикс -га-? {Он показывает принадлежность к женскому роду.)
А теперь давайте посмотрим, почему мы не брали слово портниха. Это сложный случай, так как это слово образовано от слова портной.
Объясним, как оно образовалось
Портн ой портн
Портн / + их + а = портних а
Учебник: № 47 (ч. 3, с. 46).
(Выполнение по вариантам.) Вариант 1
Разбери слово слониха.
Вариант 2
Разбери слово паучиха.
Учебник: № 48 (ч. 3, с. 46).
Какого рода слова медведица, верблюдица?
От каких слов они произошли? (Медведица — медведь, верблюдица - верблюд.)
При помощи какой части слова образовались эти слова? (При помощи суффикса -иц.)
Почему слово львица не рассматривали? (Это сложный случай.)
Посмотрите на плакат Летучей Мыши на с. 46.
Итак, можно сказать, что суффикс -иц иногда придает слогу то же значение, что и суффикс -их. Оба суффикса указывают на принадлежность к женскому роду.
Образуйте и напишите слова — названия предметов женского рода от слов мужского рода с помощью суффиксов.
Лось — ... Олень — ...
Аист — ... Гусь—...
Тигр — ... Лев —...,
Медведь —...
(Ход рассуждения: сначала у слова лось отсекаем нулевое окончание, затем к основе ло[с'] добавляем суффикс -их, после чего к новой основе лосих добавляем окончание а. Получилось слово женского рода лосиха.
Лось/ + их +... = лосиха.)
Прочитай слова. Выпиши их в два столбика в зависимости от значения суффикса. Выдели суффиксы.
Сахарница, пепельница, писательница, сухарница, воспитательница, учительница, конфетница, перечница, монтажница, мыльница, чернильница, соусница.
Карточка 2
Выпиши из Обратного словаря пять слов с суффиксами -их- и -иц-. Покажи письменно, как они образовались. Придумай по предложению с одним из слов каждой группы.
Какие суффиксы слов, называющих предметы, вы узнали?
Какие трудности были?
Задача урока выполнена?
Кто доволен своей работой на уроке?
Домашнее задание
Тетрадь для самостоятельной работы № 2: №34 (с. 25).