СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку на тему: "Лексическое значение слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка способствует формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации познавательной деятельности ,создает условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах,способствовует развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему: "Лексическое значение слова"»

Тема: Лексическое значение слова

Тип: Открытие нового знания

Цель: Создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова».

Задачи: - способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации

познавательной деятельности ;

- создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;

- способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Межпредметные связи:

Ресурсы урока: словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах , карточки для самооценки, презентация

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1.Организационный момент.

Приветствие.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

-Тихо сели за парты

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя.

-Настраиваются на активную работу на уроке

- Работа в тетради

2. Актуализация знаний.

- Как всегда в начале урока мы уделим несколько минут чистописанию, чтобы ваши буквы, слова были красивые, а соединения правильно написаны. (слайд 2)

Жж

уж, жи

Словарная работа. (Слайд 3)

Родина, Россия, берёза, русский язык, Кремль, Красная площадь, Москва.

- Поставьте в словах ударение, подчеркните буквы написание которых нельзя проверить, а надо запомнить.

- Какой частью речи являются слова. Докажите.

-Записывают слова, слушая комментирование одноклассников и выделяя орфограммы.

-Осуществляют взаимопроверку в парах.

-Отвечают на вопросы учителя, слушая и дополняя ответы друг друга.

3.Постановка цели урока.

- Ребята, Мудрая сова прислала вам письмо. Прочитайте его. (Слайд 4)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание.


Успехов вам! Мудрая сова.

-У каждого из вас лежит карточка. В каждом ряду вам необходимо закрасить «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в пустую клетку внизу и прочитать полученное слово (слайд 5)

В

Х

А

Н

Д

О

Л

В

Е

А

Н

Д

О

Л

В

Х

К

Н

Д

О

А

Л

Х

А

Н

И

О

Л

В

Х

А

Н

Д

О

Л

В

Х

А

С

Д

О

Л

В

Х

А

Н

Д

К

Л

Л

Е

К

С

И

К

А


Введение нового понятия.

- Какое слово у вас получилось?

-Что означает это слово?

-Какая проблема возникла?

- А откуда мы можем получить информацию?

В интернет-энциклопедии Википедия дано следующее определение. (слайд 6)

- Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка).

- И мы с вами сегодня начинаем изучать этот раздел.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

-Откройте учебник на стр. и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать

-Прочитайте, чему мы будем учиться

-Прочитайте тему урока.

-На какой вопрос мы сегодня ответим?

Игра «Отгадай слово» (слайд 7-8)

  • Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса)

  • Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко (Корова)

  • Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка.(Сорока)

- А теперь вы загадайте любое животное, опишите его.

-Что вы делали, когда загадывали слово?

-Какой же можно сделать вывод?

- Прочтите правило с.

Групповая работа.(Слайд 9)

-По своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю выполнить такую работу.

-Разделите слова на группы в зависимости от их значения. Впишите их в рисунки. Подберите общее название для каждой группы.

(ромашка, карась, боровик, роза, ёрш, рыжик, гвоздика, щука, опята, лисички, сыроежки, окунь, сазан, астра, тюльпан)

Словарная работа. (Слайд 10)

(На слайде запись) ХБЧЕШРПЕФЗЦА

- Посмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы обозначающие глухие согласные звуки и узнайте слово с которым мы познакомимся. (Берёза)

-Запишите слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. (Берёза – любимое дерево в России, символ России. Своё название получило от иностранного слова, которое означает «белый»)

-Прочитайте толкование этого слова.

(Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями)- это и есть лексическое значение слова берёза

-Как ласково назвать берёзу? ерёзка, берёзонька)

-Как называют сок берёзы? (берёзовый)

-Лес из берёз? (березняк)

-Гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик)

-подчеркните во всех этих словах букву Е

-Проверка


Физминутка


Мы сидели и писали.

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево-

Стало гибким наше тело.

А теперь попляшут ножки:

Побежали по дорожке.

Быстро –быстро-топ-топ-топ.

И в ладоши- хлоп-хлоп- хлоп.

Ножку вытянем вперёд-

Влево, вправо поворот.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем.


6.Первичное закрепление нового теоретического материала.

- В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова , надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети : (Слайд 11,12)

Ложка-то, чем едят суп

Садовод-дядя, который водит детей в садик

Зима-время года, когда идёт снег

Перчатки-то, что делает еду острой

- Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?

- Объясните значения этих слов.

- Выскажете своё мнение : почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов)

-А где можно уточнить значение слов?

Значения слов можно уточнить в Толковых словарях.

Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80000 слов ) ,Школьный толковый словарь( около 4,5 тысяч слов)


Работа в парах.

- Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах.

- У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе. (Слайд 13,14)

Задание .

1.Соедини значение и слово.

Начинающий стареть, немолодой- (какой?)…


баловаться

Любящий трудиться, усердный- (какой?)…


ленивый

Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях- ( что делать?)…


пожилой

Перевёртываться через голову- ( что делать?)…


жизнерадостный

Вести себя безобразно-(что делать?)…


кувыркаться

Человек, который ничего не хочет делать-(какой?)…


трудолюбивый

Очень весёлый человек- (какой?)…


гостить


Игра «Опиши предмет» Самостоятельно(Слайд 15)

- В заключении урока я хочу посмотреть, как вы поняли тему урока. Перед вами 3 предмета. Выберите любой и опишите его по плану

-Какой он формы?

- Из чего сделан?

-Для чего нужен?

- Проанализируйте свою работу и просигнальте мне.

Вывод: полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова

7.Рефлексия ( Слайд 16)

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)

- Что делать, если не знаешь слово?

-Что понравилось на уроке?

- Выразите своё отношение к уроку при помощи Смайлика

Домашнее задание:

-Упражнение № с.

По возможности найти в толковом словаре 5 многозначных слов и 5 однозначных и выписать их в тетрадь.

- Урок окончен. ( Слайд 17)

- Я вместе с Мудрой совой говорю :

«Спасибо за сотрудничество !»









- Выполняют работу














-Лексика


-Узнать/выяснить что такое лексика

- Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета.



-Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы


- О слове





- Что такое лексическое значение слова


- Отгадывают слова







- Отвечают на поставленные вопросы учителя.




- Выполняют задание