Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Цели: дать понятие о причастном обороте; познакомить с графическим обозначением причастного оборота в предложении; формировать практические навыки и умения устанавливать границы причастного оборота.
Планируемые результаты. Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Метапредметные: применять приобретенные знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.
Познавательные УУД: анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.
Предметные: знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом.
В основе предлагаемого урока положена технология деятельностного метода в обучении, которая предполагает включение детей в самостоятельную учебную деятельность. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
I. Постановка целей и задач.
- Сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! (слайд 1). Вы уже не первый урок работаете по теме «Причастие». И каждый урок вы делаете разные открытия. Сегодня вам вновь предстоит совершить открытия в этой области.
- Ребята, ваши рабочие тетради будут дневниками исследования. Давайте их откроем, запишем число, а для темы оставим пустую строку.
- Итак, юные исследователи, вы готовы к работе? Приступаем!
II. Актуализация знаний.
- (Слайд 2) К нам в гости пришел Знайкин. Он грустит, потому что у него были на полках разложены слова, на одной - прилагательные, а на другой - причастия. Но они рассыпались и перемешались. Давайте поможем ему собрать их!
- По каким признакам вы узнаете причастие?
(дети распределяют слова, 2 ученика работают у доски)
Жаждущий, танцующий, глупый, школьный, говорящий, деревенский, объёмный, поющий синеющий, синий, седой, седеющий.
- Молодцы, вы справились с заданием.
III. Определение проблемы урока. (Слайд 3)
-Юные исследователи, для дальнейшей нашей работы необходимо вспомнить, что такое словосочетание.
- Сравните словосочетания, записанные в каждом столбике.
прич. + сущ. | прич. + сущ. |
Изучающий человек Рассказывающий подданный Читающий человек | изучающий землю рассказывающий историю читающий книгу |
- Что общего вы в них заметили? В чем различие?
- Определите, в каких случаях причастие является главным словом, а в каких – зависимым.
- Запишите. Обозначьте графически связь между словами.
Вывод: причастие может быть главным словом в словосочетании и зависимым.
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
- Ваше открытие верно. Причастие может быть зависимым словом в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова. Так вот причастие с зависимыми словами в грамматике называется причастным оборотом.
- Какова же тема? (Слайд 4) (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь).
- Сформулируйте цели нашего исследования.
V. Работа по теме урока.
1. Переходим к следующему этапу нашего исследования. (Слайд 5)
Найдите в предложениях причастные обороты и выявите закономерность в постановке знаков препинания.
Серебрился /выпавший утром/ снег.
Серебрился снег, выпавший утром.
Снег, выпавший утром, серебрился.
Вывод:
- Ребята, причастный оборот является одним членом предложения, поэтому мы ограничиваем его с двух сторон палочками. Как вы думаете, каким членом предложения будет причастный оборот? (Определением). Почему вы пришли к такому выводу?
-Ребята, сравните ваши выводы с записями в учебнике на с.160
(читает один ученик).
Физпауза. А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И беремся вновь за дело.
2. Построение проекта выхода из затруднения. (Слайд 6)
- Составьте алгоритм, помогающий отыскать причастный оборот в предложении.
Алгоритм нахождения причастного оборота в предложении
Чтобы правильно выделить причастный оборот, надо:
1.Найти в предложении причастие
2. Найти главное ( определяемое) слово , от которого к причастию задается вопрос
3. Найти все слова, которые зависят от причастия (если они есть), задавая к ним вопрос от причастия.
4. Подчеркнуть их вместе с причастием и обозначить границы причастного оборота.
5. Если причастный оборот стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СЛОВА, выделить его ЗАПЯТЫМИ.
VI. Закрепление изученного
Первичное закрепление нового материала
В парах озвучить друг другу алгоритм:
1в.
2в
1в.
2в.
Упр. 412 (П 1, 2, 6)
- Когда причастный оборот выделяется запятыми?
«КОРРЕКТОР» (Слайд 7)
Теперь поработаем корректорами
Надо исправить допущенные учеником ошибки.
Подгоняемая лодка неслась по реке ветром. (Подгоняемая ветром лодка неслась по реке).
Пастух увидел наш костёр, заночевавший в горах. (Пастух, заночевавший в горах, увидел наш костёр).
Затянувшее тучами небо повисло над просекой. (Затянувшееся тучами небо повисло над просекой).
Море, плескавшее тихо у берега, сверкало фосфорическим блеском. (Море, плескавшееся тихо у берега, сверкало фосфорическим блеском)
-Какой вывод можно сделать?
(Чтобы не допускать грамматических ошибок, нужно правильно согласовать причастие с определяемым словом).
Составление текста по картине и заданному шаблону. (Слайд 9)
Итогом нашего исследования станет составление текста
Зимняя ночь.
Вечер. Небо замерло в ожидании рассвета. Деревья красуются в тишине. Луна отражается в реке. Река мирно дремлет, но ещё не замёрзла.
Добавьте в текст причастные обороты
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Сегодняшнее исследование успешно завершено!
- Какие открытия были совершены?
– Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:
(Критерии оценки.)
“А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.
“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
(Запишите на полях букву.) Кто написал букву А, поднимите руку.
Домашнее задание
– Тот, кто записал букву А, выписывает 2 – 3 четверостишия с причастными оборотами из стихотворений А.С. Пушкина.
– Тот, кто записал букву Б, читает п. 35 и выполняет упражнение № 415.
– Тот, кто записал букву В, читает п. 35 и выполняет упражнение № 411.
Выставление отметок за урок.