СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Предложения с однородными членами

Тип урока:Урок систематизации ЗУН.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами; уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами, определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 5 классе»

тема урока. Предложения с однородными членами

Цель деятельности
учителя

Систематизировать ранее изученное о предложениях с однородными членами, углубить знания об особенностях функционирования предложений с однородными членами в речи

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами; уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами, определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

методы и формы
обучения

Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Портрет А.С.Пушкина и отрывки из его произведений; ЦОР; кроссворд, иллюстрации, схемы предложений



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм

На доске портрет А.С. Пушкина


О, сколько нам открытий чудных 
Готовит просвещенья дух, 
И опыт – сын ошибок трудных, 
И гений – парадоксов друг...


- Кто автор этих строк? Как вы их понимаете?

Слушают учителя, участвуют в диалоге
с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку


Личностные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

2. Актуализация и пробное учебное действие


Цель: повторение

изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки

– Сегодня урок русского языка нам помогут провести произведения любимого всеми поэта Александра Сергеевича Пушкина. На основе его стихов и сказок мы будем работать над сегодняшней темой.

- Вспомните чудесные строки Александра Сергеевича Пушкина, посвященные осени.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса, 
Люблю я пышное природы ув…данье, 
В ба…грец и золото одет…е л…са.4

(Предлагает произвести синтаксический разбор предложения)

– Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей...


- У нас в классе сейчас будет листопад, но не обыкновенный, а из определений видов предложений.




Один ученик у доски делает синтаксический разбор предложения

Ученики по очереди переворачивают листья, размещенные на доске, читают определения видов предложения и составляют предложения на тему «Произведения А.С. Пушкина»





Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: принимают

и сохраняют учебную задачу

3. Постановка учебной задачи

Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы.























4 Выявление места и причины затруднения


Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.

Активизирует знания учащихся, создаёт

проблемную ситуацию.

- Внимательно посмотрите на предложение, что еще можно сказать о нем? (есть о/ч)

- Итак, тема урока: «Однородные члены предложения»

- С какой целью мы обращаемся к этой теме?

- Вспомните, что вы знаете об о/ч?

- Посмотрите на экран, расскажите об о/ч, используя данный материал (ЦОР№3)

- Назовите однородные члены в записанном на доске предложении. К какому слову они относятся?


















  1. - Я предлагаю познакомиться с алгоритмом действий по нахождению однородных членов предложения (ЦОР№2)

  2. Выполнение упр. № 266

  3. Ответ учащихся по плану (ЦОР№1)

- Посмотрите на план и скажите, какой пункт плана может вызвать затруднение?

4. Работа со схемами Упр. 283

- Рассмотрите схемы. Что в них отражено? Чем они различаются между собой?

5. Знакомство с пунктограммой «Знаки препинания при однородных членах» Упр.284

- В какой из схем, иллюстрирующих пунктограмму, отражено основное правило постановки знаков препинания при о/ч? Сформулируйте его.

- Приведите правило, которое отражено во второй схеме.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Проводится гимнастика для глаз с помощью цветных кругов, расположенных над доской. Учитель читает строки из произведений Пушкина, где указаны цвета. Ребята переводят взгляд на соответствующий круг:

У лукоморья дуб зеленый.


В синем море волны плещут.


К красну солнцу наконец 
Обратился молодец


Глядь: среди широких вод 
Лебедь белая плывет.


И ель сквозь иней зеленеет.



Дымятся синие туманы… 



Отвечают на вопросы учителя, актуализируют знания, полученные в начальной школе, ставят цели и формулируют тему урока.


Составляют план достижения цели и определяют средства

( алгоритм, модель)



















  1. Знакомятся с алгоритмом действий по нахождению однородных членов

  2. Выполняют упр. №281

  3. Отвечают по плану

  4. Работают со схемами

  5. Знакомятся с пунктограммой




Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции, анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.






















Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции, анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

5.

Первичное закрепление


Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

Работа в группах и парах

  1. Работа в группах:

  • Составить предложения с однородными членами по картине.

  • Найти предложения по предложенным схемам.

Запишите предложения в том порядке, в каком даны схемы.

3) Кто-то терем прибирал да х…зяев подж…дал. 1) Ты к нему ступай, не печалься же, прощ…й. 4) Жили они в старой, ветхой з…млянке.

2) Отпустил он золотую ры…ку и ск…зал ей ласковое слово.

  1. [ o,o,o].

  2. [o и o].

  3. [o да o].

  4. [o,o].

* Из каких сказок данные предложения?


  • Найти в сказке А. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»

Предложения с о/ч.

  1. Работа в парах

  • От каждой группы по одному ученику выполняют тест (ЦОР№10, 1,2 вариант)

  1. Индивидуальная работа. Составление кроссворда на сайте «Фабрика кроссвордов»



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Работают в группах: распределяют задания, намечают пути их выполнения

  2. Работают в парах: решают тест

Познавательные: читают
и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее
в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его
в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

6

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

Цель: контроль знаний

Организует деятельность по применению новых знаний

  1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (выборочный диктант). Проверка проводится по эталону, данному на доске или экране.

- Из диктуемых предложений выписать ряды о/ч вместе с теми словами, с которыми они связаны. Каким членом предложения являются о/ч?


Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился.


Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря

Там ступа с Бабою Ягой 

Идет, бредет сама собой.

– Ветер по морю гуляет 
Да кораблик подгоняет.

Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.

Домашнее задание: п.21, упр. 258

  1. – Мы с вами видим, что в произведениях А.С. Пушкина часто встречаются предложения с о/ч. Как вы думаете, почему? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем (ЦОР № 51)





- Итак, почему в произведениях А.С. Пушкина часто встречаются предложения с о/ч? ( помогают видеть картину ярче, точнее, богаче, более расширено)

Самостоятельная работа .

  1. Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

  2. Один ученик составляет кроссворд

для повторения и закрепления материала

  1. Ведут наблюдения за ролью о/ч в речи

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют отбор необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.


Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни

7. Включение в систему знаний

Цель:

Повторение и закрепление знаний

Учитель предлагает отгадать кроссворд, составленный учеником.

Разгадывают кроссворд

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

8.

Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

  • - научился…..

  • - было интересно…

  • - было трудно ….

  • - мои ощущения….

Учащиеся совместно с учителем оценивают работу на уроке.

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия






Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу