1. Мотивация к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне | Включение в деловой ритм На доске портрет А.С. Пушкина О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух, И опыт – сын ошибок трудных, И гений – парадоксов друг... - Кто автор этих строк? Как вы их понимаете? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции |
2. Актуализация и пробное учебное действие Цель: повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания» | Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки – Сегодня урок русского языка нам помогут провести произведения любимого всеми поэта Александра Сергеевича Пушкина. На основе его стихов и сказок мы будем работать над сегодняшней темой. - Вспомните чудесные строки Александра Сергеевича Пушкина, посвященные осени. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы ув…данье, В ба…грец и золото одет…е л…са.4 (Предлагает произвести синтаксический разбор предложения) – Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей... - У нас в классе сейчас будет листопад, но не обыкновенный, а из определений видов предложений. | Один ученик у доски делает синтаксический разбор предложения Ученики по очереди переворачивают листья, размещенные на доске, читают определения видов предложения и составляют предложения на тему «Произведения А.С. Пушкина» | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
3. Постановка учебной задачи Цель: обеспечение восприятия, осмысление новой темы. 4 Выявление места и причины затруднения Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать. | Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию. - Внимательно посмотрите на предложение, что еще можно сказать о нем? (есть о/ч) - Итак, тема урока: «Однородные члены предложения» - С какой целью мы обращаемся к этой теме? - Вспомните, что вы знаете об о/ч? - Посмотрите на экран, расскажите об о/ч, используя данный материал (ЦОР№3) - Назовите однородные члены в записанном на доске предложении. К какому слову они относятся? - Я предлагаю познакомиться с алгоритмом действий по нахождению однородных членов предложения (ЦОР№2) Выполнение упр. № 266 Ответ учащихся по плану (ЦОР№1) - Посмотрите на план и скажите, какой пункт плана может вызвать затруднение? 4. Работа со схемами Упр. 283 - Рассмотрите схемы. Что в них отражено? Чем они различаются между собой? 5. Знакомство с пунктограммой «Знаки препинания при однородных членах» Упр.284 - В какой из схем, иллюстрирующих пунктограмму, отражено основное правило постановки знаков препинания при о/ч? Сформулируйте его. - Приведите правило, которое отражено во второй схеме. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ Проводится гимнастика для глаз с помощью цветных кругов, расположенных над доской. Учитель читает строки из произведений Пушкина, где указаны цвета. Ребята переводят взгляд на соответствующий круг: У лукоморья дуб зеленый. В синем море волны плещут. К красну солнцу наконец Обратился молодец Глядь: среди широких вод Лебедь белая плывет. И ель сквозь иней зеленеет. Дымятся синие туманы…
| Отвечают на вопросы учителя, актуализируют знания, полученные в начальной школе, ставят цели и формулируют тему урока. Составляют план достижения цели и определяют средства ( алгоритм, модель) Знакомятся с алгоритмом действий по нахождению однородных членов Выполняют упр. №281 Отвечают по плану Работают со схемами Знакомятся с пунктограммой | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции, анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции, анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
5. Первичное закрепление Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. | Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления Работа в группах и парах Работа в группах: Запишите предложения в том порядке, в каком даны схемы. 3) Кто-то терем прибирал да х…зяев подж…дал. 1) Ты к нему ступай, не печалься же, прощ…й. 4) Жили они в старой, ветхой з…млянке. 2) Отпустил он золотую ры…ку и ск…зал ей ласковое слово. [ o,o,o]. [o и o]. [o да o]. [o,o]. * Из каких сказок данные предложения? Предложения с о/ч. Работа в парах Индивидуальная работа. Составление кроссворда на сайте «Фабрика кроссвордов» ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Работают в группах: распределяют задания, намечают пути их выполнения Работают в парах: решают тест | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
6 Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону Цель: контроль знаний | Организует деятельность по применению новых знаний Самостоятельная работа с взаимопроверкой (выборочный диктант). Проверка проводится по эталону, данному на доске или экране. - Из диктуемых предложений выписать ряды о/ч вместе с теми словами, с которыми они связаны. Каким членом предложения являются о/ч? Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился. Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой. – Ветер по морю гуляет Да кораблик подгоняет. Ничего не сказала рыбка, Лишь хвостом по воде плеснула И ушла в глубокое море. Домашнее задание: п.21, упр. 258 – Мы с вами видим, что в произведениях А.С. Пушкина часто встречаются предложения с о/ч. Как вы думаете, почему? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем (ЦОР № 51)
- Итак, почему в произведениях А.С. Пушкина часто встречаются предложения с о/ч? ( помогают видеть картину ярче, точнее, богаче, более расширено) | Самостоятельная работа . Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Один ученик составляет кроссворд для повторения и закрепления материала Ведут наблюдения за ролью о/ч в речи | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют отбор необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни |
7. Включение в систему знаний Цель: Повторение и закрепление знаний | Учитель предлагает отгадать кроссворд, составленный учеником. | Разгадывают кроссворд | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
8. Рефлексия деятельности Цель: закрепление и коррекция способов действия. | Организует рефлексию. Учитель уточняет, достиг ли цели каждый. - научился….. - было интересно… - было трудно …. - мои ощущения…. Учащиеся совместно с учителем оценивают работу на уроке. | Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу |