Класс 8
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Тема урока: Односоставные предложения
Технология: технология критического мышления.
Приемы критического мышления: кластер, «Верные-неверные утверждения», «Знаем – хотим узнать – узнали».
Формы работы: индивидуальная, парная.
Задачи. Создать условия для формирования умений:
- различать типы односоставных предложений по смыслу и по способу выражения сказуемого;
-определять вид односоставного предложения, доказывать свое предположение;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-сотрудничать и работать в парах.
План урока.
I. Организационный момент.
Доброе утро, ребята. Давайте поприветствуем друг друга. Я хочу познакомить вас с нашими гостями. Это мои коллеги, учителя русского языка и литературы. А это мой 8 класс. Надеюсь это …..
Итак, мы сказали друг другу «Здравствуйте! Добрый день!» Много это или мало? Приветствие в жизни человека обладает особой значимостью, поэтому и солнца прибавляется в мире и радостней становится жизнь. А главное – это доброе начало нашего урока. Садитесь.
У нас необычный урок. Поэтому я предлагаю вам для плодотворной работы провести специальную пальчиковую гимнастику.
Какие ассоциации возникают у вас в связи с грецким орехом? (похож на человеческий мозг). А мозг требует тренировки. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте постараемся все наши творческие способности мозга активизировать. Поможет нам орех, хорошо покатайте его по ладоням. Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Во время урока, если вы почувствуете, что устали, покатайте орех по ладоням, и снова в бой.
1. Стадия «Вызов». Активизация имеющихся знаний.
2.Стадия « Осмысления». Получения новых знаний.
3. Первичное закрепление.
4. Стадия «Рефлексия».
5. Задание на дом.
Ход урока
ЭТАП 1. Стадия вызова (вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала)
1).Использование приема «Верные и неверные утверждения».
Ознакомьтесь с утверждениями и отметьте верные. Проверка, самооценка.
Верные-неверные утверждения
Двусоставное предложение имеет две грамматические основы.
Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в изъявительном, повелительном, условном наклонениях.
Дополнение - главный член двусоставного предложения.
Второстепенные члены предложения распространяют только грамматическую основу.
Подлежащее может выражаться различными частями речи.
Двусоставное предложение обязательно содержит оба главных члена предложения.
Глагольное сказуемое согласуется с подлежащим в роде, числе и падеже.
Сказуемые бывают простые глагольные, составные глагольные и составные именные.
Приложение – особый вид определения.
Именная часть составного именного сказуемого может быть выражена всеми частями речи.
2).Работа с текстом в парах. Найдите и выпишите грамматическую основу в данных предложениях. Проверка, взаимооценка.
Зима. Морозит. Беру лыжи и отправляюсь в лес. Меня встречают мохнатые ели и величавые сосны, одетые в пушистые белые шубы. Снег сверкает на солнце бриллиантовым блеском. Красота необыкновенная!
Тишина. Вокруг ни души. Бескрайнее снежное одеяло укрыло землю, деревья и кусты. Впереди алеют яркие ягоды рябины.
К вечеру сильно похолодало. Но на душе радостно.
Ребята, а какие грамматические основы предложений вам встретились (с подлежащим и сказуемым, с одним подлежащим и одним сказуемым)
Как называются такие предложения (двусоставные и односоставные)
Какие вы лучше знаете, их легче вам было находить?
Следовательно. есть проблема. Надо ее решать. Определите тему сегодняшнего урока.
Давайте сформулируем тему нашего урока.
Односоставные предложения.
В них грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого)
А каковы цели нашего урока?
1. Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.
2. Посмотрим, какие группы односоставных предложений бывают.
3. Понаблюдаем за этими предложениями в текстах, увидим, часто ли они употребляются.)
А зачем нам нужны эти знания? (На ЕГЭ знания об односоставных предложениях необходимы. Пригодится в жизни. Это умение формулировать мысли ясно, чётко, коротко.)
3). Использование приёма «Знаем – хотим узнать – узнали». Формулировка темы и задач урока. Заполните таблицу, обсудите в парах.
Знаем | Хотим узнать | Узнали |
В односоставном предложении один главный член предложения. | Виды односоставных предложений с главным членом подлежащим. | |
В роли главного члена может быть только подлежащее. | Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым. | |
В роли главного члена может быть только сказуемое | | |
Односоставные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными | | |
Вот по какому маршруту мы сегодня с вами пойдём.
ЭТАП 2. Стадия осмысления. ( организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала, организация обратной связи.) Работа в парах.
1). Ознакомьтесь с теорией по теме в учебнике П. 31 стр.101, 32 стр.105, 33 стр.108, 35 стр.110-111. Составьте кластер.