Урок в 8м классе по теме «Обособленные определения»
Цели урока:
Учебные:
1) актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке («понятие об обособлении»)
2) Усвоение общих правил обособления согласованных и несогласованных определений.
3) Выяснение роли обособленных определений в тексте.
4) Отработка пунктуационных навыков.
Развивающие:
1) Формирование умения находить грамматические условия обособления определений.
2) Развитие письменной речи.
Воспитательные:
1) Воспитание интереса учащихся к родному языку.
2) Воспитание эстетических чувств учащихся (любовь к прекрасному посредством работы с репродукцией картины Шишкина).
I. Орг.момент
Вступительное слово учителя:
– Здравствуйте, ребята. Итак, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?
Ученики: На прошлом уроке мы изучали такое синтаксическое понятие, как обособление.
II. Постановка темы и цели урока, актуализация опорных знаний.
– Давайте вспомним, что же такое обособление.
– Как мы выделяем обособленные члены предложения на письме? В речи?
Спишите, подчеркните все члены предложения.
(Задание спроецировано на интерактивную доску)
Солнечный и безветренный день, ставший для нас настоящим подарком, был очень теплым.
Теплый день, солнечный и безветренный, стал для нас настоящим подарком.
Чем осложнены данные предложения? Чем выражена эта конструкция?
Ученики: Данные предложения осложнены обособленным определением. В первом предложении оно выражено причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. Во втором предложении определение выражено двумя прилагательными, соединенными союзом и.
Учитель: Как вы считаете, что нам предстоит изучить на сегодняшнем уроке?
Ученики: Сегодня на уроке нам предстоит изучать такое синтаксическое понятие, как обособленное определение.
Учитель: Какая цель стоит перед нами? Что нам сегодня нужно сделать?
Ученики: Сегодня на уроке нам нужно узнать, в каких случаях нужно обособлять определения. Также нам нужно отработать правила постановки запятой при обособленных определениях.
III. Работа с текстом параграфа.
– Откройте, пожалуйста, учебник «Теория» параграф 192-193 (стр.215)
Прочитайте параграф, и подумайте, как его можно преобразовать в графическую схему.
– Какие существуют условия обособления согласованных определений?
– Какие существуют условия обособления несогласованных определений?
– Давайте вместе составим схему, в которой раскроем условия обособления согласованных и несогласованных определений.
Схема:
Разделить доску на два столбика. I – согласованные определения, II – несогласованные.
I. Согласованные определения
Обособленные определения, стоящие ПОСЛЕ о.с.
1) Определения, выраженные причастным оборотом
2) Определения, выраженные прилагательным с зависимыми словами
3) Несколько нераспространенных определений, соединенных союзом «и» или без него
Определения, стоящие ПЕРЕД о.с.
4) Причастные обороты и определения, выраженные прилагательными, стоящие перед определяемым словом, обособляются, если имеют добавочное значение причины или уступки (в этом случае их можно заменить придаточным предложением)
II. Несогласованные определения обособляются, если стоят после определяемого слова и связаны сочинительной связью с согласованным определением.
Чтобы применить полученные нами знания на практике, давайте выполним упражнение.
IV. Этап первичного закрепления.
Задание №1. Запишите предложения под диктовку, выделяя обособленные определения. Не забудьте графически обозначить определяемое слово.
Предложения: 1) В стране лучей, незримой нашим взорам, вокруг миров вращаются миры. 2) Я рвал отчаянной рукою шиповник, спутанный плющом. 3) Ветер, все еще сильный и холодный, дул с востока. 4) Впереди расстилалась большая болотистая равнина, покрытая травой. 5) Молчаливый, он не запрещал мне говорить. 6) Проходившая мимо девушка, светловолосая, с большими голубыми глазами, показалась мне знакомой. 7) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.
(На интерактивную доску после выполнения задания учащимися будет спроецировано правильное решение задания. Ученики осуществляют самопроверку).
Учитель: Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки в данном задании.
У кого одна ошибка. Две ошибки. (Осознание количества ошибок в упражнении и «публичное» заявление об этом развивает адекватную самооценку у учащихся)
Задание №2. Теперь давайте сами попробуем составить предложения с обособленными определениями. Возьмите карточку №2, спишите предложения, преобразовывая их в предложения с обособленными определениями.
1) На весь лес слышны звуки журчащего ручья. 2) Шевелящиеся от течения водоросли были видны на дне реки. 3) Проходившая мимо девушка показалась мне знакомой. 4) Одетый в зеленый дым юный лес нетерпеливо ждет летних гроз. 5) Рассвет сопровождался дождем; он был мелкий и холодный и словно иголками колол лицо.
Учитель: Научились ли мы находить в тексте обособленные определения? С помощью чего мы научились это делать?
Ученики: Мы научились находить в тексте обособленные определения и даже смогли самостоятельно реконструировать предложения с обособленными определениями.
Научились благодаря выполнению упражнений на данную тему.
Задание №3. (устно)
Теперь давайте посмотрим, какую стилистическую роль они выполняют.
Прочитайте предложения сначала с обособленными определениями, а затем – опуская их. Что изменилось? Зачем нужны обособленные определения в тексте?
На пригорке стоит рябина, покрасневшая от холода и колючего ветра. Осенняя ночь, серая и туманная, опустилась на город. Ветер, пронизывающий до костей, сбрасывает последнюю одежонку с лип и тополей. По осенней слякоти бредет путник, укутанный в плащ. Лужи, серебряные от инея, отражают свинцовое небо. Воробьи, встревоженные первыми заморозками, забились на ночь под еще непокрытые снегом крыши.
Вывод.
Учитель: Чем мы занимались на сегодняшнем уроке? Какая цель перед нами стояла? Достигли ли мы этой цели?
Учащиеся: Сегодня на уроке мы познакомились с таким понятием, как обособленные определения. Мы научились выделять их в тексте, разобрались с условиями обособления определений, мы поняли, какую важную стилистическую функцию они выполняют в тексте и научились применять их в собственной речи.
Домашнее задание. Составьте небольшой текст-описание по картине Шишкина «Зима», используя обособленные определения.