Урок по русскому языку во 2 классе на тему «Что такое главные члены предложения?»
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование урока: презентация, карточки с предложениями, конверты с наборами слов, веера гласных букв, светофоры для рефлексии.
Цель урока: создать условие для ознакомления с терминами главные члены, основа предложения; научить находить главные члены предложения и основу.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с терминами главные члены, основа предложения; научить находить главные члены предложения и основу.
Развивающие:
- развивать умение высказываться по предложенной теме, корригировать нарушение речевой деятельности;
- развить и закрепить умение учащихся использовать знания в нестандартных ситуациях;
- прослеживать межпредметные связи с литературой и др. предметами;
- развивать умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное, осмысливать и применять полученную информацию;
- развивать самостоятельную деятельность
Воспитательные:
- формировать устойчивое произвольное внимание;
- воспитывать культуру речи и умение задавать вопросы, строить понятные высказывания;
- формирование умения работать в группах;
- воспитывать уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её;
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- находят основу и второстепенные члены предложения;
-определяют в словах изученные орфограммы;
-различают предложение и группу слов;
- оформляют предложение на письме.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-учащиеся умеют осуществляют действия контроля и оценки.
Коммуникативные:
- сформировано умение строить речевые высказывания в устной форме;
- у учащихся сформировано умение взаимодействовать с учителем и сверстниками;
- учащиеся взаимодействуют при работе в паре.
Познавательные:
- осуществляют операцию синтеза.
Личностные результаты:
- сформирована мотивация к обучению и целенаправленной деятельности;
- учащиеся следуют этическим нормам поведения в коллективе, в группе.
Ход урока
1.Организационный момент (1мин.)
У: Здравствуйте, ребята!
У: Проверьте, чтобы на партах был порядок, и не лежало ничего лишнего. Присаживайтесь на свои места.
2. Актуализация знаний (10мин.) У: Ребята, я сейчас вам буду показывать слово, а вы мне букву, которую надо вставить в него.
с..нтябрь вет..р з..ма в..робей д..ревья
у: (показывают буквы на веере гласных букв)
У: верно ребята!
- На какие две группы можно разделить эти слова по орфограммам?
Д.: Безударные гласные, написание которых можно проверить и безударные гласные, написание которых надо запомнить, словарные слова.
У.: -Назовите словарные слова.
Д.: - сентябрь, ветер, воробей.
У.: - Какие еще словарные слова мы изучали?
(Дети называют слова, которые изучали в 1 классе)
У.: - Какими словами проверяли оставшиеся слова?
Д.: зима- зимы, деревья – дерево, лиса – лисы).
У. Откройте тетради, запишите число, классная работа и пропишите показы.
У.: - Посмотрите на запись на доске. Это предложение?
Цветок, пчела, сидеть
Д.: Нет, это набор слов.
У.: Составьте предложение со словами записанными на доске.
Д.: На цветок села пчела.
У.: Что вы сделали, чтобы получилось предложение?
Д.: Изменили слова, чтобы они подходили по смыслу.
У.: О ком или о чём говорится в предложении?
Д. О пчеле.
Подчеркиваем слово пчела одной чертой.
У.: А что говорится о пчеле? Что она сделала?
Д.: В предложении говорится, что пчела села.
У.: -Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
Дети высказывают предположения.
У.: Давайте проверим наши догадки. Откройте учебник на стр. 29. Прочитайте тему урока.
3. Открытие нового знания
(14 мин.)
У.: О каких членах предложения мы будем говорить на уроке?
Д.: - о главных членах предложения.
У детей на столах карточки с записанными предложениями и белые полоски.
Солнышко светит. Ярко светит солнышко. Осеннее солнышко ярко светит. |
У.: - В чем сходство записанных предложений?
Д.: - В них говорится про солнышко, что оно светит.
У.: - В чем различие?
Д.: - Добавлены новые слова.
У.: - Если убрать из предложений слова «солнышко» и «светит» будет понятен смысл? Закройте сначала слово «солнышко» в предложениях бумажной полоской. Прочитайте. Понятен смысл?
Д. : Нет.
У.: - А теперь закройте слово «светит». А теперь понятно о чем идет речь?
Д.: Нет.
У.: - Давайте закроем слова «ярко» и «осеннее». Понятен смысл предложения?
Д.: Да, в нем говорится про солнышко, что оно светит.
У.: - Какой вывод можем сделать?
Д.: В предложении есть слова главные, в которых заключена основная мысль
У.: -Давайте прочитаем правило стр. 29.
У.: - Что такое главные члены предложения?
Д.: - Это основа предложения. В главных членах заключен смысл предложения.
4.Физминутка. (2 мин.)
Давайте, немного разомнемся. Я буду читать стихотворение, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Бегал по двору щенок, (бег на месте)
Видит пирога кусок. (наклоны вперёд, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)
5.Применение новых знаний для решения учебно-практических задач (10мин)
У: - У вас на столах лежат конверты с цифрой 2. Сейчас вам предстоит поработать в паре. Какие правила вы должны помнить?
Д.: - Не кричать, разговаривать шепотом, договариваться, прислушиваться к мнению соседа. По окончанию работы показать условный знак.
У.: - Молодцы. Откройте конверты и посмотрите, что в них и сформулируйте задание.
(В конвертах лежат три набора слов, скрепленные скрепкой).
земля голая промёрзла __________________________________________________________ закружились крупные воздухе снежинки в _______________________________________________________ снег повалил хлопьями крупными __________________________________________________________ |
Д.: Надо составить предложения из предложенных слов.
У.: Правильно. Составьте предложения, работая в паре.
(Дети составляют предложения и показывают свою готовность).
Проверка.
Заслушиваются предложения.
У.: - А теперь запишем получившиеся предложения в тетрадь.
- Подчеркните одной чертой, о чем говорится в предложении.
У.: Проверьте свои работы, сверьтесь с образцом на доске.
На полях начертите шкалу и оцените свою работу.
6. Итог урока. Рефлексия
(3 мин.)
Что нового узнали о предложении?
Д.: В предложении всегда есть основа).
У.: Что такое основа?
Д.: - Слова, в которых заключен смысл предложения).
У. Сможете ли вы помочь товарищу и объяснить, что такое предложение и его основа?
Покажите на светофоре ваше отношение к уроку.
Зеленый – всё было понятно, я легко справился со всеми заданиями, понял, что такое основа предложения.
Желтый – мне все понятно, но при работе на уроке испытывал трудности.
Зелёный – На уроке было трудно. Я не научился находить основу предложения.
7.Домашнее задание
Выполнить упражнение 32 (стр.30)