СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по сказке "Снежная королева"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по сказке "Снежная королева"»

 «Великий сказочник  Г.Х.Андерсен. Сказка «Снежная королева».


Мир прекрасен! Радуйтесь жизни!

Боритесь за  человека, сердце которого покрыто льдом!  

Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте  времени

и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость 

и доброту!

 

 Г.Х.Андерсен.

 

Цель урока: познакомить детей с датским сказочником Г.Х.Андерсеном и первыми сказками «Снежной королевы»,

на основе прочитанного учить выделять черты характера героев, анализировать  их поступки ,

развивать устную речь учащихся.

 

Метод: беседа, комментированное чтение отрывков, инсценирование эпизодов, рассказ учителя, различные виды пересказа (художественный, пересказ с изменением лица).

 

Ход урока.

I.Вводное слово учителя о Г.Х.Андерсене.

«В цветущей Дании, где свет увидел я, Берет мой мир свое начало,»- писал Г.Х.Андерсен .

Дания- прекрасная страна, подарившая миру   великого сказочника. Рассмотрим портреты писателя, прочитаем строки его воспоминаний о детстве (Смотри автобиографию сказочника)

 «Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!» -утверждал  Г.Х.Андерсен.

 «Я обязан своим положением только самому себе», -говорил  мудрый сказочник, оглядываясь на пройденный путь. Пятьдесят лет писал Андерсен сказки для детей (Андерсен-автор 170 сказок).   Одной из самых поэтичных и красивых явилась сказка «Снежная королева».

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с первыми сказками «Снежной королевы», с ее героями.

 

II. Комментированное чтение «Сказки первой».

Запись в тетради : « Г.Х. Андерсен. «Снежная королева».

Обратите внимание на начало сказки, то, как Андерсен приглашает читателя войти в сказочный мир. (См. «Ну, начнем! Вот…)  

-Как звучит голос автора? ( доверительные интонации, неравнодушный, восторгается, любуется, тревожится, беспокоится).

 

Беседа после прочтения сказки.

«Жил-был тролль…» -так начинается сказка Андерсена.

 Дания, скандинавская страна, расположенная на севере, в сознании народа бытовали представления о мифических существах, населявших леса, горы и реки.  Таков тролль.

-Каким вы представляете тролля?

В сказке «Лесной холм» Андерсен пишет о тролле: «Старый тролль был в короне из ледяных сосулек и полированных лесных шишек, в медвежьей шубе и меховых сапогах» (См. изображение тролля на слайдах)

-Какие слова передают отношение Андерсена к троллю?

-Какие свойства имело волшебное зеркало?

-Почему осколки «наделали несравненно больше вреда, чем само зеркало»?

-Перескажите «Сказку  первую», включив в пересказ действия тролля, его учеников, рассказ о свойствах зеркала.

-Как связана «История первая» с событиями, рассказанными в других главах?

 

III. Работа над «Сказкой второй».

 1.«Как жили и дружили Герда и Кай».

-Кто являются героями  второй сказки?

-Расскажите о жизни Герды и Кая , их садике. Как жили обе семьи?

-Для чего две семьи устроили «сад» в деревянных ящиках? Что это был за сад?  

-Какими были отношения между детьми?

Словарная работа: доверительный, теплый, дружеский, нежный, заботливый, доброжелательный.

 

«Инсценировка» эпизодов: «Как жили и дружили Герда и Кай», «Осколок волшебного зеркала попадает Каю в глаза».

 

2. Снежная королева.

-Как начинается рассказ о Снежной королеве? Что рассказала бабушка детям о Снежной королеве?

-Почему бабушка после слов Кая о королеве завела речь о другом?

-Почему и в первый раз Снежная королева пришла к Каю, а не к Герде: ведь осколок еще не попал в его сердце?  

-Какой увидел Кай Снежную королеву в первый раз?  (Обратите внимание на глаза:  «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира» ).

-Как изменился Кай после того, как осколок волшебного зеркала попал ему в глаз и сердце? Какими стали забавы мальчика? Что говорит об этом автор ?  

 

 Представим, что нужно проинсценировать еще один эпизод: «Снежная королева увозит Кая». Изобразите декорации площади, на которой происходит главное событие, определить цвет красок, которые нужно использовать для декораций.

-Как описывается в сказке второе появление Снежной королевы и ее свиты?

-Какой ее теперь видит Кай? Что сказал Кай, когда Снежная королева его  поцеловала?  

Пересказ эпизода от лица Снежной королевы, Кая (Индивидуальное задание)

Обобщающий вопрос.

-Почему именно Кай стал пленником Снежной королевы?

 

IV.  Комментированное чтение «Сказки третьей».

«Что же было с маленькой Гердой после того, как  исчез Кай»? –так продолжает свой рассказ автор.

  -Герда попадает в прекрасный цветник женщины, умевшей колдовать.  Каким вы видите это место? Чем вдруг оказалась похожа старуха-волшебница на Снежную королеву?

 -Как автор описывает  Герду  (3 сказка)?

«А волосы у Герды вились, и кудри золотым сиянием окружали ее милое, приветливое личико, кругленькое и румяное, словно роза» (обращаем внимание на отношение автора к Герде)

«Доброму сердцу чуждо высокомерие», -считал  мудрый сказочник. Как вы думаете, можно эти слова отнести к Герде?   

 

Найдите слова, которые особенно ярко характеризуют отважную девочку?

 

-Какие встречи  и  какие испытания ждут Герду впереди?


V. Домашнее задание.

Прочитать сказки 4 и 5,  пересказать близко к тексту понравившийся эпизод  

 

VI. Итак,  на сегодняшнем уроке мы с вами познакомились с героями сказки «Снежная королева», Гердой и Каем.

-Какими словами можно охарактеризовать Герду, Кая?

( Герда :  самоотверженная, милая, ласковая, заботливая, тревожится за Кая, любит природу, мечтательная.  Кай:  злой, жесткий, грубый, резкий, эгоистичный )  

Герои сказки Г.Х.Андерсена добиваются счастья благодаря мужеству, мудрости, доброте , а не с помощью волшебных сил. Нам всем остается терпеливо учиться у них.

В скандинавском фольклоре встречается образ ледяной девы, повелительницы снегов и метелей, которая уводит в свое царство жениха девушки.   Снежная королева в сказке Андерсена уносит в свои владения мальчика Кая. Однако   грозную Снежную королеву побеждает маленькая хрупкая девочка Герда,  ее доброта и самоотверженность помогают Каю вернуться к людям. В этом мудрость сказки Андерсена.