СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Автобус номер 26" для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Автобус номер 26" для 1 класса»

Конспект учебного занятия

по литературному чтению

в 1«А» классе

Тема: «С.Я. Маршак. Стихотворение

«Автобус номер двадцать шесть»»

студентки 202 группы

Морозовой Екатерины Витальевны




















Урок будет выдан: 27.02.2024.

МАОУ «Гимназия №15»

Учитель: Ярцева Татьяна Игоревна

Методист: Кауфман Светлана Николаевна







Новосибирск, 2024


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Морозова Екатерина Витальевна.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 1 «А».

Тема урока: «С.Я. Маршак. Стихотворение «Автобус номер двадцать шесть»».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении стихотворения «Автобус номер двадцать шесть» С.Я. Маршака.

Планируемые результаты:

Задачи урока:


Предметные:

Учащиеся научатся отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения.

Учащиеся получат возможность научиться: читать осознанно вслух целыми словами; владеть элементарными умениями анализа.

Дидактические:

  1. Формировать представление о С.Я. Маршаке и его произведении «Автобус номер двадцать шесть».


  1. Формировать умения: читать осознанно вслух целыми словами; отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения; владеть элементарными умениями анализа.


Метапредметные:

Познавательные:

Уч-ся научатся:

- с помощью педагога формулировать цель;

- делать выводы;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.

Уч-ся получат возможность научиться:

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.


Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

- соблюдать правила ведения диалога;

- воспринимать суждения.

Уч-ся получат возможность научиться:

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


Регулятивные:

Уч-ся научатся:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

Уч-ся получат возможность научиться:

- корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

1.Формировать умения (познавательные): с помощью педагога формулировать цель; делать выводы; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.







2.Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать суждения; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.





3.Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.



Личностные:

- проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

- познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений художественной литературы, творчества писателей;

- приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.


Воспитательные:

- воспитывать уважение к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

- формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей;

- способствовать приобретению эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Дидактические средства: презентация, аудио – фрагмент, раздаточный материал.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.



















ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, Р, К)

Личностные

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Словесный

(беседа)

Наглядный

(демонстрация)

Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Витальевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Проверьте готовность к уроку. У вас должны быть на парте: учебник и пенал.


- «Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно».

-В чем смысл этого высказывания?


-К чему нам нужно стремиться на уроках литературного чтения?

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.









Высказывают свое мнение о смысле высказывания.















К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Словесный (беседа, рассказ)


Наглядный

(демонстрация)

Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения как подведение к теме.

-Начнем урок с речевой разминки.

Проговаривание чистоговорок:

«Са-са-са – вот бежит лиса».

«Со-со-со – лиса катит колесо».

«Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы».

«Су-су-су – в лесу видел я лису».

- Прочитайте чистоговорку про себя.

- Шепотом по слогам.

- Прочтите целыми словами.

- Произнесите хором первые две строчки – тихо, остальные - в полный голос

- Посмотрите на слайд, узнали ли вы, кто изображен на портрете? Предположите, каким может быть этот человек по характеру.

- Знакомы ли вы с творчеством

Самуила Яковлевича Маршака?

-Какие произведения автора вы знаете?

-Сейчас я вам расскажу биографию. Слушайте внимательно, я задам вам вопросы.

Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей. Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. В 1920 году создает детский театр. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году. В 1923, вернувшись в Петроград, Маршак написал свои первые оригинальные сказки в стихах — "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", переводил с английского детские народные песенки – например, "Дом, который построил Джек». Издавал первый советский журнал для детского чтения «Воробей».

-Что показалось вам особенно интересным в биографии автора?

- Какие его произведения вы запомнили?







Выполняют задания речевой разминки, ориентируясь на инструкцию учителя.

















Отвечают.




Слушают биографию С.Я. Маршака.





































Отвечают на вопросы


























Р: выстраивать последовательность выбранных действий.



























К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.





























К: соблюдать правила ведения диалога.




Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.















Проявление уважения к традициям и культуре своего народа в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России.


3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа, рассказ)

Наглядный

(иллюстрации)

Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.

- Можем ли мы уже сформулировать тему урока, зная только ФИО автора?


-Чтобы выйти из этого затруднения, давайте разгадаем шифр.




-А сейчас мы можем определить тему нашего урока?



- Сформулируйте цель, которую мы можем поставить перед собой.




-Не можем. Мы не знаем названия произведения.



-Автобус номер двадцать шесть.




-С.Я. Маршак «Автобус номер двадцать шесть».


-Познакомиться со стихотворением С.Я. Маршака «Автобус номер двадцать шесть».


К: соблюдать правила ведения диалога.





П: с помощью педагога формулировать цель.


К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования

Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.


4. Построение проекта выхода из затруднения


Словесный (беседа)

Наглядный

(презентация)

Организует деятельность по составлению плана урока.

-А сейчас посмотрите на слайд, и поставьте пункты плана в правильном порядке.





-Какой пункт мы с вами уже выполнили?

- Что нам нужно еще сделать?

1. Познакомиться с биографией С.Я. Маршака.

2. Прочитать стихотворение «Автобус номер двадцать шесть».

3. Проанализировать произведение.


Отвечают.


Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.


5. Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа, рассказ)


Наглядный

(иллюстрации, аудиоматериал)

Организует деятельность по реализации построенного проекта.

-Прежде, чем приступить к работе с учебником, нужно выполнить физкультминутку для глаз

Автобус. 
Мы в автобусе сидим, 
Во все стороны глядим. 
Глядим назад, глядим вперед, 
А автобус не везет. 
Внизу речка – глубоко, 
Вверху птички – высоко. 
Щётки по стеклу шуршат 
Все капельки смести хотят. 
Колёса закружились 
Вперёд мы покатились. 

- Откройте учебник на странице 21, но перед чтением стихотворения, необходимо познакомиться со значениями слов, которые могут быть вам непонятны. Слова написаны на доске, разделены на слоги.

- Сначала прочитаем их хором по слогам.

- Давайте посмотрим на сладе, как выглядят эти животные. (Вол, гиппопотам, хорёк, щегол, выпь, эму, юрок, як, поссорился, прожужжал).

- Ребята, вы ездили в автобусе?

- Есть какие-то правила поведения в автобусе? Какие вы знаете?

– А теперь давайте прослушаем стихотворение С.Я. Маршака про автобус.

Аудиозапись.


- Поделитесь своими мыслями, чувствами. Понравилось ли вам?

- Какое настроение вызвало стихотворение?

- О ком вы прослушали?

-Обычный ли это автобус?

- А в чем его необычность?

-Теперь прочитаем стихотворение по цепочке, будем читать по 1 строчке. Следите внимательно за чтением, чтобы не пропустить свою строчку. Поставьте палец на начало или положите линейку.

Физминутка.

Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.


























Читают.












Отвечают.







Читают по цепочке.





























Учащиеся научатся отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения.






Читать осознанно вслух целыми словами.


















К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.











П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.



К: соблюдать правила ведения диалога.

Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.


Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

























Словесный (беседа)


Частично-поисковый (анализ текста)

























Организует первичное закрепление.

Найдите и прочитайте в тексте:

- Что сделал медведь?

- Что произошло между тюленем и моржом?

- Что промычал як?

- Что сказал индюк?

- Понравилось ли вам поведение зверей?

- Скажите, а люди так поступают?

- Давайте прочитаем еще раз последние две строчки и обсудим в парах, почему нельзя вести себя как эти животные. Порассуждайте в паре – можно ли эти строки назвать главной мыслью стихотворения. Какая пара готова ответить?


- Почему буквы выделены?

- Чему они соответствуют?

- Помните ли вы весь алфавит наизусть?

- Что такое алфавит?

Алфавит – буквы языка, расположенные в определенном, обязательном для всех порядке.

- Каких букв не хватает в начале этих строчек?

- Почему этих букв нет?

- Для чего нужен алфавит?


-Сравните стихотворение «автобус номер двадцать шесть» со стихотворением «живая азбука». Чем они похожи и чем отличаются?


Чем стихотворение отличается от сказки, рассказа?

Что такое рифма?


Игра в рифмы.

- Миска…

- Книжка…

- Еда…

- Дочка…

- Белка…

- Огурец…

- Ложка…

- Речка…

- Рябина…

- Гречка…

- Строчка…

- Птичка…





Отвечают.



















Отвечают.





- Й, Ъ, Ы – не бывает животных названия, которых начинаются на эти буквы, и Ё – можно было добавить ёж, но про него есть строчка: Свинья заспорила с ежом.









Рифмой.

Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.

Например:

- киска.

- мышка.

- вода.

- ночка.

- стрелка.

- молодец.

- кошка.

- свечка.

- малина.

- печка.

- бочка.

- сестричка.

Учащиеся научатся отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения.

Учащиеся получат возможность научиться: владеть элементарными умениями анализа.












П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.




П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.




П: делать выводы.




Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.


Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (упражнение)


Наглядный (презентация)


Организует самостоятельную работу.

-Теперь, найдите на своей парте вот такую карточку:



Вам нужно соединить строчку из стихотворения с нужным животным при помощи стрелочек. А потом все вместе проверим. Если потребуется помощь – поднимите руку, и я подойду к вам.


-Проверьте свою работу, посмотрите на слайд-эталон.



















Самостоятельно выполняют задание.






Выполняют самопроверку.











П: анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей.


















Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений художественной литературы, творчества писателей.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный (беседа)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.


-Ребята, а напомните мне тему нашего урока.

-С каким автором и его произведением мы сегодня познакомились?

-Чему оно нас научило?

- Где мы можем применить полученные на уроке знания?








Отвечают.


К: соблюдать правила ведения диалога.








П: делать выводы.


9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация)


Организует рефлексию учебной деятельности.

-Давайте посмотрим на нашу цель, мы достигли её?

-Давайте вернёмся к плану.

-Все ли задачи мы с вами выполнили?


-А сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. У каждого на парте лежит распечатка, вам нужно раскрасить свинью в соответствии с критериями:

Красный – на уроке возникла проблема, нужна помощь.

Жёлтый – не всё было понятно.

Зелёный – всё прошло хорошо, было интересно.

Оценивают свою деятельность.


Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.