Тема: «С.Я. Маршак. Стихотворение
Урок будет выдан: 27.02.2024.
Морозова Екатерина Витальевна.
Предмет: литературное чтение.
Класс: 1 «А».
Тема урока: «С.Я. Маршак. Стихотворение «Автобус номер двадцать шесть»».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении стихотворения «Автобус номер двадцать шесть» С.Я. Маршака.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П, Р, К) | Личностные |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности. -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Витальевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте готовность к уроку. У вас должны быть на парте: учебник и пенал. - «Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно». -В чем смысл этого высказывания? -К чему нам нужно стремиться на уроках литературного чтения? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Высказывают свое мнение о смысле высказывания. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (демонстрация) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения как подведение к теме. -Начнем урок с речевой разминки. Проговаривание чистоговорок: «Са-са-са – вот бежит лиса». «Со-со-со – лиса катит колесо». «Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы». «Су-су-су – в лесу видел я лису». - Прочитайте чистоговорку про себя. - Шепотом по слогам. - Прочтите целыми словами. - Произнесите хором первые две строчки – тихо, остальные - в полный голос - Посмотрите на слайд, узнали ли вы, кто изображен на портрете? Предположите, каким может быть этот человек по характеру. - Знакомы ли вы с творчеством Самуила Яковлевича Маршака? -Какие произведения автора вы знаете? -Сейчас я вам расскажу биографию. Слушайте внимательно, я задам вам вопросы. Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель провёл в маленьком городке Острогожске. Его семья жила небогато, но дружно. В семье было 6 детей. Мальчик с детства тянулся к знаниям, к книгам, рано стал писать стихи. Когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался сочинять стихотворные строчки. В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. Сначала учился в гимназии, потом окончил Лондонский университет. В 1920 году создает детский театр. Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и была выпущена в 1923 году. В 1923, вернувшись в Петроград, Маршак написал свои первые оригинальные сказки в стихах — "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", переводил с английского детские народные песенки – например, "Дом, который построил Джек». Издавал первый советский журнал для детского чтения «Воробей». -Что показалось вам особенно интересным в биографии автора? - Какие его произведения вы запомнили? | Выполняют задания речевой разминки, ориентируясь на инструкцию учителя. Отвечают. Слушают биографию С.Я. Маршака. Отвечают на вопросы | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. К: соблюдать правила ведения диалога. | Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. Проявление уважения к традициям и культуре своего народа в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России. |
3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (иллюстрации) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. - Можем ли мы уже сформулировать тему урока, зная только ФИО автора? -Чтобы выйти из этого затруднения, давайте разгадаем шифр. -А сейчас мы можем определить тему нашего урока? - Сформулируйте цель, которую мы можем поставить перед собой. | -Не можем. Мы не знаем названия произведения. -Автобус номер двадцать шесть. -С.Я. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». -Познакомиться со стихотворением С.Я. Маршака «Автобус номер двадцать шесть». | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: с помощью педагога формулировать цель. К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования | Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | Организует деятельность по составлению плана урока. -А сейчас посмотрите на слайд, и поставьте пункты плана в правильном порядке. -Какой пункт мы с вами уже выполнили? - Что нам нужно еще сделать? | 1. Познакомиться с биографией С.Я. Маршака. 2. Прочитать стихотворение «Автобус номер двадцать шесть». 3. Проанализировать произведение. Отвечают. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (иллюстрации, аудиоматериал) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. -Прежде, чем приступить к работе с учебником, нужно выполнить физкультминутку для глаз Автобус. Мы в автобусе сидим, Во все стороны глядим. Глядим назад, глядим вперед, А автобус не везет. Внизу речка – глубоко, Вверху птички – высоко. Щётки по стеклу шуршат Все капельки смести хотят. Колёса закружились Вперёд мы покатились. – - Откройте учебник на странице 21, но перед чтением стихотворения, необходимо познакомиться со значениями слов, которые могут быть вам непонятны. Слова написаны на доске, разделены на слоги. - Сначала прочитаем их хором по слогам. - Давайте посмотрим на сладе, как выглядят эти животные. (Вол, гиппопотам, хорёк, щегол, выпь, эму, юрок, як, поссорился, прожужжал). - Ребята, вы ездили в автобусе? - Есть какие-то правила поведения в автобусе? Какие вы знаете? – А теперь давайте прослушаем стихотворение С.Я. Маршака про автобус. Аудиозапись. - Поделитесь своими мыслями, чувствами. Понравилось ли вам? - Какое настроение вызвало стихотворение? - О ком вы прослушали? -Обычный ли это автобус? - А в чем его необычность? -Теперь прочитаем стихотворение по цепочке, будем читать по 1 строчке. Следите внимательно за чтением, чтобы не пропустить свою строчку. Поставьте палец на начало или положите линейку. Физминутка. Ветер Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. | Читают. Отвечают. Читают по цепочке. | Учащиеся научатся отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения. Читать осознанно вслух целыми словами. | К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. | Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Частично-поисковый (анализ текста) | Организует первичное закрепление. Найдите и прочитайте в тексте: - Что сделал медведь? - Что произошло между тюленем и моржом? - Что промычал як? - Что сказал индюк? - Понравилось ли вам поведение зверей? - Скажите, а люди так поступают? - Давайте прочитаем еще раз последние две строчки и обсудим в парах, почему нельзя вести себя как эти животные. Порассуждайте в паре – можно ли эти строки назвать главной мыслью стихотворения. Какая пара готова ответить? - Почему буквы выделены? - Чему они соответствуют? - Помните ли вы весь алфавит наизусть? - Что такое алфавит? Алфавит – буквы языка, расположенные в определенном, обязательном для всех порядке. - Каких букв не хватает в начале этих строчек? - Почему этих букв нет? - Для чего нужен алфавит? -Сравните стихотворение «автобус номер двадцать шесть» со стихотворением «живая азбука». Чем они похожи и чем отличаются? Чем стихотворение отличается от сказки, рассказа? Что такое рифма? Игра в рифмы. - Миска… - Книжка… - Еда… - Дочка… - Белка… - Огурец… - Ложка… - Речка… - Рябина… - Гречка… - Строчка… - Птичка… | Отвечают. Отвечают. - Й, Ъ, Ы – не бывает животных названия, которых начинаются на эти буквы, и Ё – можно было добавить ёж, но про него есть строчка: Свинья заспорила с ежом. Рифмой. Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Например: - киска. - мышка. - вода. - ночка. - стрелка. - молодец. - кошка. - свечка. - малина. - печка. - бочка. - сестричка. | Учащиеся научатся отвечать на вопросы по фактическому содержанию произведения. Учащиеся получат возможность научиться: владеть элементарными умениями анализа. | П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. П: делать выводы. | Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) Наглядный (презентация) | Организует самостоятельную работу. -Теперь, найдите на своей парте вот такую карточку: Вам нужно соединить строчку из стихотворения с нужным животным при помощи стрелочек. А потом все вместе проверим. Если потребуется помощь – поднимите руку, и я подойду к вам. -Проверьте свою работу, посмотрите на слайд-эталон. | Самостоятельно выполняют задание. Выполняют самопроверку. | | П: анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. -Ребята, а напомните мне тему нашего урока. -С каким автором и его произведением мы сегодня познакомились? -Чему оно нас научило? - Где мы можем применить полученные на уроке знания? | Отвечают. | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: делать выводы. | |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | Организует рефлексию учебной деятельности. -Давайте посмотрим на нашу цель, мы достигли её? -Давайте вернёмся к плану. -Все ли задачи мы с вами выполнили? -А сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. У каждого на парте лежит распечатка, вам нужно раскрасить свинью в соответствии с критериями: Красный – на уроке возникла проблема, нужна помощь. Жёлтый – не всё было понятно. Зелёный – всё прошло хорошо, было интересно. | Оценивают свою деятельность. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |