Этап актуализации и фиксирование затруднения | Организовать фиксацию затруднения на уроке как направлений будущей учебной деятельности | Словесный (беседа) Словесный (беседа) | Ребята, с каким рассказом вы познакомились на прошлом уроке? Кто его автор? («Малька провинилась» В. Белов) О ком это произведение? (о собаке Мальке). Почему рассказ называется «Малька провинилась»? За что провинилась собака? (она принесла двух щенят). Что стало с ее щенятами? (их отдали людям). Как отреагировала на это Малька? (она каждый день бегала в деревню кормить своего щенка). Как вы можете охарактеризовать Мальку? (верная, заботливая, преданная, добрая). Ребята, я предлагаю вам продолжить фразу (написана на доске): Малька и дальше продолжала бегать кормить своего щенка, но однажды… Ребята, можете ли вы точно сказать, что произошло однажды? Почему? (не читали продолжение). Ребята, у Василия Белова есть еще рассказ о Мальке, как вы думаете какую цель мы поставим на уроке, чтобы узнать какая же судьба была у Мальки дальше? (познакомиться с рассказом «Еще про Мальку»). Верно, тема нашего урока рассказ Василия Белова «Еще про Мальку». | Формулируют ответы на вопросы Выдвигают версии, рассуждают Определяют цель и тему урока | Фронтальная Фронтальная работа | Презентация (слайд 1) | Контроль учителя Контроль учителя | пересказывать содержание произведения выборочно | Р: определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно К: высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; | широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы |
Этап реализации построенного проекта | Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. | Словесный (прослушивание аудиозаписи рассказа) Словесный (беседа) Практический (установление соответствия) Словесный (беседа) Практический (чтение рас сказа) Практический (установление соответствия) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Словесный (беседа) Словесный (беседа) | Ребята, какой первый пункт плана? (познакомиться с произведением). Верно, произведение называется «Еще про Мальку», как вы считаете, о чем оно? Что мы можем узнать из произведения? (версии детей). Для того, чтобы узнать, правы вы или нет, я предлагаю вам прослушать аудиозапись и представить описываемые события. (слушают аудиозапись) Какие чувства у вас возникли, когда слушали? Какой момент вам показался самым волнующим, тревожным? Почему? Встречались ли в тексте незнакомые вам слова? (дети называют слова). Где мы можем узнать значение неизвестных слов? (словарь, Интернет) Верно, я выписала для вас значение неизвестных слов, попробуйте в парах на своих карточках соотнести значение слова с его понятием, затем мы проверим, правы вы или нет. Лава – два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой. Водное плёсо (плёс) – участок реки, широкое водное пространство. Верши (верша) – рыбная снасть в виде воронки из прутьев или проволоки. Кулик – небольшая болотная птица с длинными ногами. Ребята, к какому жанру относится произведение? (рассказ). Почему? (ответы детей). Хорошо, молодцы, какой пункт плана мы выполнили? (познакомились с произведением). Отметим его, оцените свою деятельность. Какой следующий пункт? (проанализировать произведение). Верно, чтобы у нас получилось проанализировать, я предлагаю вам еще раз вместе прочитать рассказ. Обратите внимание на слова автора, выражающие его отношение к главному персонажу. (дети читают по цепочке). Ребята, от чьего лица ведется рассказ? Назовите героев произведения? О чем это произведение? Молодцы, ребята, давайте найдем в тексте слова, которые выражают отношение автора к главному персонажу. (дети называют). Отлично, предлагаю вам установить соответствие между словами автора и чувствами, которые он испытывает. Вдруг поплыла | Желание помочь | Маленькая беспомощная собачка | Волнение | С волнением глядел | Неожиданность, удивление | Бросил дощечку | Жалость | (четверо выходят по очереди к доске, остальные на местах по карточкам). Давайте сделаем вывод. Так как же автор относится к собаке? Молодцы, предлагаю встать и провести физминутку. Мы работали, читали, Мы сидеть уже устали. Быстро встали, потянулись, Потихонечку нагнулись. Покачали головой. Дружно топнули ногой. Руки можно опустить И на пояс положить. И для ножек есть заданье – Им работа – приседанье. Встали ровно, Тихо сели. И друг друга не задели. Рассмотрим отношение людей к собаке. - Как Федя относился к Мальке? - Какими словами он ее называет? Найдите в тексте - А как бы вы поступили в такой ситуации? - Почему Малька сунулась в ледяную воду? Может быть, её щенку грозила опасность? Или его не кормили, и он был голоден? - Правильно ли поступила Малька? Ведь она могла погибнуть. - А как поступили люди, увидев, что собака тонет? - Почему они так поступили? - О каких чертах характера говорит этот поступок? (доброта, любовь к животным, неравнодушие) Вывод: Очень важно, в наше время не быть равнодушным, не проходить мимо таких ситуаций, если кому-то рядом нужна ваша помощь. - Какой была Малька? Подберите слова, которые подходят к ее характеру: (работа парами по карточкам) (Ответственная, смелая, находчивая, злая, трусливая, преданная, упрямая, верная). - Какое чувство побуждало Мальку быть таковой? (любовь) - Найдите и зачитайте по тексту те предложения, в которых прослеживается ее находчивость, верность, настойчивость. - Прочитайте поговорки на доске, подумайте, какую из них можно соотнести с произведением? Почему? «Без матушки пропадут и ребятушки», «Нет друга – ищи, а нашел – береги», «Слезами горю не поможешь». - Материнская любовь – очень сильное чувство. Оно присуще многим животным, также как и человеку. Ваши мамы так же с любовью заботятся о вас. Мама может много вынести, многим пожертвовать, рисковать ради своего дитя. Давайте же беречь своих мам. Ребята, обратимся к плану урока, какой пункт мы выполнили? (проанализировали произведение). Отметим, его, оцените свою деятельность. Какой следующий пункт? (сделать вывод). | Выдвигают версии Прослушивают аудиозапись рассказа Выдвигают версии Устанавливают соответствие Формулируют ответы на вопросы, выдвигают версии Оценивают свою деятельность Читают рассказ Выборочно читают Устанавливают соответствие Проводят физминутку Формулируют ответы на вопросы, рассуждают Формулируют ответы на вопросы, рассуждают Формулируют ответы на вопросы, рассуждают Оценивают свою деятельность | Фронтальная Парная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Парная Фронтальная Фронтальная | Аудиозапись рассказа Карточки со словарными словами Презентация План, листы самооценки Учебник стр. 70 – 72 Карточки с заданием Учебник стр. 70 – 72 Карточки с заданием Учебник стр. 70 – 72 Презентация План, листы самооценки | Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя | Адекватно понимать содержание звучащей речи, уметь отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определять последовательности событий, осознавать цели речевого высказывания, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения участвовать в беседах на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения участвовать в беседах на нравственные темы; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему; | П: находить необходимую информацию в тексте литературного произведения; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; Р: читать в соответствии с целью чтения (без искажений, выразительно, выборочно) К: высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям; П: находить необходимую информацию в тексте литературного произведения; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора Р: читать в соответствии с целью чтения (без искажений, выразительно, выборочно) К: высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям; | учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; |
Первичное закрепление с проговариванием | Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Словесный (беседа) | Ребята, как вы считаете, какова главная мысль произведения? О чем нам хотел сказать автор? Давайте сделаем вывод, чему учит нас произведение? Главная мысль рассказа - это и есть великий инстинкт материнского чувства. Малька знает, что может утонуть, но она все равно идет кормить своего сынка. Мы смело можем сказать, что Малька совершила подвиг. Рассказ учит нас помнить о том, что животным больно терять своих малышей. Поэтому мы должны проявлять к таким мамам внимание, заботиться и о них, и об их детенышах. У маленькой кривоногой собачки мы учимся преданности, верности, смелости, упорству. Отлично, ребята, какой пункт плана мы выполнили? Отметим его, оцените свою деятельность. Какой следующий пункт плана? (применить новые знания). | Формулируют ответы на вопросы Рассуждают | Фронтальная Фронтальная | Учебник стр. 70-72 | Контроль учителя | участвовать в диалоге на нравственные темы | П: определять основную идею рассказа, осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения | ориентация в нравственном содержании ориентация в нравственном содержании |