СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме Растворы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Растворы"

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме Растворы»

РАСТВОРЫ

 

Урок 13

Тема урока. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты

 

Цели урока: расширить знания учащихся о электролиты; ознакомить с понятиями «сильные и слабые электролиты»; показать количественную характеристику процесса электролитической диссоциации — степень диссоциации; закрепить навыки составления уравнений диссоциации кислот, оснований и солей; определить различия сильных и слабых электролитов.

Тип урока: комбинированный урок усвоения знаний, умений и навыков и творческому применению их на практике.

Формы работы: фронтальная опрос, групповая работа.

Оборудование: таблица растворимости, периодическая система химических элементов.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Проверка домашнего задания.

Мотивация учебной деятельности

А. Фронтальное опрос (химический диктант)

 

Вариант И

Вариант II

1. Электролиты это — ...

2. Электролитическая диссоциация — это.

3. Вид химической связи в молекулах электролитов: ... неэлектролита: ...

4. Вещества, в результате диссоциации которых образуется только один вид катионов — H+, называются.

5. Вещества, в результате диссоциации которых образуется только один вид анионов — OH , называется.

6. Напишите уравнения диссоциации:

HCl

HBr

KOH

NaOH

CuSO4

NaNO3

Al2(SO4)3

Fe2(SO4)3

 

Бы. Работа в парах

1. Вычислите число ионов в растворах, содержащих:

2 моль CuSO4

1,5 моль HCl

1 моль Al2(SO4)3

1 моль Na3PO4

4 моль NaOH

3 моль H2SO4

2. В растворе содержатся ионы: Na+, SO42-, NO3-, OH-, Cu2-, Ba2+.

• Напишите формулы электролитов, которые могли поместить в раствор для получения этих ионов.

• Назовите ионы, которые не могут одновременно находиться в растворе. Почему?

3. Выберите вещества, в растворах которых лампочка загорится:

• Натрий хлорид

• Этиловый спирт

• Хлоридная кислота

• Дистиллированная вода

• Бензин

• Натрий гидроксид

• Кальций карбонат

• Калий сульфат

 

III. Изучение нового материала

Количественно процесс диссоциации веществ в растворе можно оценить по степени диссоциации:

где Nд — число молекул, продисоціювали;

Nобщ — общее число молекул, помещенных в раствор; а зависит от природы растворенного вещества и растворителя.

Условно принято считать: если:

• α 30 % — сильный электролит (соли, щелочи, сильные кислоты);

• 2 %  (H3PO4, НF);

• α H2О, NH4H, органические кислоты, H2CО3, H2SiО3, H2S и др.).

Диссоциация средних и слабых электролитов обратима и поэтапная. Степень диссоциации играет важную роль в процессах, протекающих в растворе. В растворах слабых электролитов одновременно содержатся и ионы, и молекулы растворенного вещества. Например, в растворе карбонатной кислоты:

Одновременно в растворе могут содержаться три вида ионов, молекулы карбон(II) оксида и карбонатной кислоты.

Обобщаем, что разделение на сильные и слабые электролиты условный. Степень диссоциации α изменяется при условиях:

• повышение температуры;

• уменьшение концентрации растворенных веществ;

• замены растворителя.

Например, в 98%-м растворе H2SО4 (слабый электролит) при разбавлении степень диссоциации увеличивается.

 

IV. Творческое применение полученных знаний (управляемая практика)

Задача 1

Запишите уравнение поэтапной диссоциации веществ:

• H2CО3;

• Mg(ОH)2;

• H3PО4;

• Ca(OH)2.

Задание 2

Что означает выражение: степень диссоциации равна 0,25; 50 %; 15 %; 0,0017?

Задание 3

Вычислите степень диссоциации, если известно, что при температуре 25 °С в воде растворилось молекул вещества:

• 20 из 200;

• 10 из 80;

• 30 из 100;

• 50 из 150.

Задание 4

Чему равна степень диссоциации, если N = 0? если Nд = Nобщ?

Задание 5

При температуре 18 °С степень диссоциации воды равна 1,4 · 10-9. Вычислите, сколько молекул продисоціює в 1 л воды.

Решения

Задание 6

Вычислите количество ионов H+ в растворе сульфатной кислоты массой 180 г, если массовая доля кислоты — 50 %. Степень диссоциации принять за 100 %.

 

V. Подведение итогов урока

 

VI. Домашнее задание

Проработать материал параграфа, ответить на вопросы к нему, выполнить упражнения.