СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Синонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Синонимы"»



Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Тема урока «Синонимы». 
Цели урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы  «Синонимы»

Задачи:

образовательные: знать определение синонимов; использовать их в речи в соответствии со  стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательные:   воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Этапы

Ход урока

Использование формирующего оценивания

урок «открытия» нового знания

1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

У: - Доброе утро, ребята! Надеюсь, что у вас хорошее настроение и что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем.


2

Этап актуализации и пробного учебного действия

На прошлом уроке мы с вами познакомились с сокровищницей нашего языка – словами в переносном значении. Особенно интересным для вас было задание по нахождению тропов в художественном тексте. Вспомним, как это делается.

Задание 1. Прочитайте текст. Найдите слова в переносном значении и определите, каким тропом они являются.

В тишине зар_ждает(?)ся ра(с,сс)вет, небо на востоке алеет. Хрустальным шаром в_сит в небе бледная луна. Всё ещё спит вода кувшинки рыбы птицы. И только совы л_тают у костра. Котелок бормочет на огне. Мы говорим ш_потом: боимся спугнуть ра(с,сс)вет.

Задание 2. Запишите и разберите 2-е предложение текста. Оцените свою работу по карточке

Задание 3. В тексте встретилось слово БЛЕДНАЯ. Можете ли вы объяснить, что значит это слово.

Дети называют слова: неяркая, тусклая.

- Какой способ толкования этого слова вы использовали?

Д: подбор синонимов.

 Что вы знаете о синонимах?

  • это слова близкие по значению;

  • отвечают на один и тот же вопрос;

  • помогают разнообразить нашу речь;

  • позволяют убрать повторы;

  • помогают объяснить значение слов;

Итак, тема нашего урока: «Синонимы».

Вот следующее задание: Соберите синонимы из предложенного списка слов

Бледный, сильный, обездоленный, могучий, алый, красивый, багряный, прекрасный, пунцовый, большой, маленький, гигантский, мизерный.

Встретились ли вам в этом списке антонимы?

(большой – маленький)


Критерии для оценивания разбора ( по баллу за каждый)

1.Правильно выделена грамматическая основа

2.Правильно выделены второстепенные члены предложения

3.Обозначены части речи над всеми членами предложения

4.Правильно и по порядку даны характеристики предложения

5.В предложении отсутствуют ошибки.


3

Этап выявления места и причины затруднения

А теперь предлагаю следующее задание: вставьте в предложение пропущенный глагол-сказуемое из набора (идти, шествовать, плестись)

Я _______ в магазин за покупками.

Сергей едва________ с катка.

За машиной важно _________ самые уважаемые люди города.

Почему нельзя использовать глагол ПЛЕСТИСЬ или ШЕСТВОВАТЬ в 1 предложении?

Д: у них одно значение, но отличие в употреблении.


4

Этап построения проекта выхода из затруднения

Что нужно сделать, что правильно употреблять такие слова?

Д: воспользоваться толковым словарём.

У: правильно, такие слова называются СТИЛИСТИЧЕКИМИ СИНОНИМАМИ и имеют в словаре специальные пометы: книж., нейтр., разг.


5

Этап реализации построенного проекта

Выполним упражнение 369. Работать будем в паре, а затем проверим качество выполненной вами работы

Сверка с эталоном на карте самопроверки

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Проговаривание слов из 2 столбика, приведение примеров использования книжных слов в речи: почивать, возрыдать (в сказках, стихотворениях), ходатАйствовать (в документах – заявлениях)


7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Игра «Переводчик»

Замените в предложениях слова, обозначающие животных, синонимами. Кто быстрее всех это сделает?

В лесу мы увидели рыжую плутовку. (лису)

Сохатый вышел из чащи на опушку леса. (лось)

В зоопарке живёт гиппопотам по имени Кеша.(бегемот)

Словами какой части речи являются записанные вами слова? (именами существительными). Как вы думаете, из слов слов: бегемот или гиппопотам употребляется в разговорной речи, а какое – в научной? (бегемот – в разговорной, гиппопотам – в научной).



8

Этап работы в группах (карточка)

Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях

1-я группа

 

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! –

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума. (В.Берестов)

 

2-я группа

 Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

  • (И.Токмакова)

 

3-я группа

 

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(И.Токмакова)


(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

– Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).

– Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (имена существительные, глаголы, имена прилагательные).

- Для чего в нашей речи нужны синонимы? Чем отличаются синонимы?

(Синонимы делают нашу речь разнообразной, богатой, яркой, выразительной. Синонимы отличаются оттенками ЛЗ)

Дополнительный вопрос: - Какое изобразительно-выразительное средство использовано в стихотворении?




9

Этап контроля усвоения материала

Упражнение «Объедини в группы слова» 

Храбрость, запечатлеть, бесстрашие, отобразить, смелость, доблестно, отвага, отважно, неустрашимо, доблесть, героизм, смело, героически.

(Храбрость, бесстрашие, смелость, отвага, доблесть, героизм.

Запечатлеть, отобразить.

Неустрашимо, героически, отважно, мужественно, смело).

 

-По каким признакам были сгруппированы слова?

(Имеют одно лексическое значение, относятся к одной и той же части речи, отвечают на один и тот же вопрос).



10

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Что такое синонимы?  Какова роль синонимов в тексте? Для чего они используются? Что нового о синонимах вы узнали на уроке?

Домашнее задание: параграф 46, упр. 367





















Внеклассное мероприятие по русскому языку

                          

Урок-конкурс


«Волшебный мир фразеологии»

                                                                                                  

       Цель: расширить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме «Фразеология»; способствовать развитию умений применять на практике знания, полученные ранее; закрепить навыки работы с фразеологическим словарём, умения работать в группе; воспитывать у обучающихся стремление к обогащению словарного запаса, расширению кругозора.

 Оборудование: высказывания известных людей  о фразеологизмах,   фразеологизмы в картинках, раздаточный материал (задания для учащихся).


Ход урока

 

   I. Организационный момент.

   

    Объявление темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

 

  II. Закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся.

 

     Учитель. Здравствуйте, ребята, гости, уважаемое жюри. Сегодня мы проводим внеклассное мероприятие по русскому языку «Волшебный мир фразеологии».

Предлагаю командам дать своим игрокам имена.

 

Команды называют игроков

 

     Пока, ребята, ваши игроки находятся на старте.

 

Учитель закрепляет управляемых игроков на старте игры

 

     Какова же цель этой игры? Она заключается в том, чтобы систематизировать, расширить и углубить знания о фразеологизмах, закрепить их на практике; способствовать развитию чувства коллективизма, стремления к победе, к обогащению словарного запаса и расширению кругозора.

 








III. Основной ход урока.

 

     Учитель.      Известный специалист по фразеологии  А.В. Кунин говорил: «Фразеология – сокровищница языка». И действительно, фразеологизмы – это неизменные спутники нашей речи. Мы часто используем их в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства. Употребляя фразеологические обороты, мы обогащаем нашу речь, делаем её более эмоциональной, обобщённой, живой, ироничной. Обучаясь в школе, вы получаете знания о фразеологизмах. Насколько объёмен багаж этих знаний, мы сейчас увидим, так как вам придётся преодолеть уровни игры. А оценивать ваши попытки  будет компетентное жюри.

         Итак, уровень первый -  «Таможня». Здесь вам предстоит предъявить документы (название команды, девиз, эмблему) и пройти тестирование, где необходимо  продемонстрировать по разделу фразеология знания, которые позволят пройти этот уровень.

 

                                                       Тесты

  1. Правильным ли является утверждение, что фразеологизм по смыслу приравнивается к одному слову? (Да, нет)

  2. Известно, что слова бывают однозначными и многозначными, а фразеологизмы? (Да, нет)

  3. Правильным ли является утверждение, что фразеологизмы, являясь названиями предметов, признаков, действий, как и слова, воспроизводятся в речи в готовом виде, поэтому рассматриваются в лексикологии как её особые единицы? (Да, нет)

  4. Фразеологизмы бывают разговорными и книжными. Вы согласны с этим утверждением? (Да, нет)

  5. Из общего количества фразеологизмов укажите те, которые берут свои истоки из Библии (каждый фразеологизм пронумерован): манна небесная(1), дом, построенный на песке (2), море по колено (3), не от мира сего (4), бить баклуши (5), нести крест (6), набрать в рот воды (7), Фома неверующий (8).

  6. Правильно ли сформулировано определение?

Фразеология – раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. (Да, нет)

  1. Как вы думаете, правильно ли указаны источники фразеологизмов?

- античная мифология;

- библейские сюжеты;

- реальные случаи из истории;

- различные профессии. (Да, нет)

      8.  Согласны ли вы с высказыванием, что фразеологизмы бывают исконно русскими и заимствованными? (Да, нет)

9.  Это утверждение правильное?

В предложении фразеологизм является одним членом предложения (подлежащим, сказуемым, определением). (Да, нет)   

      10.  Укажите фразеологизмы, пришедшие из профессиональной среды, (каждый пронумерован): водить за нос (1), топорная работа (2), семь раз отмерь, один раз отрежь (3), заварить кашу (4), ходить пешком под стол. 

Учитель. Второй уровень называется «Погружение в историю». Это домашние заготовки команд: история возникновения некоторых фразеологизмов.

        Действительно, корни некоторых фразеологизмов уходят в глубину веков. Фразеологические обороты существовали на протяжении всей истории языка. Давайте послушаем по этому вопросу представителей команд.

 

Выступление представителей команд.

 

      Учитель. Второй уровень игроки преодолели, и мы подошли к третьему. Он называется «Найди меня». Это работа со словарём. Хочу напомнить, что уже с конца XVIII века фразеологизмы объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Ещё М.В.Ломоносов, составляя план словаря русского языка, указывал, что в него должны войти «фразесы», «идеоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения.

          Что же предстоит сделать нашим командам? Задание выполняется на скорость. Каждая команда получает фразеологизмы, значения которых необходимо найти в словаре. Но сначала необходимо из большого количества словарей найти необходимый. Пожелаем удачи соревнующимся!

  Учитель. Преодолев четвёртый уровень, вы будете на полпути к финишу. Этот уровень носит название «Ты узнаешь его». Суть задания состоит в том, чтобы по рисунку определить фразеологизм и раскрыть его значение.

  Команды получают по пять рисунков. После выполнения задания жюри оценивает результаты. 

       Учитель. Управляемые игроки команд половину пути преодолели и подошли к пятому уровню. Он называется «Сложи пазл». Необходимо из общего количества фразеологизмов найти и сложить попарно фразеологизмы-синонимы, и фразеологизмы-антонимы.

 

         Учитель. Шестой уровень называется «Дуэль капитанов». Вы все знаете, что дуэли были популярны в XIX веке. На дуэлях искали удовлетворения оскорблённым чувствам, на дуэлях отстаивали свою честь и своей возлюбленной. 

                                         


 

      


 Зрителей и жюри попрошу не волноваться, так как дуэль будет словесная. Капитаны будут отстаивать честь своей команды и честь своего управляемого игрока.

По обоюдному согласию дуэлянтов было выбрано оружие  – фразеологизмы. Победит тот, кто знает больше фразеологизмов. Капитанов прошу отсчитать пять шагов и бросить жребий, чтобы узнать, за кем будет первый выстрел.        

          Учитель.  Седьмой уровень носит название "Копилка». Здесь необходимо продемонстрировать  не только слаженность работы команды, чувство плеча, но и быстроту реакции, ум, память. За отведённое время команды должны подобрать как можно больше фразеологизмов: одна команда со словом «нога», а вторая со словом «язык».

  Примерный ответ: унести ноги, вставать на ноги, встать не с той ноги, потерять почву под ногами, падать с ног, путаться под ногами, ног под собой не чуять, бежать со всех ног; одна нога здесь, другая там и т. д.

  Примерный ответ: язык проглотил, прикусил язык, найти общий язык, сорвался с языка, язык не поворачивается, развязать язык, не сходить с языка, острый язык, язык до Киева доведёт, тянуть за язык, держать язык за зубами и т. д.

  Учитель.  Игрокам осталось преодолеть последний уровень. Он называется «Портрет из фразеологизмов». Хочу отметить, что ещё В.Г.Белинский говорил: «Фразеологизмы  составляют физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство». Вот  команды и попытаются при помощи фразеологизмов составить «физиономию» ленивого человека. Сложность этого задания в том, что капитаны получили задание за два часа до начала мероприятия, оно так и называется «экспресс-задание». А пока учащиеся его выполняют, всем присутствующим я прочитаю портрет умного человека, составленный с помощью фразеологизмов.

 

Самый умный

       Самый умный человек нашего класса – это Витька Иванов. У него семь пядей во лбу. Но он не всегда был таким. Поначалу ленился, учиться не хотел, одним словом, знаний у него было, что кот наплакал. И вот в какой-то момент решил он взяться за ум, стал грызть гранит науки и, видите, - теперь он впереди планеты всей.

 

             Команды представляют свои варианты мини-сочинений.


             Учитель. Вот он, долгожданный момент. Предлагаю подвести итог. Скажите, какова же роль фразеологизмов в русском языке и в жизни человека.

 

         

Ответы учащихся:

- Фразеологизмы своим содержанием затрагивают все стороны и свойства жизни, характеров людей, поэтому они широко используются в художественной литературе.

- Во фразеологии запечатлён богатый исторический опыт народа.

- Чем богаче словарный фразеологический запас, тем интереснее и ярче выражает человек свои мысли.

- Фразеология – один из самых интересных разделов русского языка. Изучая этот раздел, расширяешь свой кругозор, обогащаешь свой словарный запас.

- Для меня фразеология – это волшебная страна, полная приключений и новых открытий.

- Правильное и уместное использование фразеологизмов придаёт речи особую выразительность, меткость, образность.

- Фразеологизмы отражают национальную самобытность языка.

- Изучение фразеологизмов повышает культуру речи и общую культуру человека.

- Использование фразеологизмов позволяет кратко и точно выразить мысли и чувства.

- Фразеологизмы помогают избежать шаблонности, сухости изложения.

 

        Учитель. Я с вами согласна, ребята. И мне остаётся только призвать всех присутствующих на этом уроке к тому, чтобы как можно больше интересоваться фразеологией, запоминать фразеологизмы, крылатые выражения, а для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, исследуя творчество писателей, труды русских учёных. Успехов вам в овладении новыми знаниями!