СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок алгебры в 7 классе по теме "Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями" составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Конспект»

Тема урока: Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями

Учитель: Гришко Е.М.

Место работы, должность: учитель математики МБОУ "СОШ№4" г.Красноперекопска

Класс: 7 класс

Предмет: Алгебра

Учебник: Ю.Н. Макарычев «Алгебра. 7 класс».

Цель урока: вывести правила умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями; дать определение нулевой степени числа, не равного нулю; формировать умение выполнять указанные действия со степенями.

Задачи  урока:

  1. Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):

  • познакомить учащихся со степенью с натуральным показателем;

  • тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;

  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;

  • повторить и закрепить;

  1. Воспитательные задачи урока ( формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

3. Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;

 Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник для общеобразовательных учреждений /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под редакцией С.А. Теляковскогоей С.А. Теляковского 

Используемое оборудование: 

Презентация, раздаточный материал; лист целеполагания (Приложение 1.) и лист самоконтроля (Приложение 2.).

I  Организационный момент. Мотивационный момент.

Здравствуйте ребята! Садитесь!

Прежде чем начать урок мне бы хотелось рассказать одну притчу:

«Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому вопрос. У первого спросил: «Что ты делал целый день». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?». И тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». Третьему человеку задал свой вопрос мудрец и в ответ услышал: «А я принимал участие в строительстве храма!»

Желаю и вам ребята сегодня принять участие в строительстве храма ваших знаний.


II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности (актуализировать учебный материал необходимый для изучения нового, зафиксировать затруднения в деятельности)

    1. Проверка домашнего задания.

САЙД 2

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

Что было задано на дом?(№377, 386 (а,в), 388(а-г), 400)

Проверка домашнего задания.

388.

Решение:

а) –13 + (–2)3 = –1 + (–8) = –9;

б) –62 – (–1)4 = –36 – 1 = –37;

в) –83 + (–3)3 = –512 + (–27) = –539;

г) 10 – 5 · 24 = 10 – 5 · 16 = 10 – 80 = –70;

 Поменяйтесь тетрадями с партнёром по плечу, оцените работу партнёра с решением, которое представлено на доске.

    1. Устная работа

САЙДЫ 3-5

Для дальнейшей работы по этой теме, нам нужно будет вспомнить элементарные правила степеней.

  • Ответьте на вопросы.

1. Что такое степень? 

2. Чему равна степень отрицательного числа с четным показателем?

 3. Чему равна степень отрицательного числа с нечетным показателем?

    1. Что получится при возведении в степень с натуральным показателем числа нуль?

СЛАЙД 6

  • Вычислите:

а) 32; б) ; в) ; г) (–0,1)4; д) ; е) –(–7)2;

ж) –(–2)3; з) 016; и) (–1)18; к) –(–1)23.


СЛАЙД 7

  • Проверочная работа.

Найдите значение выражения.

а) – (0,5)2; б) 3000 · (0,2)3 – (–2)6.

СЛАЙД 8

  • Работа в парах:

Вычислите:

(возникает затруднение при выполнении последних двух заданий)

Выход на проблему и постановка учебной задачи на урок. (задачу на урок ставят сами дети)


III.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.


СЛАЙД 9

Построение проекта выхода из затруднения и открытие нового знания

Записывают тему урока и разрабатываю план действий:

- представить степени в виде произведения

- вычислить значение степени

- провести анализ полученного затруднения

- записать формулу в общем виде

- сформулировать соответствующее правило


Работа с учебником (стр.99-101)

Свойство 1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели степеней складывают.


по сочетательному свойству умножения

по определению степени с натуральным показателем

= 25

Итак, 22 · 23 = 22 + 3

= am + n


Свойство 2. При делении степеней с одинаковыми основаниями, основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя.


5 3

35 : 33 =

m n, a  0

am : an =

запишем частное в виде дроби

сократим дробь

по определению степени с натуральным показателем

= 32

Итак, 35 : 33 = 35 – 3

= amn

Замечаем, что am : am = amm = a0 = 1.


Определение. Степень числа а, не равного нулю, с нулевым показателем равна единице.

СЛАЙДЫ 10-11


Вернемся к тем заданиям, где возникли затруднения в ходе устной работы


IV.Усвоение новых знаний и способов действий.

Первичное закрепление

Учебник «Алгебра 7 класс» автор Макарычев Ю.Н.

№ 403 (а, е, ж,з), № 405 (а-г), № 407, 409 (а,в,д,е), 410 (а,в,д), 411(а-г), 414(а,в,з). 416(а,б,в),417(а,б)

1. № 403.

Решение:

а) x5x8 = x5 + 8 = x13; е) yy12 = y1 + 12 = y13;

ж) 2624 = 26 + 4 + 210; з) 757 = 75 + 1 = 76.

2. № 405.

Решение:

а) a15 = a6 + 9 = a6 a9; б) a15 = a9 + 6 = a9 a6;

в) a15 = a2 + 13 = a2 a13; г) a15 = a14 + 1 = a14 a = a a14.

3. № 407.

Решение:

Представим число 6 в виде суммы двух натуральных чисел всеми возможными способами:

6 = 1 + 5; 6 = 2 + 4; 6 = 3 + 3.

Значит, a6 = a a5; a6 = a2 a4; a6 = a3 a3.

4. № 409.

Решение:

а) m3m2m8 = m3 + 2 + 8 = m13; в) xx4x4x = x1 + 4 + 4 + 1 = x10;

д) 78 7 74 = 78 + 1 + 4 = 713; е) 5 52 53 55 = 51 + 2 + 3 + 4 = 511.

5. № 410.

При выполнении этого упражнения ученики сами определяют основание степени, которое будет являться общим для двух степеней.

Решение:

а) 58 ∙ 25 = 58 ∙ 52 = 58 + 2 = 510;

в) 615 ∙ 36 = 615 ∙ 62 = 615 + 2 = 617;

д) 0,45 ∙ 0,16 = 0,45 ∙ 0,42 = 0,45 + 2 = 0,47;

е) 0,001 ∙ 0,14 = 0,13 ∙ 0,14 = 0,13 + 4 = 0,17.

6. № 411.

Решение:

а) 24 ∙ 2 = 24 + 1 = 25 = 32;

б) 26 ∙ 4 = 26 ∙ 22 = 26 + 2 = 28 = 256;

в) 8 ∙ 27 = 23 ∙ 27 = 23 + 7 = 210 = 1024;

г) 16 ∙ 32 = 24 ∙ 25 = 24 + 5 = 29 = 512.


1. № 414.

Решение:

а) x5 : x3 = x5 – 3 = x2;

в) a21 : a = a21 – 1 = a20;

з) 0,79 : 0,74 = 0,79 – 4 = 0,75.

2. № 416.

Решение:

а) 56 : 54 = 56 – 4 = 52 = 25;

б) 1015 : 1012 = 1015 – 12 = 103 = 1000;

в) 0,510 : 0,57 = 0,510 – 7 = 0,53 = 0,125;

г) ;

д) 2,7313 : 2,7312 = 2,7313 – 12 = 2,73;

е) .

3. Используя правила умножения и деления степеней, упростите выражение.

а) x8x3 : x5; б) x20 : x10x;

в) x7 : x3 : x3; г) x14 : x9x5.

Решение:

а) x8x3 : x5 = x8 + 3 : x5 = x11 : x5 = x11 – 5 = x6;

б) x20 : x10x = x20 – 10x = x10x = x10 + 1 = x11;

в) x7 : x3 : x3 = x7 – 3 : x3 = x4 : x3 = x4 – 3 = x;

г) x14 : x9x5 = x14 – 9x5 = x5x5 = x5 + 5 = x10.

4. № 417.

Решение:

а) = 86 : 84 = 86 – 4 = 82 = 64;

б) = 0,87 : 0,84 = 0,87 – 4 = 0,83 = 0,512;

в) = (–0,3)5 : (–0,3)3 = (–0,3)5 – 3 = (–0,3)2 = 0,09;


V.Физкультминутка

VI. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Самостоятельная работа (по вариантам) Раздается каждому учащемуся, решение можно выполнять прямо на листочках. После выполнения работы проверяются в классе, и каждый ученик оценивает себя сам.

Вариант 1.

Вариант 2.


VII. Включение в систему знаний и повторение.


СЛАЙДЫ 12-13


Задача «определить во сколько раз масса земного шара больше массы всего окружающего его воздуха».

Решение. Чтобы убедиться, насколько облегчаются практические вычисления при пользовании степенным изображением больших чисел, выполним такой расчет: определим, во сколько раз масса земного шара больше массы всего окружающего его воздуха.

На каждый кв. сантиметр земной поверхности воздух давит, мы знаем, с силой около килограмма. Это означает, что вес того столба атмосферы, который опирается на 1 кв. см, равен 1 кг. Атмосферная оболочка Земли как бы составлена вся из таких воздушных столбов; их столько, сколько кв. сантиметров содержит поверхность нашей планеты; столько же килограммов весит вся атмосфера. Заглянув в справочник, узнаем, что величина поверхности земного шара равна 510 млн. кв. км, т. е. 51 × 107 кв. км.

Рассчитаем, сколько квадратных сантиметров в квадратном километре. Линейный километр содержит 1000 м, по 100 см в каждом, т. е. равен 105 см, а кв. километр содержит (105)2 = 1010 кв. сантиметров. Во всей поверхности земного шара заключается поэтому

51 × 107× 1010 = 51 × 1017

кв. сантиметров. Столько же килограммов весит и атмосфера Земли. Переведя в тонны, получим:

51 × 1017 : 1000 = 51 × 1017 : 103=51 × 1017-3 = 51 × 1014.

Масса же земного шара выражается числом

6 × 1021 тонн.

Чтобы определить, во сколько раз наша планета тяжелее ее воздушной оболочки, производим деление:

6 × 1021 : 51 × 1014 ≈ 106,

т. е. масса атмосферы составляет примерно миллионную долю массы земного шара



VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке, подведение итогов.


– Дайте определение степени с натуральным показателем.

– Сформулируйте правило возведения отрицательного числа в четную степень, в нечетную степень.

– Какой знак имеет результат возведения любого числа в квадрат?

– Сформулируйте правила сложения и умножения степеней с одинаковыми основаниями.

– Чему равно значение выражения 20; (–1)1?


Заполнить пункты «знаю» и «умею» таблицы целеполагания.

Заполнение листов самоконтроля.


Пожалуйста, поделитесь  своими мыслями о сегодняшнем занятии (хотите одним предложением).

Вам для этого помогут слова

  1. Сегодня на уроке я закрепил…..

  2. На что мне нужно обратить внимание…….



IX. Информация о домашнем задании.


СЛАЙД 14


П.16 выучить правила.

Решить задания: I уровень: №404, 408, 415, 418; II уровень: №406, 412, 419 (б,г,е), 533.

Выразить массу Земли и Луны в различных единицах массы (в граммах, килограммах, в центнерах и тоннах)













Приложение 1.


Лист целеполагания

Ф.И.___________________________________________


Вопросы

Знаю

Не знаю

Хочу знать

Что такое степень с натуральным показателем?




Как возвести отрицательное число

Степень ?




Как умножать степени с одинаковыми основаниями?




Как делить степени с одинаковыми основаниями?




Как возвести число в степень с нулевым показателем?







Приложение 2.


Лист самоконтроля

Ф.И.________________________________________________


Виды работ

Оценка


1.

Проверка домашнего задания



2.

Устная работа



3.

Работа в парах



4.

Самостоятельная работа по вариантам



5.

Решение задачи








Средняя оценка:














Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Учитель математики МБОУ «СОШ№4» г.Красноперекопск, Республика Крым Гришко Елена Михайловна

Учитель математики

МБОУ «СОШ№4» г.Красноперекопск, Республика Крым

Гришко Елена Михайловна

Проверка домашнего задания    № 388 .  Решение:  а) –1 3 + (–2) 3 = –1 + (–8) = –9;  б) –6 2 – (–1) 4 = –36 – 1 = –37;  в) –8 3 + (–3) 3 = –512 + (–27) = –539;  г) 10 – 5 · 2 4 = 10 – 5 · 16 = 10 – 80 = –70;

Проверка домашнего задания

388 .

Решение:

а) –1 3 + (–2) 3 = –1 + (–8) = –9;

б) –6 2 – (–1) 4 = –36 – 1 = –37;

в) –8 3 + (–3) 3 = –512 + (–27) = –539;

г) 10 – 5 · 2 4 = 10 – 5 · 16 = 10 – 80 = –70;

Устная работа №1  Ответьте на вопросы: Что такое степень? Что такое степень? Степенью  числа а с натуральным показателем n ,  большим 1, называется выражение а п , равное произведению n множителей, каждый из которых равен а .      Степенью числа а с показателем 1 называется само число а .  a 1 = a

Устная работа №1

Ответьте на вопросы:

  • Что такое степень?
  • Что такое степень?

Степенью числа а с натуральным показателем n , большим 1, называется выражение а п ,

равное произведению n множителей, каждый из которых равен а .

Степенью числа а с показателем 1 называется само число а .

a 1 = a

Устная работа №1 2 . Чему равна степень отрицательного числа с четным показателем? Степень отрицательного числа с четным показателем – положительное число . 5 4 = 5 · 5 · 5 · 5 = 625 3. Чему равна степень отрицательного числа с нечетным показателем? Степень отрицательного числа с нечетным показателем – отрицательное число.  (−5) 4 = (−5) · (−5) · (−5) · (−5) = 625 Однако,  −5 4 = −625    4

Устная работа №1

2 . Чему равна степень отрицательного числа с четным показателем?

Степень отрицательного числа с четным показателем – положительное число .

5 4 = 5 · 5 · 5 · 5 = 625

3. Чему равна степень отрицательного числа с нечетным показателем?

Степень отрицательного числа с нечетным показателем – отрицательное число.

(−5) 4 = (−5) · (−5) · (−5) · (−5) = 625

Однако, −5 4 = −625

4

Устная работа №1 4.Что получится при возведении нуля в степень с натуральным показателем? При возведении в степень с натуральным показателем нуля получается нуль.  0 n = 0 ,  где n -натуральное число    5

Устная работа №1

4.Что получится при возведении нуля в степень с натуральным показателем?

При возведении в степень с натуральным показателем нуля получается нуль.

0 n = 0 ,

где n -натуральное число

5

Устная работа №2 9 - 49 1) 3² =   5) – ( - 7)²=  2) =    6) – (- 2)³ =    3) (–0,1) 4 =  7) 0 16 =   4) =  8) (–1) 18 =  6,25 8 0,0001 0 - 1,8 1

Устная работа №2

9

- 49

1) 3² = 5) – ( - 7)²=

2) = 6) – (- 2)³ =

3) (–0,1) 4 = 7) 0 16 =

4) = 8) (–1) 18 =

6,25

8

0,0001

0

- 1,8

1

Устная работа №3 Проверочная работа: а)  – (0,5) 2 ;  б)3000 · (0,2) 3 – (–2) 6 . 0,5 - 40 Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

Устная работа №3

Проверочная работа:

а)

(0,5) 2 ; б)3000 · (0,2) 3 – (–2) 6 .

0,5

- 40

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

Работа в парах Вычислите: 1000000 8 256 - 81 - 1 4 19683 32 ? ?

Работа в парах

Вычислите:

1000000

8

256

- 81

- 1

4

19683

32

?

?

Тема урока: Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями. Цели урока:  вывести правила умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями;  научиться применять правила деления степеней с одинаковыми основаниями;  научиться возводить число в степень с нулевым показателем. Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М. 9

Тема урока:

Умножение и деление степеней с одинаковыми основаниями.

Цели урока:

  • вывести правила умножения и деления степеней с одинаковыми основаниями;
  • научиться применять правила деления степеней с одинаковыми основаниями;
  • научиться возводить число в степень с нулевым показателем.

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

9

Новые сведения Свойство 1.  При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели степеней складывают. Свойство 2.  При делении степеней с одинаковыми основаниями, основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя. Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

Новые сведения

Свойство 1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели степеней складывают.

Свойство 2. При делении степеней с одинаковыми основаниями, основание оставляют прежним, а из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя.

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

Новые сведения Определение . Степень числа а , не равного нулю, с нулевым показателем равна единице. где а≠0 a 0 = 1, Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

Новые сведения

Определение . Степень числа а , не равного нулю, с нулевым показателем равна единице.

где а≠0

a 0 = 1,

Шаблон для создания презентаций к урокам математики. Савченко Е.М.

Повторение Задача Определить во сколько раз масса земного шара больше массы всего окружающего его воздуха.

Повторение

Задача

Определить во сколько раз масса земного шара больше массы всего окружающего его воздуха.

Повторение  Решение. На каждый 1 см² земной поверхности воздух давит, с силой около килограмма.  Величина поверхности земного шара равна: 510 000 000 км²=51· 10 7  км²; 1 км²= (100 000см)²; 51 · 10 7 · 10 10 см²= 51·10 17 см².  Масса атмосферы Земли: 51·10 17 кг=51·10 17 : 1000 т =51·10 17 : 10³ т = 51·10 14 т  Масса земного шара выражается числом: 6· 10 21 т    Узнаем во сколько раз масса нашей планеты тяжелее ее воздушной оболочки: 6·10 21 : 51 · 10 14 ≈ 10 6  Ответ: ≈ 1 000 000

Повторение

Решение. На каждый 1 см² земной поверхности воздух давит, с силой около килограмма.

Величина поверхности земного шара равна:

510 000 000 км²=51· 10 7  км²; 1 км²= (100 000см)²;

51 · 10 7 · 10 10 см²= 51·10 17 см².

Масса атмосферы Земли:

51·10 17 кг=51·10 17 : 1000 т =51·10 17 : 10³ т = 51·10 14 т

Масса земного шара выражается числом:

6· 10 21 т

Узнаем во сколько раз масса нашей планеты тяжелее ее воздушной оболочки:

6·10 21 : 51 · 10 14 ≈ 10 6

Ответ: ≈ 1 000 000

Домашнее задание П.16 выучить правила. Решить задания:  I уровень: №404, 408, 415, 418; II уровень: №406, 412, 419 (б,г,е), 533. Дополнительное задание:  Выразить массу Земли и Луны в различных единицах массы (в граммах, килограммах, в центнерах и тоннах) 14

Домашнее задание

П.16 выучить правила.

Решить задания:

I уровень: №404, 408, 415, 418;

II уровень: №406, 412, 419 (б,г,е), 533.

Дополнительное задание:

Выразить массу Земли и Луны в различных единицах массы (в граммах, килограммах, в центнерах и тоннах)

14

Источники информации

Источники информации

  • Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешкова, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского.- М.: Просвещение, 2014
  • Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешкова, С.Б.Суворовой/авт.-сост. Т.Ю.Дюмина, А.А.Махонина. – Волгоград: Учитель, 2011
  • Статья «Сколько вести воздух?» http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st004.shtml
  • Шаблон для презентации Савенко Е.М.: http://pedsovet.su/load/412-1-0-13709
  • Изображение земного шара : http://t-z-n.ru/preokean/photo/intok2.jpg
  • Изображение восклицательного знака: http://svg12.edu.27.ru/files/uploads/images/_kniga_dlya_roditelya_2yq14j77a5v3hgenubrgne.jpg