СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Сложение дробей с разными знаменателями" 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК: С.М.Никольский "Математика 5" (базовый уровень).

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Сложение дробей с разными знаменателями" 5 класс»

Тема урока: Сложение дробей с разными знаменателями

Дата проведения:

Тип урока: открытие новых знаний.

Технология урока: проблемного обучения.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся навыка сложения дробей с разными знаменателями.

Задачи:

Образовательная:

- сформировать у учащихся навык сложения дробей с разными знаменателями,
- тренировать способность к его практическому использованию.

Развивающая:

- развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы, развивать внимание.

Воспитательная:

- воспитание культуры устной и письменной речи, внимательности, аккуратности, культуры общения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

- правила сложения дробей с разными знаменателями;
- построить алгоритм сложения дробей с разными знаменателями;
- тренировать способность к его практическому применению.

Метапредметные:

регулятивные:

учащиеся должны научиться понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, дисциплинированности.


коммуникативные:

- коллективизма, уважения друг к другу, умения слушать.


познавательные:

- формирование навыка сложения дробей с разными знаменателями;

- становление навыка чтения и записи выражений, содержащих обыкновенные дроби.


Личностные:

- становление учебной мотивации, адекватной самооценки, необходимость приобретения новых знаний, любови к математике.

Основные термины, понятия:

Опорные знания

Новые знания

Дробь, основное свойство дробей, сократимая и несократимая дробь, наименьший общий знаменатель, правило сложения дробей с одинаковым знаменателем

Правило сложения дробей с разными знаменателями


Оборудование: компьютер, проектор, карточки.

План урока:

  1. Организационный 2 мин

  2. Мотивационный 3 мин

  3. Актуализация знаний 10 мин

  4. Физминутка 1,5мин

  5. Выявление затруднения (в чем состоит проблема) 1,5 мин

  6. Составление плана решения проблемы 5 мин

  7. Реализация плана 5мин

  8. Первичное закрепление 5мин

  9. Самостоятельная работа с проверкой по образцу 10 мин

  10. Д/З

  11. Рефлексия 2 мин

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

  1. Организационный

-Здравствуйте, ребята, садитесь. (Отметить отсутствующих)

Начнем урок.

-1,2,3,4… с этим мы вступаем в страну чисел. Она не имеет границ. За числами - сама жизнь. Для человека очень важно подружиться с числом и уметь с ним работать.

-Сегодня мы с вами продолжим путешествие по стране «Математика». Все готовы? Тогда вперед на встречу к знаниям.

- Девиз нашего урока (написан на доске)

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у Вас,

А сердце умным будет.

С.Маршак.

-Не всегда на вопрос «Сколько?» мы можем ответить точно. Для этого человечеству понадобилось придумать новые числа. Какие это числа?

(слово «Дроби» крепится на доску)

-Что мы знаем о дроби? (Слайд № 2)

Приветствие учителя, дежурный называет отсутствующих


Слушают


Отвечают на вопросы
























- дроби.


- отвечают, читая задания слайда (Игра «Добавь слово»)










Умение слушать

  1. Мотивационный

Новые знания - ключ к познанию.

1.Работа в парах, с карточками.

-Расшифруйте высказывание великого ученого Галилео Галилея (портрет ученого Слайд № 3), для этого возьмите карточки и вставьте вместо букв подходящие числа, затем в таблицы вставьте буквы, которые соответствуют ответам:

-А теперь заполним таблицы на доске.

(Ответ см. приложение)


-Прочтите высказывание.

-Как вы понимаете это высказывание? «Природа говорит языком математики». (Слайд. № 4)



-Великий математик средневековой Европы – Леонардо Пизанский по прозвищу Фибоначчи открыл тайну чисел, которые потом математики назвали «Числа Фибоначчи». Эти числа отражают важнейшую математическую закономерность, лежащую в основе геометрии живой Природы. Леонардо Пизанский в 1202 году первым ввел в запись дробных чисел – дробную черту.









- решают, в карточки заносят буквы, которые соответствуют полученным ответам




- выходят и записывают маркером соответствующие ответам буквы



- цвет, размер, рост, время, пространство, скорость, вес, сила ветра, урагана, шторма, форма, Луна, Солнце, Земля, течение реки, горы, вулканы и.т.д.

(Слайд № 5)


Внимательность

Умение слушать

Анализировать

Осмысление правила сложения дробей с одинаковыми знаменателями


Становление учебной мотивации

3. Актуализация знаний

Дроби разные нужны, дроби разные важны.

1.Устный счет.

-Сегодня мы с вами тоже сделаем маленькие открытия, заглянув в мир живой Природы.

Показ Слайдов №№ 6-12

-Давайте проверим полученные результаты. (Слайд № 13) фронтальный опрос

2.(Слайд № 14) Фронтальный опрос по теории.

3.Повторение пройденного. Сам. работа

1). Первая часть с.р. по вариантам. (Слайд № 15)

-Работаем по вариантам. Сначала вспомните и еще раз повторите правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

-Проверим ваши ответы.

(Слайд № 16)

-Посмотрите на ответы и назовите: несократимые дроби, сократимые. Фронтальный опрос.

-Вспомните – какие дроби называют сократимыми?

2) вторая часть с.р. (Слайд № 17)

- перед выполнением работы вспомните основное свойство дробей

-проверьте решение друг у друга, сверьте свои ответы

(Слайд № 18)





- читают задания, записывая ответы в тетради.








- вспоминают и проговаривают правила.









- проговаривают правило.


- решают, записывая решение в тетради.



- перепроверяют свои ответы.




- проговаривают правило


- проговаривают правило.

-записывают решение в тетрадь








Демонстрация понимания учебной задачи и ее реализация под руководством учителя


















Умение обнаруживать и исправлять ошибки.










Становление навыка в уважительной форме сообщать друг другу результаты самостоятельной работы при взаимопроверке.

4. Физминутка. Слайд № 19

5. Выявление затруднения

Первая ступенька к Новым знаниям.

(Слайд № 20)

-Прочтите задание, давайте порассуждаем кто же прав из ребят.









-Какой можно сделать вывод?







- высказывают свои предположения: «Петя прав, Маша права», обосновывают свои ответы. Приходя к выводу, что Петя допустил ошибку, так как не знает правило, Маша решила, но как узнать правильно или нет.



- мы не знаем правило, как складывают такие дроби.





Осознание необходимости получения новых знаний

6. Составление плана решения проблемы

Работа с новым материалом. Вторая ступенька к Новым знаниям

1. Подготовка.

Формулирование темы урока, формулирование правила, составление алгоритма работы при сложении дробей с разными знаменателями.

-Ребята, сформулируйте тему урока.


(Слайд № 21)

-Что нужно знать, чтобы сложить дроби с разными знаменателями?

(Слайд № 22)

- А какие это знания?




-Ребята, давайте попробуем составить алгоритм работы при сложении дробей с разными знаменателями, а также сформулируем правило.

(Слайд № 23)





- Ребята, как же надо складывать дроби с разными знаменателями?











-Сложение дробей с разными знаменателями.




- новые знания.





- Правило сложения дробей с разными знаменателями.



-Надо найти общий знаменатель.

-можно найти наименьший общий знаменатель.

-Применить правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями

-Если получится сократимая дробь, надо привести ее к несократимому результату.


- формулируют правило.




Демонстрация понимания учебной задачи и ее реализация под руководством учителя


7. Реализация плана

2.Объяснение нового материала. (Слайд № 24)

-Запишите пример, применяя новое правило, решим его. Что мы сделали?


(Слайд № 25)

-Запишите еще один пример, применяя новое правило решим его. Что мы сделали?






-Запишем еще один пример, применяя новое правило решим его. Что мы сделали?









-Какой можно сделать вывод:






-Для упрощения вычислений нужно стараться приводить дроби к наименьшему общему знаменателю, а получаемые результаты приводить к несократимому виду





-Привели дроби к общему знаменателю, а далее сложили, получили несократимую дробь.


-нашли наименьший общий знаменатель, затем нашли дополнительный множитель к каждой дроби, а далее сложили, получили сократимую дробь, привели ее к несократимому виду.


-в примере встретилась сократимая дробь, сначала сократили дробь, затем нашли наименьший общий знаменатель и дополнительный множитель к каждой дроби, а далее сложили, получили несократимую дробь.


-Привести дроби можно не только к общему знаменателю, но и к наименьшему общему знаменателю, результат получится один и тот же.

Осмысление правила сложения дробей с разными знаменателями.









Демонстрация понимания учебной задачи и ее реализация под руководством учителя


8. Первичное закрепление

Третья ступенька к Новым знаниям

-Повторите еще раз алгоритм работы при сложении дробей с разными знаменателями. (Слайд № 26)

-Теперь можем узнать, какой должны были получить ответ дети?

(Слайд № 27)

Запишите пример, решите.

-Какой сделали вывод? Права ли Маша? Какое правило Маша использовала при решении примера?








-решают, находят ответ

- называют Машу правой, но обращают на допущенную ею ошибку, надо окончательный результат приводить к несократимому виду.


9. Самостоятельная работа с проверкой по образцу

Вторичное закрепление. Четвертая ступенька к Новым знаниям

Работа с учебником. Индивидуальная работа учителя со слабыми учащимися.

(Слайд № 28)

- Откройте учебник, с.186, прочтите правило.

-выполните задания на с.188 № 833 (а,б); № 835 (а,в,г)

-результаты работы проверьте друг у друга.

-какая дробь должна получиться в результате вычисления?



- читают правило, решают примеры, проверяют решение друг у друга

-сверяем окончательно ответы (Слайд № 28)









- должна получиться несократимая дробь






Демонстрация понимания учебной задачи и ее реализация под руководством учителя





Умение обнаруживать и исправлять ошибки.


10. Д\З

Домашнее задание (Слайд № 29)

Записывают и слушают комментарий учителя


11. Рефлексия

Самооценка деятельности на уроке (Слайд № 31) - Ребята, оцените работу всего класса.

Итог. (Слайд № 32) Спасибо за урок. Учитель хвалит детей, ставит оценки

-Возвращаемся к девизу урока.

-Добыли ли вы сегодня для себя что-то новое?

-Стали ли вы хоть на чуточку добрее?


Дети заполняют табличку, оценивая свою работу.


Выражают свои мнения в устной форме

Оценивают одноклассников, и сам урок



РЕФЛЕКСИЯ

Фамилия, имя ___________________________

Да

Нет

Не уверен(а)

Я разобрался с правилом, как складывать дроби с разными знаменателями




Я знаю как находить НОЗ




Я знаю как находить дополнительный множитель




Я знаю основное свойство дроби




Я знаю как складывать дроби с одинаковыми знаменателями




Я выполнил правильно …. примеров в самостоятельной работе

1

2

3

РЕФЛЕКСИЯ

Фамилия, имя ___________________________

Да

Нет

Не уверен(а)

Я разобрался с правилом, как складывать дроби с разными знаменателями




Я знаю как находить НОЗ




Я знаю как находить дополнительный множитель




Я знаю основное свойство дроби




Я знаю как складывать дроби с одинаковыми знаменателями




Я выполнил правильно …. примеров в самостоятельной работе

1

2

3

РЕФЛЕКСИЯ

Фамилия, имя ___________________________

Да

Нет

Не уверен(а)

Я разобрался с правилом, как складывать дроби с разными знаменателями




Я знаю как находить НОЗ




Я знаю как находить дополнительный множитель




Я знаю основное свойство дроби




Я знаю как складывать дроби с одинаковыми знаменателями




Я выполнил правильно …. примеров в самостоятельной работе

1

2

3

Самоанализ урока

1. Внешние связи урока.

Урок проведен в 5А классе по теме «Сложение дробей с разными знаменателями».

Данный урок №118/18 входит в раздел «Обыкновенные дроби», на который отводится по программе 65 часов.

К началу урока по теме "Сложение дробей с разными знаменателями" ученики уже знают смысл обыкновенных дробей, умеют складывать дроби с равными знаменателями; в процессе сокращения обыкновенных дробей отработан и навык разложения составных чисел на простые множители; умеют находить наименьший общий знаменатель и наименьшее общее кратное.

Составленный алгоритм для сложения дробей с разными знаменателями поможет, впоследствии, для составления алгоритма вычитания дробей с разными знаменателями.

2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.

ТЦУ

  • Познавательный аспект: сформировать умение складывать дроби с разными знаменателями;

  • Развивающий аспект: развитие умения анализировать, сравнивать, обощать, сравнивать, обобщать, делать выводы(развитие происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, поэтому этот аспект ТЦУ ставлю ко всей изучаемой теме).

  • Воспитывающий аспект: формирование культуры устной и письменной речи, внимательности, аккуратности, культуры общения.


3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.

I. Общая организация урока

Все структурные элементы урока были выдержаны.

Целью первого этапа было быстро включить учащихся в деловой ритм, проверить готовность класса к уроку.

На втором этапе (мотивационный) в качестве мотивации использовала зашифрованную фразу Г. Галилея «Природа говори языком математики», что позволило учащимся быстрее включиться в деловой ритм урока.

На третьем этапе были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся

На четвертом (физминутка) позволила учащимся немного расслабиться и отдохнуть.

На пятом шестом и седьмом этапах обучающиеся активно включились в урок, потому что применялся активный метод обучения с применением презентации, у обучающихся возникло желание мыслить, развивать внимание. Даже самые пассивные из учащихся включились в урок с огромным желанием. Сами задания не вызывали затруднения в нахождении результата, таким образом проблемная ситуация мотивировала поиск рационального решения.

В процессе урока примеры и задачи решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они выражали суть выполняемых заданий

Решение тренировочных упражнений позволило закрепить новые знания и оценить степень усвоения материала.

На восьмом и девятом этапах обучающиеся смогли выразить свое отношение к изучаемому материалу, дать оценку своей работе в ходе урока, а также выработали умения применять новые знания и проверить по образцу

Этап самостоятельной работы показал, что каждый ребенок смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил ли запись, решение .Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться что программный материал им освоен, о чем свидетельствовали результаты их самооценки Результат самостоятельной работы:«5»-7, «4»-11, «3»-8. Качество знаний 69%

На этапе рефлексии урока обучающие оценивали свою работу на уроке, осмысливали свою работу (что у них получилось или не получилось), дали высокую оценку уроку. И получили хорошую оценку за свою работу на уроке.

Домашнее задание соответствует нормативным требованиям.


Методы обучения

соответствовали задачам урока и по источнику передачи знаний были:

- словесные (рассказ, эвристическая беседа);

- наглядные (демонстрация);

- практические (решение заданий)

по уровню самостоятельности учащихся:

репродуктивные, проблемно – поисковые

по аспекту мышления:

продуктивные (самостоятельное решение заданий),

по логическому аспекту:

- дедуктивные.


Общие результаты урока:

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определялись, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялись элементы технологии проблемного обучения, которая была реализована в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Любой процесс познания начинается с искорки, побуждающей к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы из жизни, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Домашнее задание было объяснено. Итог урока подведен.

План урока выполнен, цели реализованы: обучающиеся повторили и обобщили основные знания по теме «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями», изучили, закрепили и провели контроль по новой теме «Сложение дробей с разными знаменателями». Были отработаны умения вычислять устно. Получили знания по истории математики, умения применять правила. Большую роль в активизации мыслительной деятельности учеников, в организации их практической деятельности сыграло использование средств информационно-коммуникативной технологии. Презентация к уроку. Результативность урока хорошо прослеживалась и на этапе рефлексии. Дети смогли выразить свое отношение к изучаемому материалу, дать оценку своей работе в ходе урока.

Недостатком проведения урока, считаю:

- надо было больше включить заданий по новой теме;

-уменьшить количество заданий на этапе актуализации.


Положительно оцениваю то, что:

- полностью удалось реализовать поставленные задачи. Качество знаний урока -69%

- каждый за урок получил оценку.