Технологическая карта урока биологии в 5 классе Автор: | Матвеева И. В. | | Предмет | Биология | | Класс | 5 | | Тип урока | Урок- практикум | | Тема | Методы изучения природы | | Педагогическая цель | Познакомить обучающихся с методами изучения природы, расширить имеющиеся знания о методах изучения природных объектов. | Задачи урока | Образовательная: создать условия для формирования понятий о методах изучения природы; способствовать формированию понимания взаимосвязи между наукой и практическим применением знаний о живых объектах на практике; сформировать умения и навыки практического характера: проводить лабораторные работы, производить выбор необходимых приборов для измерений. Развивающая: формирование навыков и умений самостоятельной работы, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике в процессе проведения лабораторной работы, развивать умения самостоятельно изучать природу, используя различные методы. Воспитательная: способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитанию мотивов учения, интереса и любознательности, прививать положительный интерес к природе и её изучению, способствовать формированию межличностных отношений через работу в группах | Планируемые результаты (предметные) Личностные результаты | Обучающиеся научатся определять основные методы биологических исследований, характеризовать методы исследований, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии, пользоваться различными способами измерения длины, времени, будут знать понятия: «эксперимент», «наблюдение», «гипотеза». Будут сформированы: навыки обучения, познавательные интересы и мотивы, коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни. | Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные- научится: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы,, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, выполнять лабораторную работу; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известно. Познавательные- научится: устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию, работать с информацией; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией. Коммуникативные- научится: планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем; получит возможность научиться сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесные (беседа, диалог),наглядные (работа с рисунками, схемами), практические ( составление схем, поиск информации), исследовательский. | Основные понятия | Наблюдение, описание, эксперимент, измерение, опыт, проба. | Оборудование | Карточки с тестами, рисунки с изображением методов изучения природы ( опыт, измерение, наблюдение), презентационный центр, химическая посуда, секундомер, линейка, рулетка | Ресурсы: - основные - дополнительные | 1. Учебник «Введение в биологию. 5 класс» Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, 2015 г. 2. В качестве ЭОР на этом уроке можно предложить различные фотографии, на которых представлены методы изучения живой природы. · Наблюдение за зайцем http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fd51-0a01-022a-0159-ea8e0b2c1c5f/%5BEST5_02-05%5D_%5BMV_03%5D.wmv · Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fe06-0a01-022a-0063-f09ec94b3e66/%5BEST5_02-06%5D_%5BMV_02%5D.wmv | Организационная структура урока Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | Предметные | УУД | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. | Слушают, настраиваются на восприятие материала урока. | Принять рапорт от атамана класса, проверить присутствующих. Проверить готовность к занятию. | Подготовить все необходимое к уроку. Учитель: «Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! Что есть прекрасного в обычном? Мир этот полон красоты! И то, что кажется привычным Иначе вдруг увидишь ты… активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи . Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира живой природы?». | | Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия. | II. Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания) (5 мин) Цели: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. | Выполняют тест «Науки о жизни» на индивидуальных карточках, 2 варианта. Затем осуществляют взаимопроверку. | Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их во время проведения взаимопроверки уч-ся. | Учитель: «Прежде чем стать настоящими учеными, мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке. Выполните небольшой тест, потом проверьте друг друга, поставьте оценки. | Знают науки о живой природе, «семью биологических наук» Дают определение биологическим терминам; | Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи при оценивании друг друга. | III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: Актуализация опорных знаний и умений, подведение к формулированию темы и постановке задач урока. | Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы. | · Записывает тему урока на доске. Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений. | Учитель: «Вот мы попали в лабораторию, следующий этап нашей работы – это перевоплощение в ученых исследователей, для этого давайте вместе попробуем ответить наследующие вопросы: 1. Кто изучает природу? 2. Как, на ваш взгляд, изучают природу? 3. Какие приборы используют в изучении природы? | Знают, кто занимается изучением природы и при помощи чего происходит изучение живой природы. Умеет планировать свои действия. | Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать | IV. Изучение нового (10 мин) Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Ввести понятия: 1. Наблюдение; 2. Измерение; 3. Эксперимент; | Просматривают видео, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают выводы по изученному материалу. | Организует учебную деятельность, объясняет новый материал. · Демонстрирует видео: · Наблюдение за зайцем: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fd51-0a01-022a-0159-ea8e0b2c1c5f/%5BEST5_02-05%5D_%5BMV_03%5D.wmv | Учитель: «А сейчас самый главный этап работы в нашей исследовательской лаборатории- сейчас мы с вами превратимся в самых настоящих исследователей. Давайте просмотрим видео и попробуем выяснить, как же все- таки происходит изучение живой природы, которая окружает нас». Демонстрация видеофрагмента. Учитель: «1. Что вы увидели, при просмотре данного видеофрагмента? 2.Что вы можете рассказать об увиденном? 3.На основе чего вы построили свой рассказ? Теперь просмотрите текст учебника и выберите из него методы изучения природы. 4. Что такое метод? ( метод- это способ, прием, средство, при помощи которого достигается определенная цель). Выслушивает ответы учеников. А сколько же всего существует методов изучения природы? Верно!!! Молодцы!!! Физкультминутка | Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Знают основные методы изучения живой природы. Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры; давать определения биологическим терминам;. | Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов. | | | | | V. Проведение лабораторной работы (13 мин) Цели: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения на практике. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций. | Работа в группах по инструктивным карточкам, конкретизируют знания о методах изучения природы. | Проведение повторного инструктажа по ТБ. Поясняет ход лабораторной работы, организует самостоятельную работу в группах, отмечает степень вовлеченности в работу групп, контролирует ход ЛР | Учитель: «Ребята, вы большие молодцы!!! Хотите продолжить исследования? Докажем сами существование методов изучения природы? Выполним лабораторную работу, для этого мы разделимся на группы- 1 группа- наблюдатели, 2- экспериментаторы, 3- измерители. 1 гр.-наблюдают за процессами, происходящими в растительной клетке (видеофрагмент), 2 гр.- выполняют простейшие опыты по растворимости вещ-в, реакция яблочного сока и соды пищевой, 3 гр.-измеряют длину кабинета, подсчет пульса. | Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний. Знают методы изучения природы. Умеют различать методы изучения живой природы , проводить наблюдения, эксперименты, измерения. | Коммуникативные: умение работать в группе; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество. Личностные: мотивировать свои действия. Познавательные: ставит и решает учебную задачу по выполнению лабораторной работы. | VI. Закрепление (7 мин) Цели: Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры. . | Отвечают на вопросы учителя Самостоятельно заполняют предложенную таблицу, используя текст учебника. | Постановка проблемного вопроса. Контроль над выполнением поставленного задания. | Учитель: «Теперь нам пора возвращаться в класс. А для того, чтобы открылись двери лаборатории, необходимо ввести код. Кодом служат верные ответы на следующие вопросы: Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы: -За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц? Лен цветет голубыми цветочками только до обеда. Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м А сейчас вам нужно поработать самостоятельно и проверить, как вы усвоили новый материал». Заполните, пожалуйста, следующую таблицу: Методы изучения природы: | Примеры: | 1. 2. 3. | 1. 2. 3. | | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой измененной ситуации. Знают: методы изучения природы Умеют: различать методы изучения живой природы и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами. | Познавательные: заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы изучения живой природы. Регулятивные:прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы Личностные: мотивировать свои действия. | VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке(2 мин) Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | . Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно. | Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока. | Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?» | Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества. | Коммуникативные: понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной. Регулятивные: Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого. Личностные: умение рассуждать, анализировать и делать выводы. | VIII. Информация о домашнем задании(1 мин) | Фиксируют домашнее задание. | Объясняет, что следует выучить дома. Дает краткие рекомендации. | Вот несколько вариантов домашнего задания, каждый из вас выбирает один из них и выполняет его. -Параграф 3 учебника (стр.12-15)-выучить параграф и уметь кратко пересказать самые главные пункты; -Ответить на вопросы в конце параграфа- письменно в рабочей тетради; -Выполнить задания к параграфу учебника в тетради на печатной основе. Всем: Провести наблюдения за домашними животными, измерить свой рост, вес, записать данные в тетрадь.. | | | |