СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок- практикум "Методы изучения природы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока  биологии в 5 классе "Методы изучения природы"

Просмотр содержимого документа
«Урок- практикум "Методы изучения природы"»

Технологическая карта урока биологии в 5 классе


Автор:



Матвеева И. В.




Предмет

Биология


Класс

5


Тип урока

Урок- практикум


Тема

Методы изучения природы



 

Педагогическая цель

Познакомить обучающихся с методами изучения природы, расширить имеющиеся знания о методах изучения природных объектов.

Задачи урока

 

Образовательная: создать условия для формирования понятий о методах изучения природы; способствовать формированию понимания взаимосвязи между наукой и практическим применением знаний о живых объектах на практике; сформировать умения и навыки практического характера: проводить лабораторные работы, производить выбор необходимых приборов для измерений.

Развивающая: формирование навыков и умений самостоятельной работы, развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике в процессе проведения лабораторной работы, развивать умения самостоятельно изучать природу, используя различные методы.

Воспитательная: способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитанию мотивов учения, интереса и любознательности, прививать положительный интерес к природе и её изучению, способствовать формированию межличностных отношений через работу в группах

 


Планируемые результаты

(предметные)

 Личностные результаты

Обучающиеся научатся определять основные методы биологических исследований, характеризовать методы исследований, соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии, пользоваться различными способами измерения длины, времени, будут знать понятия: «эксперимент», «наблюдение», «гипотеза».

Будут сформированы: навыки обучения, познавательные интересы и мотивы, коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем в процессе учебной деятельности, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Регулятивные- научится: выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы,, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, выполнять лабораторную работу; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известно.

Познавательные- научится: устанавливать причинно- следственные связи в изучаемом круге явлений, искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию, работать с информацией; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные- научится: планировать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем; получит возможность научиться сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесные (беседа, диалог),наглядные (работа с рисунками, схемами), практические ( составление схем, поиск информации), исследовательский.


Основные понятия

Наблюдение, описание, эксперимент, измерение, опыт, проба.

Оборудование

Карточки с тестами, рисунки с изображением методов изучения природы ( опыт, измерение, наблюдение), презентационный центр, химическая посуда, секундомер, линейка, рулетка

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

1. Учебник «Введение в биологию. 5 класс» Н.И. Сонин, А.А. Плешаков, 2015 г.

2. В качестве ЭОР на этом уроке можно предложить различные фотографии, на которых представлены методы изучения живой природы.

·         Наблюдение за зайцем

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fd51-0a01-022a-0159-ea8e0b2c1c5f/%5BEST5_02-05%5D_%5BMV_03%5D.wmv

·         Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fe06-0a01-022a-0063-f09ec94b3e66/%5BEST5_02-06%5D_%5BMV_02%5D.wmv

 

Организационная структура урока

 

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных     результатов

Планируемые результаты

 

Предметные

УУД

1

2

3

4

5

6

 

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

 

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.

 

Принять рапорт от атамана класса, проверить присутствующих. Проверить готовность к занятию.

 

 

Подготовить все необходимое к уроку. Учитель: «Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Что есть прекрасного в обычном?

Мир этот полон красоты!

И то, что кажется привычным

Иначе вдруг увидишь ты…

активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал.  Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи . Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира живой природы?».

 

 

 

 

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

 

II.  Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания)       (5 мин)

Цели: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

 

 

 

 

Выполняют тест «Науки о жизни» на индивидуальных карточках, 2 варианта. Затем осуществляют взаимопроверку.

 

Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их во время проведения взаимопроверки уч-ся.

 

Учитель: «Прежде чем стать настоящими учеными, мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в

страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы  рассматривали на предыдущем уроке. Выполните небольшой тест, потом проверьте друг друга, поставьте оценки.


 

Знают науки о живой природе, «семью биологических наук» Дают определение биологическим терминам;

 

Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и

диалогической формами речи при оценивании друг друга.

 

III. Формулирование темы урока, постановка цели

(3 мин)

Цели: Актуализация опорных знаний и умений, подведение к формулированию темы и постановке задач урока.

 

 

Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы.

 

·         Записывает тему урока на доске. Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений.

 

 

 

 

Учитель: «Вот мы попали в лабораторию, следующий этап нашей работы – это перевоплощение в  ученых исследователей, для этого давайте вместе попробуем ответить наследующие вопросы:

1.      Кто изучает природу?

2.      Как, на ваш взгляд, изучают природу?

3.      Какие приборы используют в изучении природы?

 

 

Знают,  кто занимается изучением природы и при помощи чего происходит изучение живой природы.

Умеет планировать свои действия.

 

 

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать  

 

IV. Изучение нового

 (10 мин)

Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Ввести понятия:

1.      Наблюдение;

2.     Измерение;

3.      Эксперимент;

 

 

Просматривают видео, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают выводы по изученному материалу.

 

 

 

 

Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.

·         Демонстрирует видео:  

·         Наблюдение за зайцем:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78e6fd51-0a01-022a-0159-ea8e0b2c1c5f/%5BEST5_02-05%5D_%5BMV_03%5D.wmv

 

 

Учитель: «А сейчас самый главный этап работы в нашей исследовательской лаборатории- сейчас мы с вами превратимся в самых настоящих исследователей. Давайте просмотрим видео и попробуем выяснить, как же все- таки происходит изучение живой природы,  которая окружает нас». 

Демонстрация видеофрагмента.

Учитель:

«1. Что вы увидели,   при просмотре данного видеофрагмента?

2.Что вы можете рассказать об увиденном?

3.На основе чего вы построили свой рассказ?

Теперь просмотрите текст учебника и выберите из него методы изучения природы.

4. Что такое метод? ( метод- это способ, прием, средство, при помощи которого достигается определенная цель).

Выслушивает ответы учеников.

А сколько же всего существует методов изучения природы?

Верно!!! Молодцы!!!

Физкультминутка

 

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Знают основные методы изучения живой природы.

Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры;

давать определения биологическим терминам;.

 

 Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;    формирование;

составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.





 

V. Проведение лабораторной работы (13 мин)

Цели:  Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения на практике.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.

 

 

Работа в группах по инструктивным карточкам, конкретизируют знания о методах изучения природы.

 

 

 

Проведение повторного инструктажа по ТБ. Поясняет ход лабораторной работы, организует самостоятельную работу в группах, отмечает степень вовлеченности в работу групп, контролирует ход ЛР

 

Учитель: «Ребята, вы большие молодцы!!! Хотите продолжить исследования? Докажем сами существование методов изучения природы? Выполним лабораторную работу, для этого мы разделимся на группы- 1 группа- наблюдатели, 2- экспериментаторы, 3- измерители. 1 гр.-наблюдают за процессами, происходящими в растительной клетке (видеофрагмент), 2 гр.- выполняют простейшие опыты по растворимости вещ-в, реакция яблочного сока и соды пищевой, 3 гр.-измеряют длину кабинета, подсчет пульса.


 


 

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.

Знают методы изучения природы.

Умеют различать методы изучения живой природы , проводить наблюдения, эксперименты, измерения.


 

Коммуникативные: умение работать в группе; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: мотивировать свои действия.

Познавательные: ставит и решает учебную задачу по выполнению лабораторной работы.

 

VI. Закрепление (7  мин)

Цели: Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры.

.

 

Отвечают на вопросы учителя

 

Самостоятельно заполняют  предложенную таблицу, используя текст учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемного вопроса. Контроль над выполнением поставленного задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: «Теперь нам пора возвращаться в класс. А для того, чтобы открылись двери лаборатории, необходимо ввести код. Кодом служат верные ответы на следующие вопросы:

  1. Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы:
    -За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?

  2. Лен цветет голубыми цветочками только до обеда.

  3. Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м

А сейчас вам нужно поработать самостоятельно и проверить, как вы усвоили новый материал».

Заполните, пожалуйста, следующую таблицу:

 

Методы изучения природы:

Примеры:

1.

2.

3.


1.

2.

3.


 

 

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой измененной ситуации.

Знают: методы изучения природы

Умеют: различать методы изучения живой природы и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами.

 

Познавательные:

заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

классифицировать методы изучения живой природы.

Регулятивные:прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: мотивировать свои действия.

 

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке(2 мин)

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

.

Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.

 

Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.

 

Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»

 

 

 

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества.

 

Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.

 

VIII. Информация о домашнем задании(1 мин)

 

Фиксируют домашнее задание.

 

Объясняет, что следует выучить дома. Дает краткие рекомендации.

 

Вот несколько вариантов домашнего задания, каждый из вас выбирает один из них и выполняет его.

  1. -Параграф 3 учебника (стр.12-15)-выучить параграф и уметь кратко пересказать самые главные пункты;

  2. -Ответить на вопросы в конце параграфа- письменно в рабочей тетради;

  3. -Выполнить задания к параграфу учебника в тетради на печатной основе.

  4. Всем: Провести наблюдения за домашними животными, измерить свой рост, вес, записать данные в тетрадь..