тема: Приемы устного умножения и деления
(учебник, с. 83;) карандаши красный ,желтый, зеленый
Цель деятельности учителя: Способствовать развитию умений выполнять умножение и деление суммы на число, решать задачи разными способами, находить недостающие числа, определять виды треугольников по длинам сторон, углам.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся использовать приемы умножения и деления чисел в устных вычислениях, решать задачи разными способами, работать с программами равенств, находить недостающие числа, определять виды треугольников по длинам сторон (равносторонние, разносторонние), углам (острый, тупой, прямой).
Метапредметные: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета
Оборудование Интерактивная доска, компьютер, проектор, наглядность,
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности (слайд 1)
− Доброе утро дорогие ребята! Поприветствуйте друг друга, подарите друг другу улыбки! Поприветствуйте наших гостей!
− Запишите в тетрадях дату, «классная работа»
(слайд 2)
− Завтра в мире отмечается международный день Матери-Земли. Вы скажите мне: «Мы же на уроке математики!»
− Есть такое выражение «Математика – царица наук», без математики не могло бы существовать большое количество наук, в том числе и науки о сохранении природы. Поэтому мы находимся сейчас с вами на очень важном уроке. И в наших силах помочь планете стать чище, здоровее! ( Учитель показывает на Землю, усыпанную мусором.)
− Справившись с заданиями, мы поможем Земле преобразиться! (Постепенно вместо мусора на Земле появятся цветы, листочки.)
II. Актуализация знаний
Чистописание.
− Что вы можете сказать об этом числе? (трёхзначное, состоит из трёх цифр, предыдущее число – 241, следующее – 243, чётное, 2с.4д.2ед., разрядные слагаемые: 200,40 и 2)
Математический диктант Слайд3
– Если задание выполнили верно, поставьте на полях «зеленый кружок».
– У кого по-другому? Поставьте на полях « красный кружок».
− Как считаете, вы справились с этой работой?
Проверка слайд4
− Молодцы! Отправляем первый листочек на Землю! А, на нём, что-то записано! Земля находится примерно в 150 миллионах километров от Солнца. Для того чтобы достичь поверхности нашей планеты, солнечному свету необходимо 8 минут 19 секунд. = 480 + 19 = 499сек
− Вот такой интересный факт. Ничто живое на Земле жить без света не может!
− Продолжаем работу.
3):слайд 5
– Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых числа первой строки:
Взаимопроверка: в парах
– Если ваш сосед справился с заданием, поставьте ему на полях «зеленый кружок».
− Кто выполнил работу правильно?
− У кого были ошибки? В чём?
– Какие умения использовали при выполнении этого задания? (Раскладывать трёхзначные числа на сумму разрядных слагаемых.)
– Где нам могут пригодиться эти умения? (При решении примеров, для удобства вычислений)
− еще один зеленый листик. Я отправляю на Землю цветок. Мать – Земля имеет талию — протяженность ее окружности составляет 40.075 километров.
III. Изучение нового материала
1. Подготовка к рассмотрению нового случая умножения.
(слайд 6) Запишите первый столбик, решите примеры. Каким способом решали? С каким разрядом работали?
– На какие группы можно разбиты данные выражения? (Умножение и деление круглых и некруглых трёхзначных чисел на однозначные).
(слайд 7)
Вспомним! При умножении и делении «круглые» трёхзначные числа мы заменяли действиями с сотнями и десятками.
− Следующий лепесток. За всю историю Земли существовало около 106 млрд. людей.
– Почему вы считаете, что примеры 2-го столбика решить сложнее? (Мы такие не учились решать; умножение и деление трёхзначных некруглых чисел выполнять устно сложнее).слайд 8
– Сформулируйте тему урока. (Умножение и деление трёхзначного числа на однозначное.)
– Поставьте перед собой цель урока. (Научиться умножать и делить трёхзначное число на однозначное.) слайд с темой
слайд 9, слайд 10
В парахС83 №1 1столбик
Коллективная проверка:
− Проверим, как вы выполнили задание?
− Кто хочет поделиться своими знаниями? Слайд 11 с83,№13 и 4 столбики
–слайд 12 Сделайте вывод, как умножить и разделить трёхзначное число на однозначное:
1) разложить трёхзначное число на сумму разрядных слагаемых;
2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
− Молодцы! Следующий листочек. Слоны оказались самыми "бессонными" животными на Земле. В среднем эти гиганты спят всего два часа в день.
IV. Физминутка. (слайд 13)
Птицы-летают , страусы- бегают, лягушки -прыгают.
− Молодец! Открой следующий цветок. Гора Эверест является самой высокой горой. Ее вершина находится на высоте 8.848 метров над уровнем моря. Однако, если измерить гору от самого ее основания до вершины — она достигает 17.170 метров.
V. Первичное закрепление с .83 под чертой , у доски
VI. Практическая деятельность
С.83,№4решаем таблицей
Масса Одного пакета | Количество пакетов | Общая масса картофеля |
Д. ? (одинаковая) В. | 5п. 2п. | 15кг ?кг |
П л а н р е ш е н и я:
1.Какова масса одного пакета ?
2.Сколько кг картофеля нес Витя в 2 таких пакетах?
15 : 5 · 2 = 6 (кг)
Ответ: 6 кг нёс Витя.
Решение задач. (У доски) – с.83,№3Прочитайте задачу.
- Что обозначает каждое число?
-Назовите ключевые слова.
-Что значит «за неделю»?
- Можем ответить на главный вопрос задачи?
--Составим краткую запись:
Ученица самостоятельно составляет краткую запись и план решения задачи.
I способ:
1) 6 + 9 = 15 (в.) – за 1 день.
2) 15 · 7 = 105 (в.) – за 7 дней.
Дети записывают один способ решения задачи, остальные надиктовывают учителю на доску.
II способ:
1) 6 · 7 = 42 (в.) – утром за 7 дней.
2) 9 · 7 = 63 (в.) – вечером за 7 дней.
3) 42 + 63 = 105 (в.) – за неделю.
III способ:
(6 + 9) · 7 = 105(в.)
− Мы решили задачу?
− Молодцы?
Гипперион секвойя - высота в 2015 году составляла 115,61м;диаметр ствола на высоте полтора метра от земли равен 4,84м;предположительно возраст дерева может достигать 800 лет.
2. Работа с геометрическим материалом.
№ 6 (под руководством учителя).
− Назовите все треугольники с вершиной А. (АВС, АВD, ADK, AKC)
− Сосчитайте сколько треугольников изображено? (6)
− Как думаете, есть ли на этом чертеже равнобедренные треугольники? Назовите их. (ABK)
Какие треугольники мы называем равнобедренными? (Это такие треугольники, у которых боковые стороны равны)
Умнички! Самое большое животное в мире — Синий Кит. Кит именно животное, а не рыба, так как является млекопитающим. Длина этого гиганта может достигать 33 метров, а вес 190 тонн.
VII. Итоги урока. Рефлексия деятельности слайд14
– Какое открытие сделали для себя на уроке?
– Кто считает, что он сегодня научился решать такие выражения?
– Как умножить или разделить трёхзначное число на однозначное? ( Разложить его на сумму разрядных слагаемых; каждое из этих слагаемых умножить или разделить на число; полученные результаты сложить.)
VIII. Оценочный этап. (слайд 15)
– Посмотрите на нашу планету. Благодаря нам она преобразилась! Когда вы вырастите, кем бы вы ни стали, помните о том, что нужно бережно относиться к тому, что даёт нам Земля!