СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - проект "Семья слов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке используются современные образовательные технологии: технология проблемного  обучения, личностно-ориентированные, использование ИКТ. Также межпредметные связи : ИЗО, окружающий мир, музыка.

Просмотр содержимого документа
«Урок - проект "Семья слов"»

Урок - проект «Семья слов» 3А класс


Учителя начальных классов

Касумовой Раисат Сиражудиновны.

Предмет

Русский язык


Класс

3 класс


УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока


Проект «Семья слов»


Форма проведения

Урок-проект


Тип урока

урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач.


Современные образовательные технологии :

технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий.


Методы обучения:

методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, частично-посковый метод , методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.


Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, парная.


Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

  • Презентация

  • Толковый словарь, орфографический словарь.


Цели:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов.

Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике

Развивающая цель: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки

Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу.


Межпредметные связи

Изобразительное искусство, окружающий мир, музыка.




Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, и способы их образования.;группировать однокоренные слова (с общим корнем),выделять в них корень,

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса выделять все части слова , доказывать их значимость в слове.

Проводить разбор слов по составу

Уметь работать над проектом.

Анализировать модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.

  • формировать орфографическую зоркость;

  • работать с толковым и орфографическим словарями


1.Регулятивные

  • осознавать, формулировать и удерживать учебную задачу в процессе коллективной работы;

  • осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах ;

  • уметь договариваться в паре в ходе работы над заданием;

  • учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;

  • коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока;

  • ориентироваться в учебнике ; дополнительной литературе.

  • учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;

2.Познавательные

  • пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами;

  • сравнивать и сопоставлять между собойродственные слова;

  • строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);

  • овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.

  • выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.


3.Коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

-нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку

учить уважительно относиться к результату труда одноклассников.

-личностное самоопределение

( осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

-смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.:

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Формирование мотивов достижения и социального признания

Формирование границ собственного знания и «незнания»







Ход урока.

    1. Орг. Момент.


Дети исполняют песню «Дождя не боимся» (М.Минкова 2 мин)


-Эпиграфом к нашему уроку предлагаю следующее высказывание «Знания собираются по капле»

- Какой это жанр устного народного творчества? (Пословица)

- Как вы её понимаете? (Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не сразу)

- Мы продолжаем накапливать знания, изучая тайны русского языка. Ребята, все в ваших руках, и мне бы хотелось, чтобы вы показали свою активность.


    1. Предпроектный этап.


  1. -Ребята, все на свете из чего–нибудь состоит: лес из деревьев, облака – из множества водяных капелек, тела из веществ, вещества из частиц. А если мы возьмём русский язык: текст из предложений, предложение из слов, слово…. (букв, звуков, морфем)


- Как раз сейчас мы с вами и проверим из чего же состоят слова.


-Из какого же строительного материала состоит слово?


- Каждый кирпичик вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку» (на доске кирпичики – состав слова)


- Какая часть слова самая главная? (корень)


- Почему? (В корне содержится лексическое значение)


- Где встречается корень? (У растений, в уравнениях, в словах)


- А у нас с вами есть корни? (Да. Бабушки, дедушки, папа, мама)


- Как одним словом назвать наши корни? (семья)


-Разгадайте ребус.


Это слово знает каждый!

Ни на что не променяет.

К цифре 7 добавлю «Я»

Что получится? «СЕМЬЯ»


- Что такое в вашем понимании слово семья? Где можно узнать лексическое значение слов?

- Пока Лейла найдет в толковом словаре значение слова «семья» , давайте мы своими словами, как мы чувствуем, скажем, что это.


Инсценировка:

1 уч: Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

-Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «я» - мы понимаем,

А почему их семь?


2 уч: Не надо думать и гадать,

А надо взять и сосчитать:

Двое дедушек,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «я»!


3 уч:А если есть собака?

Выходит восемь «я»?


2 уч: Нет, если есть собака

Выходит Во! – семья (Мелвин Шварц)


- Давайте запишем это слово и подберём к нему родственные слова.


Семья, семьянин, семейка, семейный.


- Что объединяет эти слова? (Общий корень) - Выделите его.


Выполняем фонетический разбор слова «семья».



Д) - Откройте учебник на стр. 101, прочитайте тему урока.


- Определите, что вы сегодня будете делать? ( Будем работать над проектом)


- Предположите, какой будет урок? (Интересный, необычный, познавательный)


-Почему вам предложили именно такой проект? (Мы закончили раздел «Состав слова»)


- Что вы должны знать и уметь, чтобы хорошо выполнить проект «Семья слов»? (Что такое однокоренные слова, знать части слова, уметь определять состав слова)


- Перед вами план работы на уроке.(Фиксация на доске)


    1. Подготовка к проекту.

    2. Создание проекта.

    3. Защита проекта.

    4. Оценка проекта.


- Начнём подготовку к проекту. Проверим ваши знания по теме «Состав слова».


- Скажите, какие слова называются однокоренными? (Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.).


-Посмотрите на экран, что вы видите? (Группы слов)


- Какое задание можно предложить к этим группам слов? (Какое слово лишнее в каждой строчке? Выписать только однокоренные слова, выделить корень).


-Поле, полочка, полевой, полюшко.

Гусь, гусыня, гусиный, густой.

Шиповник, шипы, шипит.

Слеза, слезла, слезинка, прослезился.


(Выполняют самостоятельно. Проверяем по слайду)


- Что надо помнить, когда записываете однокоренные слова? (Корень слова пишется одинаково, кроме чередования согласных в конце корня).


- Продолжим подготовку к проекту: ответим на вопросы и заполним кроссворд

(Кроссворд)



- Ребята, а сколько слов можно образовать от одного корня? (Много. Для каждого слова своё количество)


- Изучите задание № 1 на стр. 101.


- Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова. Кто согласен с тем, что это родственные слова? Докажите.


- Назовите слова, которые вам не понятны по лексическому значению.


- Что будем делать? (Смотреть в толковый словарь)


- обратим внимание на слова лесовод, лесник, лесостепь, перелесок. (Объяснение на слайдах)


- Можно ли все слова на рисунке назвать семьёй? (Да)


- Почему? (Это родственные слова)


- Выполните задание №2 на стр. 101.


- А может вы знаете какие-нибудь пословицы с этими словами или фразеологизмы? ( Тёмный лес. Лес рук. Кто в лес, кто по дрова.)


- Запись предложения: Лес поит, кормит, одевает, укрывает и согревает.


- Сделайте синтаксический разбор предложения, охарактеризуйте предложение ( Простое, нераспраст., невосклиц., повеств.)


ФИЗМИНУТКА.

- Встали, ребята. Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственныз слов будет названо.


Лес-лесник, река-ручей, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, дом-домашний, дом-дым, поле-полюшко, гриб-грибной, обед-стол, гусь-гусеница, гора- горе, вода- водитель, снег-снегурочка.(: 7 пар род. слов)


- Выберите слова с картинки (с.101), которые подходят к данным схемам. Запишите их.


- Что надо знать и уметь, чтобы выполнить это задание? (Уметь разбирать слова по составу)


- Вы представляете, я, готовясь к уроку, смоделировала алгоритм разбора слова на доске. Но модель почему-то рассыпалась?


- Давайте расставим карточки по местам. ( ученики выстраивают модель на доске, а остальные читают хором стихотворение)


1. Алина (окончание)

2. Джамиля (основа)

3. А.Патя (корень)

4. Сакинат (приставка)

5. Мадина (суффикс)


Помни, при разборе слова

Окончание и основу первым делом находи.

После корня будет суффикс,

А приставка впереди.


- Молодцы. Спасибо, ребята! Теперь я уверена, вы успешно выполните задание.


Лесной, лесник, лесочек, лесище, лесок, лесистый.

Перелесок.

Лес.

Лесостепь, лесовод.


- Мы закончили первый этап работы на уроке. Как бы вы оценили результаты своего труда на этом этапе?


- Прежде, чем перейти нам к следующему этапу урока, посмотрите, как можно создать семью слов с помощью компьютера. (Выполняют гимнастику для глаз).

- Я думаю, вы уже готовы сделать свой проект. Что можно нарисовать, кроме дерева?


- Что вам надо для успешной работы (Проявить знания, фантазию, занимательность, старательность).


- Как надо работать, чтобы в словах не было ошибок? (Вспоминать орфограммы, пользоваться орфографическим словарём)



(Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности)


Защита проектов.


- Ребята, давайте вспомним, как мы готовились к созданию проекта?


    1. Багомед

    2. Алибек

    3. Курбан

    4. Гаджимурад

    5. Багаутдин

    6. М. Шамиль.


Представление проектов (стихи)


Интересная семья-

В ней живут одни слова. А.Муслим

Корень во главе идет

Всем значенье придает.

И в семействе все слова

Смыслом связаны всегда.


Чтоб запомнить эту тему, Малик

Мы придумали систему.

Каждый сделал свой проект

Кто про волка, кто про снег.


А на моей странице

Появился самолет

Он слегка похож на птицу Билал

Полетит тот час в полет.


А меня то привлекла

Горка, горочка, гора. К.Шамиль

В мыслях я на горных лыжах.

Тоже корень общий вышел.


Белый снег вокруг кружится

Снежный ком с горы катится Написат

Снегокат с собой возьмём.

Снеговика лепить пойдем.


Корень слова – главная,

Значимая часть. Амир

Родственные связи

Дарят корню власть.

Выяснили мы умело линию родства –

Подбирали однокоренные мы слова!


Рефлексия:


Вы сегодня хорошо поработали.

-Кто считает, что получил сегодня свою каплю знаний?

После урока вы пойдёте к своей семье.

- Порадуйте своих близких капелькой новых знаний, употребив уместно пословицу, фразеологизм, загадав загадку.


Урок наш окончен, и выполнен план.


Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно, усердно трудились.

И знания ваши нам пригодились.