Урок - проект «Семья слов» 3А класс
Учителя начальных классов
Касумовой Раисат Сиражудиновны.
Предмет
Русский язык
Класс
3 класс
УМК
Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.
Тема урока
Проект «Семья слов»
Форма проведения
Урок-проект
Тип урока
урок закрепления и отработки навыков решения учебных задач.
Современные образовательные технологии :
технология проблемного обучения, личностно-ориентированные, использование информационно-коммуникативных технологий.
Методы обучения:
методы проектно-исследовательской деятельности, наглядно- иллюстративный метод, частично-посковый метод , методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование
Учебник. «Русский язык. 3 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Презентация
Толковый словарь, орфографический словарь.
Цели:
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к творческому способу действия: создание готового продукта проектной деятельности : группы родственных слов.
Образовательная цель: обобщение и систематизация знаний о родственных словах, и отработка умения применять полученные знания на практике
Развивающая цель: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки
Воспитательная цель: уважение к русскому языку, к товарищам по классу.
Межпредметные связи
Изобразительное искусство, окружающий мир, музыка.
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, и способы их образования.;группировать однокоренные слова (с общим корнем),выделять в них корень,
Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Формулировать определение окончания, основы, корня, приставки, суффикса выделять все части слова , доказывать их значимость в слове.
Проводить разбор слов по составу
Уметь работать над проектом.
Анализировать модели разбора слова по составу и подбирать слова по этим моделям.
1.Регулятивные
учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;
коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы на отдельных этапах урока;
ориентироваться в учебнике ; дополнительной литературе.
учиться оценивать свои достижения в работе над проектом;
2.Познавательные
пользоваться приемами анализа и синтеза при работе над словами;
сравнивать и сопоставлять между собойродственные слова;
строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);
овладевать способами классификации (группировки) в работе над родственными словами.
выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.
3.Коммуникативные
-нравственно-этическая ориентация: формировать ценностное отношение к русскому языку
учить уважительно относиться к результату труда одноклассников.
-личностное самоопределение
( осознание себя носителем русского языка, формирование позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
-смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.:
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Формирование мотивов достижения и социального признания
Формирование границ собственного знания и «незнания»
Ход урока.
Дети исполняют песню «Дождя не боимся» (М.Минкова 2 мин)
-Эпиграфом к нашему уроку предлагаю следующее высказывание «Знания собираются по капле»
- Какой это жанр устного народного творчества? (Пословица)
- Как вы её понимаете? (Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не сразу)
- Мы продолжаем накапливать знания, изучая тайны русского языка. Ребята, все в ваших руках, и мне бы хотелось, чтобы вы показали свою активность.
-Ребята, все на свете из чего–нибудь состоит: лес из деревьев, облака – из множества водяных капелек, тела из веществ, вещества из частиц. А если мы возьмём русский язык: текст из предложений, предложение из слов, слово…. (букв, звуков, морфем)
- Как раз сейчас мы с вами и проверим из чего же состоят слова.
-Из какого же строительного материала состоит слово?
- Каждый кирпичик вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку» (на доске кирпичики – состав слова)
- Какая часть слова самая главная? (корень)
- Почему? (В корне содержится лексическое значение)
- Где встречается корень? (У растений, в уравнениях, в словах)
- А у нас с вами есть корни? (Да. Бабушки, дедушки, папа, мама)
- Как одним словом назвать наши корни? (семья)
-Разгадайте ребус.
Это слово знает каждый!
Ни на что не променяет.
К цифре 7 добавлю «Я»
Что получится? «СЕМЬЯ»
- Что такое в вашем понимании слово семья? Где можно узнать лексическое значение слов?
- Пока Лейла найдет в толковом словаре значение слова «семья» , давайте мы своими словами, как мы чувствуем, скажем, что это.
Инсценировка:
1 уч: Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
-Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «я» - мы понимаем,
А почему их семь?
2 уч: Не надо думать и гадать,
А надо взять и сосчитать:
Двое дедушек,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «я»!
3 уч:А если есть собака?
Выходит восемь «я»?
2 уч: Нет, если есть собака
Выходит Во! – семья (Мелвин Шварц)
- Давайте запишем это слово и подберём к нему родственные слова.
Семья, семьянин, семейка, семейный.
- Что объединяет эти слова? (Общий корень) - Выделите его.
Выполняем фонетический разбор слова «семья».
Д) - Откройте учебник на стр. 101, прочитайте тему урока.
- Определите, что вы сегодня будете делать? ( Будем работать над проектом)
- Предположите, какой будет урок? (Интересный, необычный, познавательный)
-Почему вам предложили именно такой проект? (Мы закончили раздел «Состав слова»)
- Что вы должны знать и уметь, чтобы хорошо выполнить проект «Семья слов»? (Что такое однокоренные слова, знать части слова, уметь определять состав слова)
- Перед вами план работы на уроке.(Фиксация на доске)
Подготовка к проекту.
Создание проекта.
Защита проекта.
Оценка проекта.
- Начнём подготовку к проекту. Проверим ваши знания по теме «Состав слова».
- Скажите, какие слова называются однокоренными? (Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.).
-Посмотрите на экран, что вы видите? (Группы слов)
- Какое задание можно предложить к этим группам слов? (Какое слово лишнее в каждой строчке? Выписать только однокоренные слова, выделить корень).
-Поле, полочка, полевой, полюшко.
Гусь, гусыня, гусиный, густой.
Шиповник, шипы, шипит.
Слеза, слезла, слезинка, прослезился.
(Выполняют самостоятельно. Проверяем по слайду)
- Что надо помнить, когда записываете однокоренные слова? (Корень слова пишется одинаково, кроме чередования согласных в конце корня).
- Продолжим подготовку к проекту: ответим на вопросы и заполним кроссворд
(Кроссворд)
- Ребята, а сколько слов можно образовать от одного корня? (Много. Для каждого слова своё количество)
- Изучите задание № 1 на стр. 101.
- Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова. Кто согласен с тем, что это родственные слова? Докажите.
- Назовите слова, которые вам не понятны по лексическому значению.
- Что будем делать? (Смотреть в толковый словарь)
- обратим внимание на слова лесовод, лесник, лесостепь, перелесок. (Объяснение на слайдах)
- Можно ли все слова на рисунке назвать семьёй? (Да)
- Почему? (Это родственные слова)
- Выполните задание №2 на стр. 101.
- А может вы знаете какие-нибудь пословицы с этими словами или фразеологизмы? ( Тёмный лес. Лес рук. Кто в лес, кто по дрова.)
- Запись предложения: Лес поит, кормит, одевает, укрывает и согревает.
- Сделайте синтаксический разбор предложения, охарактеризуйте предложение ( Простое, нераспраст., невосклиц., повеств.)
ФИЗМИНУТКА.
- Встали, ребята. Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете. Постарайтесь сосчитать, сколько пар родственныз слов будет названо.
Лес-лесник, река-ручей, стена-потолок, кот-котик, сад-садовый, дом-домашний, дом-дым, поле-полюшко, гриб-грибной, обед-стол, гусь-гусеница, гора- горе, вода- водитель, снег-снегурочка.(: 7 пар род. слов)
- Выберите слова с картинки (с.101), которые подходят к данным схемам. Запишите их.
- Что надо знать и уметь, чтобы выполнить это задание? (Уметь разбирать слова по составу)
- Вы представляете, я, готовясь к уроку, смоделировала алгоритм разбора слова на доске. Но модель почему-то рассыпалась?
- Давайте расставим карточки по местам. ( ученики выстраивают модель на доске, а остальные читают хором стихотворение)
1. Алина (окончание)
2. Джамиля (основа)
3. А.Патя (корень)
4. Сакинат (приставка)
5. Мадина (суффикс)
Помни, при разборе слова
Окончание и основу первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка впереди.
- Молодцы. Спасибо, ребята! Теперь я уверена, вы успешно выполните задание.
Лесной, лесник, лесочек, лесище, лесок, лесистый.
Перелесок.
Лес.
Лесостепь, лесовод.
- Мы закончили первый этап работы на уроке. Как бы вы оценили результаты своего труда на этом этапе?
- Прежде, чем перейти нам к следующему этапу урока, посмотрите, как можно создать семью слов с помощью компьютера. (Выполняют гимнастику для глаз).
- Я думаю, вы уже готовы сделать свой проект. Что можно нарисовать, кроме дерева?
- Что вам надо для успешной работы (Проявить знания, фантазию, занимательность, старательность).
- Как надо работать, чтобы в словах не было ошибок? (Вспоминать орфограммы, пользоваться орфографическим словарём)
(Самостоятельная работа учащихся по созданию продукта проектной деятельности)
Защита проектов.
- Ребята, давайте вспомним, как мы готовились к созданию проекта?
Багомед
Алибек
Курбан
Гаджимурад
Багаутдин
М. Шамиль.
Представление проектов (стихи)
Интересная семья-
В ней живут одни слова. А.Муслим
Корень во главе идет
Всем значенье придает.
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда.
Чтоб запомнить эту тему, Малик
Мы придумали систему.
Каждый сделал свой проект
Кто про волка, кто про снег.
А на моей странице
Появился самолет
Он слегка похож на птицу Билал
Полетит тот час в полет.
А меня то привлекла
Горка, горочка, гора. К.Шамиль
В мыслях я на горных лыжах.
Тоже корень общий вышел.
Белый снег вокруг кружится
Снежный ком с горы катится Написат
Снегокат с собой возьмём.
Снеговика лепить пойдем.
Корень слова – главная,
Значимая часть. Амир
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выяснили мы умело линию родства –
Подбирали однокоренные мы слова!
Рефлексия:
Вы сегодня хорошо поработали.
-Кто считает, что получил сегодня свою каплю знаний?
После урока вы пойдёте к своей семье.
- Порадуйте своих близких капелькой новых знаний, употребив уместно пословицу, фразеологизм, загадав загадку.
Урок наш окончен, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно, усердно трудились.
И знания ваши нам пригодились.