Урок русского языка по теме "Профессионализмы"
Цель урока: ознакомить с лексикой ограниченного употребления, в частности – с профессионализмами.
Задачи:
Деятельностная - создать условия для актуализации познавательной деятельности учащихся с помощью технологий проблемного обучения и исследовательской деятельности.
Предметно-дидактическая - познакомить с понятием профессионализмы, развивать навыки работы с толковыми словарями, обогащать речь.
Личностные - уважительное отношение к родному языку, формирование достаточного объёма словарного запаса, формирование способности самооценки на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметные - применение приобретённых знаний , умений и навыков в повседневной речи, коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе общения.
Коммуникативные- договариваться, приходить к общему решению, строить логическое рассуждение, умение соотносить цели и
результат, развивать положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению курса русского языка.
Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с этим строить устный ответ.
Предполагаемые результаты обучения:
Предметные - знание понятия профессионализмы.
Метапредметные - наблюдают, размышляют, делают выводы об употреблениях профессионализмов.
Личностные - управляют своей познавательной деятельностью, формируют культуру общения, развивают мотивацию к аналитической деятельности.
Тип урока: изучения нового материала.
Методы обучения: эвристическая беседа, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач.
Средства обучения: учебники, дидактические материалы, демонстрационные материалы.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин.). Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и приготовить учащихся к предстоящему занятию. Приветствие и отметка отсутствующих.
2. Актуализация и проверка знаний учащихся.( 5 мин.)
Проверка наличия домашнего задания. Разбор задания, которое вызвало затруднение при выполнение д/з.
Цель: обобщить знания учащихся по теме «Общеупотребительные и не общеупотребительные слова» и проверить правильность и осознанность приобретенных ранее знаний, мотивировать силы учащихся.
- На прошлом уроке мы говорили об общеупотребительных словах и
Не общеупотребительных.
- Что же это за группа слов?
-Каковы особенности этой группы слов? (Ответы учащихся)
3. Определение темы и целей урока (5 мин). Цель: получить знание о профессиональных словах.
- «Итак, мы подошли к теме нашего урока. Какова тема нашего урока?"
Профессионализмы (Ответы учащихся. Называют тему и записывают тему урока в тетрадях.)
Какова цель урока?
Узнать об особенностях профессионализмов, научиться распознавать такие слова, объяснять их значение. ( Рассуждения учеников.)
4. Изучение нового материала (12 мин). Цель: Определить, какие слова называются профессионализмами.
Профессионализмы - слова, употребление которых свойственно людям
определённых профессий, занятий. В словарях эти слова имеют помету спец.- специальное.
Некоторые профессионализмы – официальные термины заключают в себе
переносное, метафорическое значение: зуб шестерёнки, колено трубы, плечо рычага.
Создание проблемной ситуации:
-Как вы думаете, почему слова, обозначающие части тела человека, приобрели переносное значение? (Отвечают на вопрос, пытаются решить созданную проблему)
Работа с учебником: Чтение определения и теоретического материала стр. 91-93.
Работа с учебником: Упр. 205 устно (Обсуждают поставленную задачу)
Работа с учебником: Упр. 206 письменно (Находят профессионализмы)
Работа с толковым словарём.( Учащиеся ищут профессионализмы в словаре и составляют с ними предложения.)
Занимательная лингвистика. -Интересно ли вам узнать значение слова лекало? (Рассуждения учеников. Записи в словари)
Работа с учебником и толковым словарем:
- Объясните, почему профессионализмы так называются?
-В каких стилях речи используются профессионализмы?
-Как найти профессионализмы в толковых словарях?
Учащиеся делают выводы , когда профессиональные слова необходимы, а когда можно обойтись без них? (Фронтальный вопрос. Учащиеся отвечают на поставленные проблемные вопросы)
5. Физминутка (3 мин) Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику.
6. Закрепление знаний учащихся (5 мин.)
Цель: закрепить в памяти учащихся знания, которые они приобрели в ходе теоретического изучения материала, а также при выполнении заданий.
- Давайте пофантазируем и определим профессию отца Саши и Максима по профессионализмам, которые он использует, рассказывая сыновьям о своей работе.
Если он употребляет слова:
а) фара, кабина, бампер, двигатель, переключатель скоростей, зажигание, он — ... ;
б) локомотив, рельсы, шпалы, платформа, кабина, он — ... ;
в) каюта, якорь, корма, иллюминатор, он — ... ;
г) трос, кран, блок, кирпич, мастерок, арматура, он — ... .
(Учащиеся записывают свои примеры, на основе занятости своих родителей)
7. Рефлексия (5 мин).
Цель: - подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали учащиеся - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность; - эффективность работы класса.
Рефлексия деятельности: (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы ):
- сегодня я узнал:
- было интересно:
- было трудно:
- я приобрел:
- урок дал мне для жизни: (Учащиеся отвечают, выбирая начало фразы с доски.)
8. Домашнее задание (3 мин) Цель: сообщить учащимся о домашнем задании и разъяснить методику его выполнения. §21, упр. 207( Записи в дневниках.)
9. Выставление оценок за урок в дневники и журнал ( 3 мин.)
Ребята я хочу сказать, что вы молодцы!
Мы вместе успели за урок очень много.
Спасибо за урок!