СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Профессионализмы" 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Профессионализмы" 6 класс»

Урок русского языка по теме "Профессионализмы"

Цель урока: ознакомить с лексикой ограниченного употребления, в частности – с профессионализмами.

Задачи:

Деятельностная - создать условия для актуализации познавательной деятельности учащихся с помощью технологий проблемного обучения и исследовательской деятельности.

Предметно-дидактическая - познакомить с понятием профессионализмы, развивать навыки работы с толковыми словарями, обогащать речь.

Личностные - уважительное отношение к родному языку, формирование достаточного объёма словарного запаса, формирование способности самооценки на основе наблюдений за собственной речью.

Метапредметные - применение приобретённых знаний , умений и навыков в повседневной речи, коммуникативное взаимодействие с окружающими людьми в процессе общения.

Коммуникативные- договариваться, приходить к общему решению, строить логическое рассуждение, умение соотносить цели и

результат, развивать положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению курса русского языка.

Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с этим строить устный ответ.

Предполагаемые результаты обучения:

Предметные - знание понятия профессионализмы.

Метапредметные - наблюдают, размышляют, делают выводы об употреблениях профессионализмов.

Личностные - управляют своей познавательной деятельностью, формируют культуру общения, развивают мотивацию к аналитической деятельности.

Тип урока: изучения нового материала.

Методы обучения: эвристическая беседа, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач.

Средства обучения: учебники, дидактические материалы, демонстрационные материалы.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.). Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и приготовить учащихся к предстоящему занятию. Приветствие и отметка отсутствующих.

2. Актуализация и проверка знаний учащихся.( 5 мин.)

Проверка наличия домашнего задания. Разбор задания, которое вызвало затруднение при выполнение д/з.

Цель: обобщить знания учащихся по теме «Общеупотребительные и не общеупотребительные слова» и проверить правильность и осознанность приобретенных ранее знаний, мотивировать силы учащихся.

- На прошлом уроке мы говорили об общеупотребительных словах и

Не общеупотребительных.

- Что же это за группа слов?

-Каковы особенности этой группы слов? (Ответы учащихся)

3. Определение темы и целей урока (5 мин). Цель: получить знание о профессиональных словах.

- «Итак, мы подошли к теме нашего урока. Какова тема нашего урока?"

Профессионализмы (Ответы учащихся. Называют тему и записывают тему урока в тетрадях.)


Какова цель урока?

Узнать об особенностях профессионализмов, научиться распознавать такие слова, объяснять их значение. ( Рассуждения учеников.)

4. Изучение нового материала (12 мин). Цель: Определить, какие слова называются профессионализмами.

Профессионализмы - слова, употребление которых свойственно людям

определённых профессий, занятий. В словарях эти слова имеют помету спец.- специальное.

Некоторые профессионализмы – официальные термины заключают в себе

переносное, метафорическое значение: зуб шестерёнки, колено трубы, плечо рычага.

Создание проблемной ситуации:

-Как вы думаете, почему слова, обозначающие части тела человека, приобрели переносное значение? (Отвечают на вопрос, пытаются решить созданную проблему)

Работа с учебником: Чтение определения и теоретического материала стр. 91-93.

Работа с учебником: Упр. 205 устно (Обсуждают поставленную задачу)

Работа с учебником: Упр. 206 письменно (Находят профессионализмы)

Работа с толковым словарём.( Учащиеся ищут профессионализмы в словаре и составляют с ними предложения.)

Занимательная лингвистика. -Интересно ли вам узнать значение слова лекало? (Рассуждения учеников. Записи в словари)

Работа с учебником и толковым словарем:

- Объясните, почему профессионализмы так называются?

-В каких стилях речи используются профессионализмы?

-Как найти профессионализмы в толковых словарях?

Учащиеся делают выводы , когда профессиональные слова необходимы, а когда можно обойтись без них? (Фронтальный вопрос. Учащиеся отвечают на поставленные проблемные вопросы)

5. Физминутка (3 мин) Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику.

6. Закрепление знаний учащихся (5 мин.)

Цель: закрепить в памяти учащихся знания, которые они приобрели в ходе теоретического изучения материала, а также при выполнении заданий.

- Давайте пофантазируем и определим профессию отца Саши и Максима по профессионализмам, которые он использует, рассказывая сыновьям о своей работе.

Если он употребляет слова:

а) фара, кабина, бампер, двигатель, переключатель скоростей, зажигание, он — ... ;

б) локомотив, рельсы, шпалы, платформа, кабина, он — ... ;

в) каюта, якорь, корма, иллюминатор, он — ... ;

г) трос, кран, блок, кирпич, мастерок, арматура, он — ... .

(Учащиеся записывают свои примеры, на основе занятости своих родителей)

7. Рефлексия (5 мин).

Цель: - подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали учащиеся - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность; - эффективность работы класса.

Рефлексия деятельности: (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы ):

- сегодня я узнал:

- было интересно:

- было трудно:

- я приобрел:

- урок дал мне для жизни: (Учащиеся отвечают, выбирая начало фразы с доски.)

8. Домашнее задание (3 мин) Цель: сообщить учащимся о домашнем задании и разъяснить методику его выполнения. §21, упр. 207( Записи в дневниках.)

9. Выставление оценок за урок в дневники и журнал ( 3 мин.)

Ребята я хочу сказать, что вы молодцы!

Мы вместе успели за урок очень много.

Спасибо за урок!