СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – проект по сказке – были « Кладовая солнца»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Совершенствовать навык анализа литературного произведения

Раскрыть метафоричность языка писателя

Показать мастерство Пришвина – писателя

Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы

Воспитывать в детях чувство доброты красоты, любви  и благодарности к природе

Просмотр содержимого документа
«Урок – проект по сказке – были « Кладовая солнца»»

Урок – проект по сказке – были « Кладовая солнца».

Цели:

Совершенствовать навык анализа литературного произведения

Раскрыть метафоричность языка писателя

Показать мастерство Пришвина – писателя

Развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы

Воспитывать в детях чувство доброты красоты, любви и благодарности к природе

Оборудование:

книги писателя, рисунки учащихся, ноутбук, компьютер, проектор, книжные издания, используемые учащимися при подготовке к уроку.

Эпиграфы:

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь , в ней есть язык.

Ф.Тютчев

Я пишу, друзья мои, о природе, сам же только о людях и думаю.

М.Пришвин

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас заключительный урок по сказке - были « Кладовая солнца». Нам с вами предстоит найти ответ на вопрос: « Что есть правда, какая она, где живёт и как её найти?», показать глубокую связь человека и природы.

Прежде чем мы с вами отправимся по дороге вместе с писателем и его героями , давайте проверим , насколько хорошо знаем произведение.



Викторина ( на знание содержания произведения). Слайд №4



2. Раскрыть метафоричность и символику произведения нам помогут ребята из группы лингвистов и литературоведов.

Посмотрим, что у них получилось.

1.Лингвисты.

Какие средства выразительности использует автор для создания образа природы какова их роль ?

Средство

Пример

Роль

Эпитеты



олицетворения



сравнения



Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами





Вывод : автор любит природу, понимает её , знает , одухотворяет. Для него она – живое существо, об этом свидетельствует употребление олицетворений, сравнения , эпитеты помогают лучше представить то, о чём пишет автор.

  1. А каков жанр произведения?

ГРУППА « ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ»

Работа с таблицей

Сказка

определение

Доказательства - примеры

Сказочные персонажи



Быль





Вывод: в произведении переплелось сказочное и реальное .А когда подходим к границе сказки, когда она входит в жизнь детей?

- Когда читаем о ели и сосне, описанным как живые существа.С первого шага от Лежачего камня, как в сказках , начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес под волшебным пером писателя превращается в сказочный, где живут ель и сосна, борясь друг с другом за существование, где разговаривают птицы и звери, где живут собака – друг человека и волк – враг человека.

Давайте вслушаемся в музыку пришвинского стиха.( Художественный пересказ эпизода « Ель и Сосна».

3.Группа « Художники». Представим зрительно нарисованный образ.

- Что вы хотели передать в своих рисунках?

- Несправедливость их судьбы, жалость к ним , сострадание, но вместо того чтобы бороться за жизнь вместе , они соперничают друг с другом. ( Вывод)

- А какое значение имеет этот эпизод для произведения? Чему учит?



4.В эту сказку попадают и наши герои, им тоже предстоит испытание. Как пройдут они его?

- К Лежачему камню шли дружные ребята. Докажите текстом.

- что случилось потом? ( Ссора детей)

- Как природа помогает понять настроение спорящих? Слайд

Отрывок « Солнце и синяя тучка».Работа со словами , передающими состояние природы: простонала, зарычала.

Вывод А: писатель подготавливает нас к предстоящим осложнениям.

А что происходит после Ссоры?

Отрывок « Тогда серая хмарь…»

- а как отреагировала природа на ссору детей?

Вывод Б: С сожалением. Природа хочет предупредить детей об ошибке, которую они совершили. Как автор относится к происходящему?

- но это не остановило героев. А какие ещё ошибки совершили они ?

5. ГРУППА МЧС ( межпредметные связи с ОБЖ)



Болото

определение

Правила поведения

Самые важные и какие нарушил





- Как природа предупреждает детей об опасности? Чему учит нас Пришвин? Показать текстом. Чтение отрывка « Ёлочки – старушки…»

Вывод: знать природу, понимать её, уважать её законы, она разговаривает с человеком. Нельзя пренебрегать её советами, надо учиться понимать её язык.

Ещё раз убеждает нас в этом и поэт Тютчев, слова которого мы взяли в качестве эпиграфа к уроку. И Пришвин и Тютчев едины: природа – живое существо, у которого есть душа, язык , если мы осознаем это, научимся её уважать , ценить её щедрость , то она подарит нам свою любовь, откроет свои бесценные кладовые.

НАСТЯ НА ПАЛЕСТИНКЕ.

- А какой увидела природу Настя? Она её не видела, так как её охватила жадность.

Группа « Биологи» Слайд « Клюква»

Клюква

Научное описание


Художественное описание

Вывод: писатель с любовью относится к природе. Она для него драгоценность.

НАСТЯ НА ПАЛЕСТИНКЕ. ( Название слайда)

Какой мы видим девочку? ( зачитать)

Забыла о том, что где – то младший брат, о еде, о том ,что она человек.

- Как автор показывает это?

Лось. Большой , а умеет обходиться малым. Настя маленькая , а ей надо всё больше, жадность изменила её ( текст)

Какой приём? ( контраст)

А на кого ещё похожа Настя и почему?( змею, ползает) .С кем ещё противопоставляет Настю ( с пнём: он собирает тепло, чтобы отдать его другим, а она собирает для себя)( текст о пеньке и его « Гостях»)

- Кто помогает Насте вновь обрести себя?( змея, пень, лось – природа)

Вывод: природа помогла остаться человеком. Какой благородный, искупающий вину поступок потом совершит Настя? ( отдаст клюкву в детдом, а ведь у неё тоже нет родителей!)

- А кто помогает Митраше и почему?

Травка , потому что увидела в мальчике хозяина – Антипыча, которого она любила и без которого потеряла смысл жизни,. Доказываем т текстом

Группа кинологов

Сообщение о гончих собаках

- Подведём итоги.

- Кто помог детям пройти испытания? ( Природа)

- Почему о Митраше сказали : « Был мужичок, да сплыл…кто смел, тот и съел: не мужичок , а герой?»

( стал мужчиной , совершив взрослый поступок: нашёл силы спастись из болота, застрелил волка)

- А что помогло детям осознать ошибки? ( природа).Как понимаем слова: « Это правда и есть правда суровой борьбы людей за любовь?»

- Какие выводы сделали?

Итоги урока. По выбору: нарисовать иллюстрацию к произведению, обосновать выбор эпизода, написать небольшое сочинение – рассуждение на тему « О чём меня заставило задуматься произведение писателя?»





Домашнее задание на выбор: ответить письменно на вопрос « О чём меня заставило задуматься произведение Пришвина?», написать письмо другу, в котором вы расскажете ему о книге М. Пришвина « Кладовая Солнца» или нарисовать обложку к книге, обосновав выбранный вами рисунок.