СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - проект "Средства массовой информации"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект посвящён изучению средств массовой информации как ключевому ресурсу информационного общества. Изучая СМИ, анализируются публицистические статьи, направления  стандартизованности и экспрессивности, учащиеся сопоставят полученные знания и проследят, какую роль играет в обществе СМИ на развитие   коммуникации.

Просмотр содержимого документа
«Урок - проект "Средства массовой информации"»

УРОК - ПРОЕКТ ЯЗЫК – ОСОБЫЙ ВИД  СОЦИАЛЬН0- ИНФОРМАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ

УРОК - ПРОЕКТ

ЯЗЫК – ОСОБЫЙ ВИД СОЦИАЛЬН0- ИНФОРМАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ

ТЕМА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА «СМИ – КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.  ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ»

ТЕМА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

  • «СМИ – КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.
  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ»
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС ПОЧЕМУ СМИ НАЗЫВАЮТ  «ЧЕТВЁРТОЙ ВЛАСТЬЮ» ?

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС

  • ПОЧЕМУ СМИ НАЗЫВАЮТ «ЧЕТВЁРТОЙ ВЛАСТЬЮ» ?
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  РУССКИЙ ЯЗЫК  ИНФОРМАТИКА

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

  • ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
  • РУССКИЙ ЯЗЫК
  • ИНФОРМАТИКА
АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА: Проект посвящён изучению средств массовой информации как ключевому ресурсу информационного общества.  Изучая СМИ, анализируются публицистические статьи, направления стандартизованности и экспрессивности;  учащиеся сопоставят полученные знания и проследят, какую роль играет в обществе СМИ на развитие коммуникации.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА:

  • Проект посвящён изучению средств массовой информации как ключевому ресурсу информационного общества.
  • Изучая СМИ, анализируются публицистические статьи, направления стандартизованности и экспрессивности;
  • учащиеся сопоставят полученные знания и проследят, какую роль играет в обществе СМИ на развитие коммуникации.
Информационные ресурсы: литературные (книги, газетные публикации и т.п.); словари, справочники, CD-ROM «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007»  ( 3 CD) , www . researcher . ru .  Интернет – портал по исследовательской работе школьников; дидактические материалы; критерии оценивания

Информационные ресурсы:

  • литературные (книги, газетные публикации и т.п.);
  • словари, справочники, CD-ROM «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007»

( 3 CD) , www . researcher . ru . Интернет – портал по исследовательской работе школьников;

  • дидактические материалы;
  • критерии оценивания
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: формирование компетентности в сфере самостоятельной  познавательной деятельности; критического мышления; приобретение навыков работы в группе и самостоятельной работы с большим объёмом информации; умение увидеть проблему и наметить пути её решения.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

  • формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • критического мышления;
  • приобретение навыков работы в группе и самостоятельной работы с большим объёмом информации;
  • умение увидеть проблему и наметить пути её решения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: расширить представление о средствах массовой информации, о классификации изданий на качественную и массовую; совершенствовать основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо; показать языковые особенности средств массовой информации; рассмотреть массовую коммуникацию как тип дискурса (особый тип коммуникации)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

  • расширить представление о средствах массовой информации, о классификации изданий на качественную и массовую;
  • совершенствовать основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо;
  • показать языковые особенности средств массовой информации;
  • рассмотреть массовую коммуникацию как тип дискурса (особый тип коммуникации)

ГИПОТЕЗА Влияние СМИ на взгляды и поведения людей достаточно очевидны, особенно во время проведения массовых социально-политических акций. СМИ отводится чрезвычайное место «четвёртой власти». На газетном материале публицистического стиля можно проследить за ходом исторических событий не только за большой промежуток времени, но и за сравнительно короткий.

ГИПОТЕЗА

  • Влияние СМИ на взгляды и поведения людей достаточно очевидны, особенно во время проведения массовых социально-политических акций. СМИ отводится чрезвычайное место «четвёртой власти».
  • На газетном материале публицистического стиля можно проследить за ходом исторических событий не только за большой промежуток времени, но и за сравнительно короткий.
«Мозговой штурм» (формирование тем исследований учащихся) – первый урок; формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – первый урок; выбор творческого названия проекта – первый урок;
  • «Мозговой штурм» (формирование тем исследований учащихся) – первый урок;
  • формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем – первый урок;
  • выбор творческого названия проекта – первый урок;
обсуждение плана работы – второй урок;  обсуждение возможных источников информации – второй урок;
  • обсуждение плана работы – второй урок;
  • обсуждение возможных источников информации – второй урок;
самостоятельная работа – третий урок;  творческая защита полученных результатов – четвёртый урок
  • самостоятельная работа – третий урок;
  • творческая защита полученных результатов – четвёртый урок
СИЛУ СЛОВА СРАВНИВАЮТ  С ОРУЖИЕМ  Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (В. Маяковский) Перо могущественнее, чем меч. (Гуманисты XYI – XYII веков) Средства массовой информации сильнее атомной бомбы. (Зарубежные социологи)

СИЛУ СЛОВА СРАВНИВАЮТ С ОРУЖИЕМ

  • Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо. (В. Маяковский)
  • Перо могущественнее, чем меч. (Гуманисты XYI – XYII веков)
  • Средства массовой информации сильнее атомной бомбы. (Зарубежные социологи)

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: телевидение; радио; печатные  (газеты, журналы) издания; электронные  (Интернет) издания

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ:

  • телевидение;
  • радио;
  • печатные

(газеты, журналы) издания;

  • электронные

(Интернет) издания

ВИДЫ СМИ : визуальные  (периодическая печать); аудиальные  (радио); аудиовизуальные  (телевидение)

ВИДЫ СМИ :

  • визуальные

(периодическая печать);

  • аудиальные

(радио);

  • аудиовизуальные

(телевидение)

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СМИ : информационная; комментарийно-оценочная; познавательно-просветительская; функция воздействия; развлекательная

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СМИ :

  • информационная;
  • комментарийно-оценочная;
  • познавательно-просветительская;
  • функция воздействия;
  • развлекательная
 ВЫВОДЫ: Актуальность данного исследования заключается в определении качества изданий.  Предметом исследования является публицистический стиль, отражённый в газетных статьях.

ВЫВОДЫ:

  • Актуальность данного исследования заключается в определении качества изданий.
  • Предметом исследования является публицистический стиль, отражённый в газетных статьях.
Изучение практического материала СМИ должны давать властям «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу политики самого правительства. СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать её достоянием гласности.

Изучение практического материала

  • СМИ должны давать властям «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу политики самого правительства.
  • СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать её достоянием гласности.
ГРУППА № 1 ИНФОРМАЦИЯ.  КОММУНИКАЦИЯ.  ГАЗЕТА.  ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР:  «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»

ГРУППА № 1

  • ИНФОРМАЦИЯ.
  • КОММУНИКАЦИЯ.
  • ГАЗЕТА.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЗОР: «РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»

ВЫВОДЫ: Большое внимание к языку газеты обусловлено важной ролью средств массовой информации в современном обществе. СМИ воздействуют на развитие экономики, науки, культуры, на всю общественную жизнь.

ВЫВОДЫ:

  • Большое внимание к языку газеты обусловлено важной ролью средств массовой информации в современном обществе.
  • СМИ воздействуют на развитие экономики, науки, культуры, на всю общественную жизнь.
ГРУППА № 4 « СРЕДСТВА МАССОВОЙ  ИНФОРМАЦИИ  В МОЕЙ ЖИЗНИ»   / ВИДЕО-РОЛИК /

ГРУППА № 4

« СРЕДСТВА МАССОВОЙ

ИНФОРМАЦИИ В МОЕЙ ЖИЗНИ»

/ ВИДЕО-РОЛИК /

ГРУППА № 3  КАК ВЛИЯЮТ СРЕДСТВА  МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ  НА НАСЕЛЕНИЕ?   / ПРЕЗЕНТАЦИЯ /

ГРУППА № 3

КАК ВЛИЯЮТ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА НАСЕЛЕНИЕ?

/ ПРЕЗЕНТАЦИЯ /

ГРУППА № 2  ЧТО ЖЕ ЧИТАЮТ  ВАШИ СВЕРСТНИКИ?    / ИНФОРМАЦИОННЫЙ  БУКЛЕТ /

ГРУППА № 2

ЧТО ЖЕ ЧИТАЮТ ВАШИ СВЕРСТНИКИ?

/ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУКЛЕТ /

 СРЕДСТВА  МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ  И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ  ГРАЖДАН   / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ  ОПРОС /

СРЕДСТВА

МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

И СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

ГРАЖДАН

/ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ

ОПРОС /

ГРУППА № 3 « ВЫБОРЫ – 2007»    / АНОНС /

ГРУППА № 3

« ВЫБОРЫ – 2007»

/ АНОНС /

ГРУППА № 4 ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ  ИЗ ЖИЗНИ ШКОЛЫ   /ИНФОРМАЦИОННАЯ  ЗАМЕТКА /

ГРУППА № 4

ВАЖНОЕ СОБЫТИЕ

ИЗ ЖИЗНИ ШКОЛЫ

/ИНФОРМАЦИОННАЯ

ЗАМЕТКА /

ВЫВОДЫ: Современная публицистическая речь наиболее полно реализует себя на страницах газет.  Она является первым письменным источником, который отражает общеязыковые тенденции.

ВЫВОДЫ:

  • Современная публицистическая речь наиболее полно реализует себя на страницах газет.
  • Она является первым письменным источником, который отражает общеязыковые тенденции.
ЖАНРОВЫЕ ГРУППЫ ПУБЛИЦИСТИКИ : ИНФОРМАЦИОННЫЕ; ИНФОРМАЦИОННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ; ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ; ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ; РЕКЛАМНЫЕ; ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ; РАЗГОВОРНЫЕ; ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВЫЕ; РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ

ЖАНРОВЫЕ ГРУППЫ ПУБЛИЦИСТИКИ :

  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ;
  • ИНФОРМАЦИОННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ;
  • ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ;
  • ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ;
  • РЕКЛАМНЫЕ;
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ;
  • РАЗГОВОРНЫЕ;
  • ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВЫЕ;
  • РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ
 Я З Ы К Г А З Е Т Ы  ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ  НОВОСТНОЙ ГАЗЕТНОЙ СТАТЬИ  («РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА», № 261 за 15 - 21 ноября 2007 года,  с. 2 )  / АНАЛИТИЧЕСКАЯ  СПРАВКА /

Я З Ы К Г А З Е Т Ы

  • ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОВОСТНОЙ ГАЗЕТНОЙ СТАТЬИ

(«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА»,

261 за 15 - 21 ноября 2007 года,

с. 2 )

/ АНАЛИТИЧЕСКАЯ

СПРАВКА /

ВЫВОДЫ: язык газеты относится к публицистическому стилю, главными отличительными признаками которого являются «чередования экспрессии и стандарта»;  газеты на своих полосах отражают политическое содержание, политическую окраску и выбор языковых средств;  социальная оценочность – важнейший принцип языка публицистики, коммуникативная значимость газетно-публицистического стиля.

ВЫВОДЫ:

  • язык газеты относится к публицистическому стилю, главными отличительными признаками которого являются «чередования экспрессии и стандарта»;
  • газеты на своих полосах отражают политическое содержание, политическую окраску и выбор языковых средств;
  • социальная оценочность – важнейший принцип языка публицистики, коммуникативная значимость газетно-публицистического стиля.
ФУНКЦИЯ СМИ –  ФУНКЦИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ   «ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ  ЭТО ИНТЕРЕСНО!»   / РЕКЛАМА /

ФУНКЦИЯ СМИ –

ФУНКЦИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ

«ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ЭТО ИНТЕРЕСНО!»

/ РЕКЛАМА /

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС :  ПОЧЕМУ СМИ НАЗЫВАЮТ  «ЧЕТВЁРТОЙ ВЛАСТЬЮ»?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС :

  • ПОЧЕМУ СМИ НАЗЫВАЮТ

«ЧЕТВЁРТОЙ ВЛАСТЬЮ»?

 ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: влияние СМИ на взгляды и поведения людей достаточно очевидны, особенно во время проведения массовых социально-политических акций; СМИ отводится чрезвычайное место «четвёртой власти», призванной охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх официальных властей (исполнительной, законодательной, судебной);

ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • влияние СМИ на взгляды и поведения людей достаточно очевидны, особенно во время проведения массовых социально-политических акций;
  • СМИ отводится чрезвычайное место «четвёртой власти», призванной охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх официальных властей (исполнительной, законодательной, судебной);
ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: все позитивные и негативные процессы, происходящие в обществе, находят прямое отражение в средствах массовой информации через язык газет;  на газетном материале публицистиче-  ского стиля можно проследить за ходом исторических событий не только за большой промежуток времени, но и за сравнительно короткий;

ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • все позитивные и негативные процессы, происходящие в обществе, находят прямое отражение в средствах массовой информации через язык газет;
  • на газетном материале публицистиче-

ского стиля можно проследить за ходом исторических событий не только за большой промежуток времени, но и за сравнительно короткий;

ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: через сферу СМИ происходит обновление языка социума; оценочность – главная отличительная черта газет публицистического стиля; язык газет – неисчерпаемый источник идей, к которым будет прикован взгляд исследователя.

ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • через сферу СМИ происходит обновление языка социума;
  • оценочность – главная отличительная черта газет публицистического стиля;
  • язык газет – неисчерпаемый источник идей, к которым будет прикован взгляд исследователя.
СОЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ  «ТРИУМФ» СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ – ЭТО КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

СОЗДАНИЕ ГАЗЕТЫ «ТРИУМФ»

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ЭТО КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА