(УМК «Школа России», авт. А.А. Плешаков)
Урок подготовлен учителем начальных классов высшей кв.категории Якушонок И.В.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).
- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;
- работать со справочной литературой и находить нужные сведения о зимующих птицах.
Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.
Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная, работа в парах.
4) Атлас-определитель А.А. Плешаков
5) Пустые коробки из-под молока.
6) Ножницы, нитки, карандаш.
7) Корм для показа.
конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Организационный момент Минутка календаря погоды. 3. Определение темы и задачи урока. Постановка цели и задач | – Дорогие ребята. Мы начинаем наш урок ОМ. Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык. Глазки ваши не просто смотрят, они видят и всё замечают. Ушки ваши не просто слушают, они всё слышат и улавливают. Головка думает, а язычки говорят. Не допускайте, чтобы язык забегал вперёд ума. – Как вы понимаете эти выражения? (Высказывания детей) - Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, хитрым, чтобы надо было подумать. - А чтобы у нас получился такой урок, какими мы должны быть? (Внимательными, думающими, добрыми, дисциплинированными) Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет нам всем радость общения друг с другом, что-то новое и интересное. – Ребята, проведем минутку календаря погоды. Прочитайте опорные слова в таблице и дайте характеристику погодных условий сегодня. (Дети используют опорные слова таблицы и рассказывают, какая сегодня погода).
– Сегодня день……недели… , погода сейчас… , месяц…, год У. - Некоторые ребята очень внимательны и наблюдательны. Молодцы! Сегодня на уроке мы тоже будем наблюдать, сравнивать, размышлять. Мы продолжим знакомство с пернатыми друзьями, которые встречаются в природе нашего края. Повторим все, что нам известно о «Братьях наших меньших - пернатых» Кто это? Птицы. Так кто же такие птицы? (Животные, тело которых покрыто перьями) ОМ 1 ч. стр. 36-37. Вспомним какие бывают птицы и почему им необходима помощь человека. - Кто такие «Братья наши меньшие» и как мы можем им помочь зимой? - Это птицы и другие животные. По мнению орнитологов наибольшую опасность для зимующих птиц представляет не холод, а недостаток пищи. Поэтому особое значение имеют такие меры, как развешивание кормушек, подкормка птиц. Так кто же, как не мы, позаботимся о братьях наших меньших – о зимующих птицах. Постановка цели и задач - Определите главную цель урока: Должны выяснить (уточнить, определить, понять), как мы можем помочь птицам зимой. - Что для этого вы должны знать? (Какие птицы живут у нас зимой, как им живётся в зимнее время года, что они едят, как лучше кормить птиц)
У. – Сегодня на уроке нас ждёт.
План урока: 1. Минутка календаря погоды. 2. Сообщение темы и задач урок. 3. Загадки и отгадки зашифрованных птиц. 5. Работа с учебником. 6. Деление на команды : кочующие и оседлые. 7. Сообщение юных орнитологов. 8. Работа с тетрадью. 9. Игры и физминутки. 10. Тест.
| Слушают учителя - Не выкрикивать, поднимать руку для ответа. | Регулятивные УУД: - организация своего рабочего места Личностные УУД: - формировать интерес к изучению родной природы; - повышать уровень мотивации учебной деятельности. |
4. Актуализация знаний и постановка проблемы
| - Читает стихотворение ребенок: Морозы жесткие в этом году… Тревожно за яблоньку в нашем саду. Тревожно за Жучку - в её конуре Такой же морозище, как на дворе. Но больше всего беспокойно за птиц, За наших воробышков, галок, синиц: Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким? Поможем! Их надо кормить, и тогда Им будет легко пережить холода. - О чем стихотворение? Правила поведения в лесу. Стих. - Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой? -Кому трудно зимой в стихотворении? Давайте познакомимся с птицами, которые осенью никуда не улетают, зимуют в наших краях. Зимующие птицы - те, которые зимой не улетают на юг. У них с осени образуются толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод. Эту группу составляют все оседлые и прикочевавшие в данную местность на зимовку. Зимующие птицы делятся на 2 вида: Кочующие птицы - птицы, живущие на далёком севере , и они ежегодно кочуют в пределах определённый области, не улетают в страны с тёплым климатом (белые совы, клесты, снегири, гусь-гуменник). Оседлые птицы - птицы, которые круглый год живут в одной местности и не улетают на зимовку, так как могут найти корм в холодное время (голуби, воробьи, сороки, галки, дятлы, тетерева). (Слайд 6.) - Птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться. И это понятно. Но не нужно думать, что в лесу их вовсе не остается. Загляните в лес птиц там немало. Вон под деревом мелкие крестики крошечных птичьих следов. Три пальца вперед и один назад. А по бокам две тонкие линии. Здесь черкнула птичка крыльями, когда взлетела. Вон там, на березе, пара птичек: они прицепились к висящим веточкам, одна даже вниз головой. Бойко перескакивают они с одного сучка на другой в поисках пищи. Желтогрудая, маленькая птичка с белыми щечками и зеленоватой спинкой. Это синичка. . Физкультминутка. -А теперь проверим, какие вы внимательные. Если я ошибусь, вы должны встать и помахать руками, как птички крыльями. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи. Белки и ежи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки, Даже совы –сплюшки, Лебеди и утки. И спасибо шутке! | Слушание и осмысление стихотворения - О птицах и о том, как им трудно выжить зимой. Зима холодная, морозная. Бывают вьюги и метели. Зиму трудно пережить птицам и зверям. | Познавательные УУД: -общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы, - логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта). |
5. Подготовка к активному восприятию и усвоению материала | КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ? НИЦАСИ - __________________________ БЕЙРОВО - ____________________________ КАРОСО - ____________________________ НАВОРО - ____________________________ ЗЕНЬПОЛПО - ________________________ СЛЁКТ - ____________________________ ЛУБЬГО- _____________________________________ ГИРЬСНЕ- __________________________ КАЙСО - ____________________________ ЖИЧ - __________________________ ИСТЕЛЬСВИР- ________________ ВАСО - _______________________ СЯНОВКА - ___________________ ЛИКБЯЗ - _____________________ ДЗОРД - ________________________ (синица, воробей, сорока, ворона, поползень, клест) - Сформулируйте тему урока (Тема:«Как помочь птицам зимой») (слайд 3.) - Ребята, что общего у всех этих птиц? - Для чего нам нужны птицы? - Поставьте цели урока. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ 
ПЕРЕЛЁТНЫЕ Вот такое необычное поведение. А ещё существуют народные приметы, связанные с поведением птиц. (Учитель проговаривает) Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель. В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер. Вороны прячут клюв под крыло – к холодам. Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло. Синички с утра пищат – значит будет мороз. - Отгадайте загадки и вы узнаете тему нашего урока. Серый маленький комочек: Чик-чирик - замерз он очень! Солнце, выгляни скорей! Кто тепла ждет?
И зимой ей не сидится: Над моим окном кружится, Хлебных крошек и пшеницы Просит к завтраку... Кто зимой средь хвойных веток В феврале выводит деток? Необычный клюв - крестом, Птичку ту зовут... Любо-дорого взглянуть, Птичка - красненькая грудь! Дом родной ее Сибирь, Как зовут ее? - Где вы видели этих птиц? - Как вы думайте, а легко этим птицам зимой? - Ребята, о чем пойдет речь на уроке? - Откройте учебник на стр.74. и прочитайте тему нашего урока. - А как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? - Для того чтобы помочь птицам, мы должны потрудится и выполнить для них кормушки. | - Воробей. Слайд 2 - Синица. Слайд 3 Клестом. Слайд 4 - Снегирь. Слайд 5 - Около дома. - На остановке. - В парке, саду - Птицам трудно. Им холодно и голодно - О птицах зимой. Ответы детей. Слайд 6 - Будем учиться помогать птицам. | Личностные УУД: - повышать уровень мотивации учебной деятельности. Коммуникативные УУД: - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные УУД: - проявление интереса к новому учебному материалу. Регулятивные УУД: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. |
6.Изучение нового материала. | - Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой в наших краях? - А где остальные птицы? - Рассмотрите изображение птиц в учебнике на стр. 74. - Каких птиц вы видите? - Давайте попробуем узнать об этих птицах в «Атласе-определителе» стр. 177. Найдите, что рассказывается о воробье. Стр. 181 Прочитайте о клестах, поползне. В зимний день среди ветвей Стол накрыт для гостей. Дощечка новая, Для птиц столовая, Зовет обедать, Крошек отведать. Что это? - Ребята, скажите, пожалуйста, а зачем нам нужно кормить птичек зимой? Ведь они сами умеют находить себе корм. - Верно. В народе говорят: «Птица не от холода, а от голода погибает». Поэтому птичек человек зимой подкармливает. | Ответы детей. -Улетели в теплые края. - Это снегирь, свиристель, синичка, воробей и поползень. Текст читают хорошо читающие дети. - Это кормушка для птиц. Слайд 7 -8 - Зимой все заметает снегом и птицам трудно становится найти для себя корм. | Познавательные УУД: - перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; - наблюдать и делать выводы; - дополнение и расширение имеющихся знаний; - знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц; Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций; |
7. Физкульминутка | Голодно, холодно, галки, воробьи! Голодно, голуби-гуленьки мои! Прилетайте в гости, полны у нас горсти. Клюйте, гостюйте, не пугайтесь , клюйте! Гуль- гуль-гуль! . Физ – ка : Прилетели птички Птички – невелички Смотрят к нам в окошко Просят хлеба крошку Мы крошек насыпали Птицы весело клевали | Повторяют движения за учениками – физоргами… Дети садятся за столы | Регулятивные УУД:осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий. |
8. Практическая работа | -Трудно приходится зимой птицам, поэтому нам нужно им помочь, а как это сделать? -А из чего можно сделать кормушки? Знакомство с новым - Нужно ещё правильно развесить их. (Далее учитель вместе с детьми вырабатывает правила развешивания кормушек). Правила: Вешай кормушку в том месте, где меньше дует ветер, меньше снега Вешай на такой высоте, чтобы не достала собака или кошка Нельзя кормушку прибивать к дереву, её нужно привязывать или прикручивать . Учитель читает стихотворение. Мы кормушки смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь – сосед, Будет вам зимой обед! В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краёв- Стая жадных воробьёв. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетело семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Прилетел гонец весенний- Путешественник- скворец… Вот и зимушке конец. .Игровая ситуация. - Ребята, а это что за птица? Трещала, с самого утра Пор-р-ра! Пор-р-ра. А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит…. - Сегодня с самого утра трещала сорока о том, что наступила зима и надо всем птицам собраться и решить, как перезимовать. Вот и решили зимующие птицы собраться на кормушке. - Мне бы хотелось побывать на этом собрании. А вам? Ну, тогда в путь. - А сейчас каждый из вас попробует себя в роли маленького исследователя. 2.Работа в группах «Зимующие птицы» - Рассмотрите птиц на кормушке стр.74. Прочитайте названия птиц и подготовьтесь рассказать о каждой, по каким характерным признакам их можно различать. - Каким источником можно воспользоваться? (атлас – определитель «От земли до неба») Выступления групп. - Каких птиц вы бы добавили на кормушку? Игра «Птицы на кормушке».(каждая пара детей получает картинки птиц: свиристель, воробей, синица, снегирь, поползень, сорока, дятел, дрозд, щегол, ворона) - Посмотрите, какая у меня есть кормушка. (На доске прикреплена кормушка).Но птичек нет. А птички у вас на партах. -Как вы думаете, какое задание вы должны выполнить? (узнать птицу и раскрасить) Кто выполнил работу, сажает своих птичек на кормушку. - Какие птицы прилетели на нашу кормушку. - А как вы думаете, о чём разговаривают птицы зимой? Давайте перенесёмся в зимний лес и послушаем их голоса. (Включается аудизапись) - Что выражают птичьи голоса? (тревогу, веселое пение, радость, беспокойство, зов о помощи). - Почему вы так думаете? Объясните. ВЫВОД: Птицам холодно и голодно зимой. - Конечно, зимующие птицы могут сами найти себе корм, но будет лучше, если вы им поможете и сделаете для них кормушки. Главное, чтобы корм в ней был всегда, и не засыпан снегом. Воробьи – крошки хлеба, крупа, семена. Синицы – кусочки не соленного сала, мясо, творог. Дятлы – кедровые орешки, арбузные семечки, дынные семечки Поползни – кедровые орешки, арбузные и дынные семечки Просо и пшено – чижи, щеглы, свиристели, овсянки. Овес и овсяная крупа – любят воробьи, чечетки, синицы. Подсолнечник – лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.
Составить «Меню для птичьей столовой». -Что такое меню? (листок с перечнем блюд в столовой) -Из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для их здоровья. 1. Рябина. 2. Семечки. 3. Ржаной хлеб. 4. Белый хлеб 5. Конфеты 6. Пшено 7. Зерно 8. Сало соленое 9. Кусочки сырого мяса
| -Выполнить кормушки. - Определение учащимися материалов, из которых выполнены кормушки. - Карандашом наметим «окошечко». Выполняют работу по схеме в тетради. Дети выставляют свои кормушки на столик. | Познавательные УУД: - чтение и слушание; - умение извлекать нужную информацию; - дополнение и расширение имеющихся знаний |
9. Продолжение изучение нового материала. | - Наши кормушки готовы. А чем же мы будем кормить птичек? - А вот давай-ка послушаем. Сценка. Сорока: Тра-та-та-та! Что я видела, что слышала, ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут. Привередничают и капризничают! Щегол: Семечки в столовой не давленые. Клюв вывихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке. Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера не раскопаю! Хоть бы навес сделали, что ли! Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывесить не соленое, у нас от соленного животы болят. Ворона: Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушки без бортиков у того ветер у него в голове! Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, где арбузные и дынные семечки? -Успокойтесь птицы! Все будет в порядке. -Как видите ребята, мало сделать кормушку нужно в неё еще правильно насыпать корм. -Прочитайте на стр. 75, чем можно кормить птиц. | Ответы детей. Выходят в «шапочках» птиц для инсценировки. Ответы детей. Слайд 9 Читают текст. | Познавательные УУД: - отбирать информацию. Коммуникативные УУД: -аргументировать свою позицию; - участвовать в диалоге на уроке Предметные: - получат возможность научиться оказывать помощь зимующим птицам (изготавливать кормушки); обобщать жизненные наблюдения.
Личностные УУД: - осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам. |
10. Обобщение полученных знаний. | - А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Да - нет», благодаря которой мы посмотрим, как вы поняли тему сегодняшнего урока. Я читаю вопрос, а вы поднимаете руку, если согласны, если нет – сидим без движения. 1. Зимой в наших краях можно встретить воробья, синицу, дятла, снегиря, поползня . Так ли это? (+) 2. Ласточка, соловей и скворец – могут прилететь к нашей кормушке? (-) 3. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+) 4. Вы согласны, что синичка любит несолёное сало? (+) 5. Верно ли, что птицы зимой погибают от холода? (-) - Кто допустил ошибки? Кто ответил на все вопросы правильно? Молодцы! Справились с этим заданием. | | Регулятивные УУД: - применять для решения логические действия анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений и выводов. |
11. Рефлексия. | - Вот и подошёл к концу наш урок. - Как бы вы оценили свою работу на уроке? - Поднимите сигнальные карточки. Покормите птиц зимой». Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их – Не счесть, видеть тяжело! А ведь в нашем сердце есть И для них тепло Разве можно забывать: Улететь могли А остались зимовать Заодно с людьми… Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. А.Яшин - Об этом мы должны помнить всегда! | Оценивают свою работу. | Регулятивные УУД: - прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы. |
12. Домашнее задание. | - поблагодарите взрослых, кто помогал вам мастерить кормушку. Не забывайте регулярно добавлять корм в кормушки и нарисуйте, кто посещает вашу птичью столову. | | |
13. Итог урока. | - Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке? - Что показалось вам наиболее интересным? - С каким настроением вы заканчиваете урок? - Поднимите свои карточки настроениия. - Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников. Обобщение: - Понравилось вам на уроке? - Что нового для себя узнали? Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
Приучите птиц в мороз К вашему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну! Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги. -Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке? -Удалось ли нам её достичь? -Что нового узнали? -Чему научились? - Теперь я знаю, что …. - Я понял, что ……… - Я буду ….. -Удалось ли вам сохранить хорошее настроение? Кому удалось сохранить хорошее настроение, покажите птичку, а кому не удалось, то положите ее на парту Спасибо за урок! | Слайд 10 | Личностные УУД: - понимают значение знаний для человека и принимают его. |