СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок - путешествие

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок - путешествие»



Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Содружество» г.о. Спасск - Дальний Приморский край





Разработка урока по литературе на дидактической основе

(урок путешествие-исследование)




Человек в окружающем мире ( по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»)


(6 класс под редакцией Г.С.Меркина )




Харченко Л. Д.

учитель русского языка и литературы







Цель: развитие вдумчивого чтения, правильно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, раскрытие замысла писателя – показать единство человека и природы.


Задачи:

1) Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе;

  2) Развивать умение анализировать текст, мотивировать свои суждения.

  3) Подвести к осознанию того, как важно быть внимательным друг к другу и окружающему миру, стремиться понять других.

4). Сформировать навыки работы с художественным текстом;

5).Работать над формированием навыков беглого чтения, исследовательскими навыками.


Оборудование: портрет М.Пришвина, выставка книг М.Пришвина, карточки с заданием, листы, цв. карандаши, фломастеры, слайды
















План-конспект урока на дидактической основе.




Этап урока

время

Деятельность учителя

!.












Орг.момент












2

Организует осмысление практической значимости урока детьми.

Определяет готовность учащиеся к уроку, организует их внимание, озвучивает тему и цель урока.


Тема урока « Человек в окружающем мире. «Что есть правда» ( анализ сказки-были М.М.Пришвина « Кладовая солнца»).


Слайд 1


-Сегодня ребята у нас необычный урок. На уроке мы проведём исследование. Мы будем идти по следу героев и извлекать полезные сведения для себя. Вы будете правильно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать.


-С чего начнём? Пожалуй, с наблюдений.

Работать вы будете в группах. Каждая группа получила заранее своё задание. Сейчас мы посмотрим, как вы справились с ним. Все сели по группам за парты.


II


Мотивация



Слово учителя.

Пришвин не только прекрасно знает природу, подмечает малейшие изменения, происходящие вокруг, но бережно и тепло относится к увиденному, стараясь передать то ощущение счастья, радости жизни, которое может и должен испытывать человек, являясь хозяином неиссякаемых природных богатств, этого «мира тончайшей и светлой поэзии». Пришвин так любит родную землю и так умеет рассказать о ней, что читатель, обогащаясь красотой, раскрытой писателем, сам начинает замечать то, мимо чего проходил равнодушно.


Слайд 2.

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя  М. М. Пришвина»,— писал Паустовский.


Важно, чтобы Читатели поняли, что природа у Пришвина не только предмет любования. Пойдём по следу главных героев и будем извлекать полезные сведения для себя.

- Что нам помогает не заблудиться в лесу? ( различные приметы)


Итак, природа в сказке-были не фон, а действующее лицо, герой произведения. Давайте посмотрим, как проявляет она себя по отношению к людям, чем помогает, а чем, может быть, вредит им. Для этого вместе с Настей и Митрашей отправимся в лес за кисло-сладкой ягодой клюквой. А увидеть апрельский лес нам поможет музыка П.И.Чайковского, иллюстрации, а также художественное описание природы М.Пришвина. (Звучит пьеса «Апрель», на фоне музыки дети создают проекты)




слайд 3.

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю», — говорил Пришвин.


Писатель вел за собой читателя в мир природы, чтобы приблизить ее к человеку, сделать более понятной, вызвать тяготение к прекрасному в жизни. Особенность пейзажа именно в том и состоит, что писатель не только изображает новое, подмеченное им в природе, но через явления природы, через изображение отношения человека к природе стремится передать переживания и размышления человека, раскрыть взаимоотношения между людьми, пробудить в человеке желание быть лучше.

Человек — совершенство природы, ее высшее творение, и он должен быть достойным той высоты, которую занимает, — такова основная мысль писателя, воспитывающего своими произведениями любовь к человеку и окружающей его природе.

III

Организация восприятия и усвоение нового материала

5

Организует и направляет к цели познавательную деятельность учащегося.

1 группа рассказывает о М.Пришвине (презентация)

2 группа- выставка творчества М.Пришвина

Слайд 4


3 группа

Слайд 5

4 группа




Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились. Мы много полезного узнали.

IV

Актуализация знаний и умений учащихся

6

Организует практическую работу


Фронтальный опрос.

Вспомним содержание повести.

- Исследуем по тексту, как Пришвин относится к своим героям? ( использует уменьшительно-ласкательные суффиксы)

- Найдите сведения о родителях, о том, чему научились дети у своих родителей?

( Настя- вести хозяйство, Митраша- делать деревянную посуду, бывал на собраниях)

- Н. и М. подражают своим родителям. О чём это говорит? ( Любовь к родителям)

V

Актуализация и обогащение опыта учащихся

10

Организует самостоятельную деятельность ученика в группах.


А теперь отправимся в лес вслед за Настей и Митрашей. Исследуем причины их неприятных приключений.

Инсценирование эпизода: ссора Насти и Митраши у камня ( рассказчик, Настя, Митраша, ворон).


Итак, разговор детей положил начало конфликта и привёл к драматическим событиям.

Кто из ребят был прав? Какую роль в развитии событий играет природа? Как преодолевают испытания герои?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, вы будете рисовать маршрутную карту.

Работать будете в группах. Сейчас определите организатора группы, кто будет рисовать, кто будет представлять проект. На столах у вас лежат бумага, карандаши, карты, энциклопедии. Всё это вы можете использовать в своих работах.

Время на работу 15 минут.


Работа в группах- обсуждение:


Слайд 6

1 группа

- карта местности Насти.

- Как природа участвует в приключениях Насти?


слайд 7

2 группа

- карта местности Митраши.

- Как природа предупреждает об опасности?

( « Земля под ногами стала как гамак, подвешенный над тинистой бездной»; елочки- старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу)

Слайд 8

3группа


- нарисовать всех животных, встретивших на пути ребят.

- Сделать подписи к рисункам, цитируя из произведения.

-Как животные реагируют на появление детей в лесу?( Тетерев Косач их не замечает, « до того были тихи»; лось на палестинке видит собирающую клюкву Настю: « с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь»; « Лось её за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни»; Настя очнулась испугавшись змеи)

- Какова роль сказочных мотивов в повествовании о путешествии на болото Насти и Митраши?( Через сказочный образ автор показывает, как человек из « ползающей твари» превращается снова в человека Мир полон чудес, которые надо научиться видеть. Борьба добра и зла вечна. Она нашла отражение в сказках).


Слайд 9

4 группа

- нарисовать все ягодные места. Отметить художественные средства

( Та растёт, и её видишь: стебелёчек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листики, и у листиков сидят мелким горшком…»; « Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зелёную ниточку со многими…»)

VII

Актуализация личных впечатлений учащихся


Каждая группа высказывает своё обсуждение у доски.


Слайд 10

.

VIII

Создание творческого продукта


Защита проектов


Через 15 минут представители групп защищают свою работу.

IX

Подведение итогов урока


1

- Для чего мы сегодня на уроке использовали знания географии, биологии?


( Литература- это искусство. Писатель показывает, что важнейший смысл « правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека. В своём произведении Пришвин заставляет растения чувствовать и действовать – деревья стонут, рычат, а животных наделяет способностью мыслить и разговаривать- лось, сороки, лисички, волк рассуждают как люди. Крики птиц ( вороны, кулик, глухарь, тетерева) переводятся на человеческий язык).


- Что из приключений героев запомнилось больше?

- Какие нравственные уроки вы извлекли из пережитого героями?( Бороться с жадностью, себялюбием).

- Что послужило причиной бедствия Насти и Митраши?

- Как вы понимаете выражение: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”?

(Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная. Но только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.)

- Какая форма работы была самой интересной?

- Какие задания были для вас сложными?

- Как вы считаете, цель урока достигнута?

X

Домашнее задание к следующему уроку

1




Озвучивает домашнее задание..

Слайд 11



?


XI

Выставление оценок

1

Выставляет оценки – активным ученикам.

В заключение предлагается ответить на вопросы: как чувствовали себя на уроке? Что узнали? Какие задания были для вас сложными?

— Сначала было нелегко, но помог сосед, поддержали в группе.

— Думал, что кладовая солнца — это только то, что касается природы, но не человека. Потом понял свою ошибку, и легко стало.

— Задумался о смысле жизни.

— Я научился думать. Радуюсь этому.

— Узнал много полезного. Думаю, мне эти знания в жизни пригодятся.

— Слова-ассоциации помогают прийти к неожиданным выводам. Само собой складно получается. Это здорово!

— Мне интересно было всё.







П


риложение.

1.

2. «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя  М. М. Пришвина»,— писал К. Паустовский.



3

4.


1 группа


Создать маршрут Насти. ( от Лежачего камня).


-Изобразите всех, что или кого встретила Настя на своём пути. Над каждым объектом, персонажем подпишите словами из текста, используя художественные средства выразительности: словосочетание- и определить способ. Например: Брусника- кровяно-красная ягода (эпитет).


-Какова роль природы в приключениях Насти?

( В начале её пути и в конце пути).


2 группа


- Изобразить путь Митраши. ( От Лежачего камня).


--Изобразите всех, что или кого встретил Митраша на своём пути? Над каждым объектом, персонажем подпишите словами из текста, используя художественные средства выразительности: словосочетание- и определить способ. Например: Редкие , маленькие, корявые и заплесневелые ёлочки (эпитет).


- Как природа предупреждает об опасности?



3 группа


- Изобразить всех животных, встретивших в произведении, используя художественные средства выразительности

- Сделать подписи к рисункам, цитируя из произведения: словосочетание- и определить способ. Например, Тетерев Ткач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца (сравнение);


-Как животные реагируют на появление детей в лесу?


4 группа


-Изобразить- каков растительный мир в произведении.

-С помощью каких художественных средств выразительности этот мир изображает автор: словосочетание- и определить способ? Например, Сосна-ель- корни с малолетства сплелись( метафора)


-Для чего автор вводит человека в этот мир?







«Я ведь, друзья

только

о людях и

думаю»,


природе,

сам же

мои,

пишу о

— говорил Пришвин



« Великая любовь

человеку»,-


писал К.Паустовский


родилась из его

любви

к

Пришвина к природе





Творческое домашнее задание.



Закончить предложение:

Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть



  1. Соединяя жизнь людей и природы, М Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть добрым, потому что жестокость людей оборачивается, прежде всего, против них самих. Быть человечным по отношению к окружающим. Отзывчивость, милосердие, готовность бескорыстно прийти на помощь, понять человека и простить- вот важные качества личности.

( Ольховикова Настя).



  1. Каким должен быть человек? Люди, учёные думали много лет над этим вопросом.

Честность- главное качество человека. Понимание других людей, любовь к окружающему миру. Должна присутствовать благородность поступков.

Человек должен быть. Мир без людей не может существовать.

( Суздальцева Юля).



  1. « Кладовая солнца» М Пришвина – сказка-быль, в которой переплетаются и правда и вымысел, и легенда и жизнь. В сказке природные явления становятся действующими героями, которые помогают или мешают людям. Не единожды природа предостерегала детей от опасности. Человек в сказке выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают лес, степи, реки, поля, горы, моря. Но не каждому человеку природа открывает свои тайны. Только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться сокровищами матушки- природы.

( Гладких Эльвира)


  1. Человек должен сохранять в себе лучшие человеческие качества. В своей душе бороться с жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная. Но только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.

( Власов Рома)

 

  1. Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

( Зимина Настя)






Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я попробую…

Меня удивило..

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Моё настроение…