Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Содружество» г.о. Спасск - Дальний Приморский край
Разработка урока по литературе на дидактической основе
(урок путешествие-исследование)
Человек в окружающем мире ( по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»)
(6 класс под редакцией Г.С.Меркина )
Харченко Л. Д.
учитель русского языка и литературы
Цель: развитие вдумчивого чтения, правильно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать, раскрытие замысла писателя – показать единство человека и природы.
Задачи:
1) Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе;
2) Развивать умение анализировать текст, мотивировать свои суждения.
3) Подвести к осознанию того, как важно быть внимательным друг к другу и окружающему миру, стремиться понять других.
4). Сформировать навыки работы с художественным текстом;
5).Работать над формированием навыков беглого чтения, исследовательскими навыками.
Оборудование: портрет М.Пришвина, выставка книг М.Пришвина, карточки с заданием, листы, цв. карандаши, фломастеры, слайды
План-конспект урока на дидактической основе.
| Этап урока | время | Деятельность учителя |
!. | Орг.момент | 2 | Организует осмысление практической значимости урока детьми. Определяет готовность учащиеся к уроку, организует их внимание, озвучивает тему и цель урока. Тема урока « Человек в окружающем мире. «Что есть правда» ( анализ сказки-были М.М.Пришвина « Кладовая солнца»). Слайд 1 -Сегодня ребята у нас необычный урок. На уроке мы проведём исследование. Мы будем идти по следу героев и извлекать полезные сведения для себя. Вы будете правильно излагать свою точку зрения, убедительно её доказывать. -С чего начнём? Пожалуй, с наблюдений. Работать вы будете в группах. Каждая группа получила заранее своё задание. Сейчас мы посмотрим, как вы справились с ним. Все сели по группам за парты. |
II | Мотивация | | Слово учителя. Пришвин не только прекрасно знает природу, подмечает малейшие изменения, происходящие вокруг, но бережно и тепло относится к увиденному, стараясь передать то ощущение счастья, радости жизни, которое может и должен испытывать человек, являясь хозяином неиссякаемых природных богатств, этого «мира тончайшей и светлой поэзии». Пришвин так любит родную землю и так умеет рассказать о ней, что читатель, обогащаясь красотой, раскрытой писателем, сам начинает замечать то, мимо чего проходил равнодушно. Слайд 2. «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя М. М. Пришвина»,— писал Паустовский. Важно, чтобы Читатели поняли, что природа у Пришвина не только предмет любования. Пойдём по следу главных героев и будем извлекать полезные сведения для себя. - Что нам помогает не заблудиться в лесу? ( различные приметы) Итак, природа в сказке-были не фон, а действующее лицо, герой произведения. Давайте посмотрим, как проявляет она себя по отношению к людям, чем помогает, а чем, может быть, вредит им. Для этого вместе с Настей и Митрашей отправимся в лес за кисло-сладкой ягодой клюквой. А увидеть апрельский лес нам поможет музыка П.И.Чайковского, иллюстрации, а также художественное описание природы М.Пришвина. (Звучит пьеса «Апрель», на фоне музыки дети создают проекты) слайд 3. «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю», — говорил Пришвин. Писатель вел за собой читателя в мир природы, чтобы приблизить ее к человеку, сделать более понятной, вызвать тяготение к прекрасному в жизни. Особенность пейзажа именно в том и состоит, что писатель не только изображает новое, подмеченное им в природе, но через явления природы, через изображение отношения человека к природе стремится передать переживания и размышления человека, раскрыть взаимоотношения между людьми, пробудить в человеке желание быть лучше. Человек — совершенство природы, ее высшее творение, и он должен быть достойным той высоты, которую занимает, — такова основная мысль писателя, воспитывающего своими произведениями любовь к человеку и окружающей его природе. |
III | Организация восприятия и усвоение нового материала | 5 | Организует и направляет к цели познавательную деятельность учащегося. 1 группа рассказывает о М.Пришвине (презентация) 2 группа- выставка творчества М.Пришвина Слайд 4 3 группа Слайд 5 4 группа |
| | | Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились. Мы много полезного узнали. |
IV | Актуализация знаний и умений учащихся | 6 | Организует практическую работу Фронтальный опрос. Вспомним содержание повести. - Исследуем по тексту, как Пришвин относится к своим героям? ( использует уменьшительно-ласкательные суффиксы) - Найдите сведения о родителях, о том, чему научились дети у своих родителей? ( Настя- вести хозяйство, Митраша- делать деревянную посуду, бывал на собраниях) - Н. и М. подражают своим родителям. О чём это говорит? ( Любовь к родителям) |
V | Актуализация и обогащение опыта учащихся | 10 | Организует самостоятельную деятельность ученика в группах. А теперь отправимся в лес вслед за Настей и Митрашей. Исследуем причины их неприятных приключений. Инсценирование эпизода: ссора Насти и Митраши у камня ( рассказчик, Настя, Митраша, ворон). Итак, разговор детей положил начало конфликта и привёл к драматическим событиям. Кто из ребят был прав? Какую роль в развитии событий играет природа? Как преодолевают испытания герои? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, вы будете рисовать маршрутную карту. Работать будете в группах. Сейчас определите организатора группы, кто будет рисовать, кто будет представлять проект. На столах у вас лежат бумага, карандаши, карты, энциклопедии. Всё это вы можете использовать в своих работах. Время на работу 15 минут. Работа в группах- обсуждение: Слайд 6 1 группа - карта местности Насти. - Как природа участвует в приключениях Насти? слайд 7 2 группа - карта местности Митраши. - Как природа предупреждает об опасности? ( « Земля под ногами стала как гамак, подвешенный над тинистой бездной»; елочки- старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу) Слайд 8 3группа - нарисовать всех животных, встретивших на пути ребят. - Сделать подписи к рисункам, цитируя из произведения. -Как животные реагируют на появление детей в лесу?( Тетерев Косач их не замечает, « до того были тихи»; лось на палестинке видит собирающую клюкву Настю: « с высоты своей спокойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь»; « Лось её за человека не считает: у неё все повадки обычных зверей, на каких он смотрит равнодушно, как мы на бездушные камни»; Настя очнулась испугавшись змеи) - Какова роль сказочных мотивов в повествовании о путешествии на болото Насти и Митраши?( Через сказочный образ автор показывает, как человек из « ползающей твари» превращается снова в человека Мир полон чудес, которые надо научиться видеть. Борьба добра и зла вечна. Она нашла отражение в сказках). Слайд 9 4 группа - нарисовать все ягодные места. Отметить художественные средства ( Та растёт, и её видишь: стебелёчек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листики, и у листиков сидят мелким горшком…»; « Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зелёную ниточку со многими…») |
VII | Актуализация личных впечатлений учащихся | | Каждая группа высказывает своё обсуждение у доски. Слайд 10 . |
VIII | Создание творческого продукта | | Защита проектов Через 15 минут представители групп защищают свою работу. |
IX | Подведение итогов урока | 1 | - Для чего мы сегодня на уроке использовали знания географии, биологии? ( Литература- это искусство. Писатель показывает, что важнейший смысл « правды жизни» заключается в единстве человека и природы, в родственном, мудром отношении к ней человека. В своём произведении Пришвин заставляет растения чувствовать и действовать – деревья стонут, рычат, а животных наделяет способностью мыслить и разговаривать- лось, сороки, лисички, волк рассуждают как люди. Крики птиц ( вороны, кулик, глухарь, тетерева) переводятся на человеческий язык). - Что из приключений героев запомнилось больше? - Какие нравственные уроки вы извлекли из пережитого героями?( Бороться с жадностью, себялюбием). - Что послужило причиной бедствия Насти и Митраши? - Как вы понимаете выражение: “Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь”? (Любить по-настоящему может только тот человек, который сохраняет в себе лучшие человеческие качества. Чтобы любить, надо в своей душе бороться с дурными качествами: жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная. Но только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.) - Какая форма работы была самой интересной? - Какие задания были для вас сложными? - Как вы считаете, цель урока достигнута? |
X | Домашнее задание к следующему уроку | 1 | Озвучивает домашнее задание.. Слайд 11 ? |
XI | Выставление оценок | 1 | Выставляет оценки – активным ученикам. |
В заключение предлагается ответить на вопросы: как чувствовали себя на уроке? Что узнали? Какие задания были для вас сложными?
— Сначала было нелегко, но помог сосед, поддержали в группе.
— Думал, что кладовая солнца — это только то, что касается природы, но не человека. Потом понял свою ошибку, и легко стало.
— Задумался о смысле жизни.
— Я научился думать. Радуюсь этому.
— Узнал много полезного. Думаю, мне эти знания в жизни пригодятся.
— Слова-ассоциации помогают прийти к неожиданным выводам. Само собой складно получается. Это здорово!
— Мне интересно было всё.
П
риложение.
1.
2. «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя М. М. Пришвина»,— писал К. Паустовский.
3
4.
1 группа
Создать маршрут Насти. ( от Лежачего камня).
-Изобразите всех, что или кого встретила Настя на своём пути. Над каждым объектом, персонажем подпишите словами из текста, используя художественные средства выразительности: словосочетание- и определить способ. Например: Брусника- кровяно-красная ягода (эпитет).
-Какова роль природы в приключениях Насти?
( В начале её пути и в конце пути).
2 группа
- Изобразить путь Митраши. ( От Лежачего камня).
--Изобразите всех, что или кого встретил Митраша на своём пути? Над каждым объектом, персонажем подпишите словами из текста, используя художественные средства выразительности: словосочетание- и определить способ. Например: Редкие , маленькие, корявые и заплесневелые ёлочки (эпитет).
- Как природа предупреждает об опасности?
3 группа
- Изобразить всех животных, встретивших в произведении, используя художественные средства выразительности
- Сделать подписи к рисункам, цитируя из произведения: словосочетание- и определить способ. Например, Тетерев Ткач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца (сравнение);
-Как животные реагируют на появление детей в лесу?
4 группа
-Изобразить- каков растительный мир в произведении.
-С помощью каких художественных средств выразительности этот мир изображает автор: словосочетание- и определить способ? Например, Сосна-ель- корни с малолетства сплелись( метафора)
-Для чего автор вводит человека в этот мир?
«Я ведь, друзья | только о людях и | думаю», |
природе, сам же | мои, пишу о | — говорил Пришвин |
« Великая любовь | человеку»,- | писал К.Паустовский |
родилась из его | любви к | Пришвина к природе |
Творческое домашнее задание.
Закончить предложение:
Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть…
Соединяя жизнь людей и природы, М Пришвин выражает свою главную мысль: человек должен быть добрым, потому что жестокость людей оборачивается, прежде всего, против них самих. Быть человечным по отношению к окружающим. Отзывчивость, милосердие, готовность бескорыстно прийти на помощь, понять человека и простить- вот важные качества личности.
( Ольховикова Настя).
Каким должен быть человек? Люди, учёные думали много лет над этим вопросом.
Честность- главное качество человека. Понимание других людей, любовь к окружающему миру. Должна присутствовать благородность поступков.
Человек должен быть. Мир без людей не может существовать.
( Суздальцева Юля).
« Кладовая солнца» М Пришвина – сказка-быль, в которой переплетаются и правда и вымысел, и легенда и жизнь. В сказке природные явления становятся действующими героями, которые помогают или мешают людям. Не единожды природа предостерегала детей от опасности. Человек в сказке выступает хозяином природных богатств, благ, которыми нас одаривают лес, степи, реки, поля, горы, моря. Но не каждому человеку природа открывает свои тайны. Только щедрый, добрый и мудрый человек достоин распоряжаться сокровищами матушки- природы.
( Гладких Эльвира)
Человек должен сохранять в себе лучшие человеческие качества. В своей душе бороться с жадностью, себялюбием. Эта борьба суровая и трудная. Но только такому человеку, который победил в себе эти качества, даётся возможность любить.
( Власов Рома)
Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.
( Зимина Настя)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я попробую…
Меня удивило..
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Моё настроение…