СЦЕНАРИЙ
Урока - путешествия по музыке (2 – 3 класс)
«Разнообразие жанров русской народной песни»
«Народная песня –
зеркало жизни народа»
(выбегает Тимошка):
Здравствуйте, ребятишки!
Озорники и шалунишки!
Я – Тимошка из деревни Гармошка
В гости вас к себе зову
Сладким чаем угощу
Жду вас всех в своей избушке,
Возле леса на опушке
Чтобы вы поторопились,
Чтоб в лесу не заблудились
Посылаю карту вам,
Я ее составил сам
(учитель): Что же ждет нас впереди? Отправимся к Тимошке в гости?
(дети): ДА!
(учитель): Поскольку урок наш музыкальный, то и путешествие тоже будет музыкальным! Отправляемся в путь! А поможет нам в дороге Тимошкино письмо. Прочитаем, что же нас ждет впереди!
(вскрывает письмо)
Впереди вас ждет река,
Широка и глубока
Вы по ней плывите
Да не утоните!
(учитель): Ребята! А в какой русской народной песне напоминается о реке?
(дети): «Вдоль да по речке»
(учитель): Она народная или композиторская?
(дети): Народная!
(учитель): Почему мы сразу определяем, что она народная?
(дети): У русской песни есть отличительная черта – ее распевность
(учитель): Зачем мы учим русские народные песни?
(дети): Она может о многом рассказать – как жили наши предки, что их волновало, о чем они мечтали. Русские народные песни могут быть поучительными. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы и изучаем р.н.п
(учитель): Куда же идти дальше? Речку одолели и вперед смелее!
На пригорке деревушка
Под названьем «Веселушка»
Развеселый в ней народ
Песни русские поет
И вы запевайте,
В деревню ту шагайте,
Чтобы легче вам шагалось
В эту деревушку,
Запевайте, дети, дружно
Песню «Солдатушки»!
Эта песня народная или композиторская?
(дети): Русская народная! А еще она относится к солдатским песням
(учитель): Какие в ней есть старые слова?
(дети): сабли востры, держава
(учитель): А наше путешествие продолжается!
Слева видите гора? - Вам идти как раз туда
Под этой горой живет волк злой
Тише идите, волка не будите!
Поем ему колыбельную песенку («Котик – коток», «Ходит сон по горе»)
(колыбельная – от слова колыбель, означает приспособление для укачивания малыша)
Кто поет колыбельную? – (ответы детей)
А еще такие песни в старину назывались «баюканными», от слова баюкать, т.е. укачивать. В колыбельных песнях есть еще одна особенность – можно спеть имя того ребенка, кому поют. А еще в них есть реально существующие герои и фантастические (котик Дрема, Волчок, Сон, Бука…)
Молодцы! Волк остался спать под горой благодаря нашим колыбельным
Пол – дороги, пол – пути быстро мы смогли пройти
А сейчас мы отдохнем и опять вперед пойдем (физкультминутка – «Ой, с вечора, с полуночи»)
Наше путешествие продолжается! А в какую сторону пойдем? - в письме Тимошкином прочтем!
Справа Медведь, он любит петь,
Громко поет, пройти не дает
По секрету вам скажу:
С этим Мишкой я дружу!
Вы ему частушек много,
Он уступит вам дорогу
Очень любит Мишка частушки, И МЫ ИХ ТОЖЕ. Частушка – это короткая народная песня с юмором. Она бойкая, веселая, поется в быстром темпе. Но есть медленные – это страдания. Инструменты: баян, гармошка, балалайка
Надо спешить! Путешествие продолжается! Нам опять поможет Тимошкино письмо
А теперь наискосок через тропочку в лесок
Вот, ребята, здесь мой дом, хорошо, уютно в нем
Хочешь – прыгай, хочешь – стой, хочешь – песню даже спой!
Ребята! Мы дошли до дома, где живет Тимошка. Наше путешествие подошло к концу На каких остановках мы побывали? Что исполняли?
ВЫВОД: Народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражается не только те или иные события, но и духовная атмосфера всей его жизни. Песня помогает и в работе, и в отдыхе. Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче живется». Любите русскую песню!
ИГРА «СОБЕРИ СЛОГИ – НАЗОВИ ЖАНР»
ДАТ СКИ СОЛ Е Е ТОЧ НЫ ШУ
ДО ТРУ ВЫ Е Е ДЕБ СВА НЫ
СО ВЫ ПЛЯ Е ТУШ ЧАС КИ
РИ ЧЕС ЛИ КИЕ Е ИС РИ ТО ЧЕС КИ