2.Целеполагание.( Постановка целей урока. Определение темы) В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику. Мы познакомились с народными сказками, их особенностями на предыдущих уроках. Сегодня я предлагаю вам быть в роли сказочников. Так что же мы будем делать? ( Высказывания учащихся) Значит тема нашего урока? Чтобы сочинить волшебную сказку, какую работу мы должны проделать? ( слайд) | Формулируют тему и цели своей деятельности. |
2.Основной ( информационно –аналитический) этап. 1.Работа в группах. « Загоревал Иван – царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлебф и пошел искать жену свою, Василису Прекрасную» Задание: Прочитайте отрывок, вспомните, из какой сказки эти слова. Дайте характеристику сказки. Ответьте на вопросы: Какие особенности при чтении произведений данного жанра нужно соблюдать? Какая должна быть интонация? ( Чтение текста в манере «сказывания») Игра « Подбери слово ( эпитет)» Лес( дремучий), дуб ( могучий), море (синее ), солнце( красное), стрелы ( острые), ( каленые), ворон ( черный), сокол( ясный), 3.Работа учащихся по вопросам 1.Можно сказать, что все указанные слова – « жители» одной сказки? Почему же при назывании этих существительных эпитеты к ним возникают как бы сами собой? 2.Назовите особенности сказки. Какие признаки помогают нам доказать, что перед нами сказка? 3.Какими частями начинается и заканчивается сказка? ( Зачин, концовка) Назовите сказочных героев и дайте им характеристику. ( Кощей, Баба Яга и др. ) Что же такое сказка? Ответы учащихся. ( Сказка ( волшебная) – это отдельное государство со своими границами, жителями, законами, с обязательным присутствием волшебства Творческое задание. Беседа о композиции сказки. Работа в группах. Каждая группа получает сказочные конверты с отрывками из разных сказок. Задание: найти нужный пример при ответе на вопрос учителя. Выстроить композицию волшебной сказки. Почему герой оказывается в трудной ситуации? ( ответы детей: нарушает какой – то запрет. « Не пей из лужицы, козленочком станешь», « Взял Иван – царевич лягушачью шкуру и сжег ее») 2.Кто и что помогают герою выйти из этой ситуации? ( ответы детей: другие герои и предметы. « Сестрица Аленушка, яблоня, речка, печка» « Старичок, клубочек, медведь, селезень, заяц, щука» Что приходится испытать героям в сказке? ( ответы детей: они преодолевают все препятствия, выпавшие на их пути. « Гуси – лебеди совсем близко. Яблонька, яблонька, спрячь меня!» « Шел – шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор») 6.Что побеждает в сказках? (ответы детей: зло в сказке побеждено, торжествует добро. « Умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.» « И стали они жить дружно, в любви и согласии»). Проверка по эталону.( слайд) | Сотрудничество в парах Смысловое чтение и анализ текста. Формулировка вывода на основе работы с текстом Подбор необходимых языковых средств Формулировка вывода. .Сотрудничество Установление причинно-следственных связей. Контроль и коррекция. |
Включение нового знания в систему знаний. Русский ученый В. Я. Пропп изучил и открыл законы построения сказочного произведения. Он нашел более 30 моментов, которые составили определенную схему. Каждый учащийся получает опорные листы « Схема событий волшебной сказки. Предписание или запрет. Нарушение. Вредительство. Отъезд героя. Задача. Встреча с дарителем. Появление противника. Борьба. Победа. Возвращение героя. Ложный герой. Трудные испытания. Узнавание героев. Указание ложного героя. Наказание его. Счастливый конец. ( Свадьба) Вопрос: Какие события вы нашли в волшебной сказке « Василиса Премудрая»? Приведите примеры. Проверка по шаблону ( Слайд) Устное составление сказки. Коллективная работа. Заключительный ( оценочно – рефлексивный) этап Вспомните , пожалуйста нашу цель. Что нового мы узнали на уроке? Чему научились? Кто испытал трудности? С чем это было связано? Домашнее задание. Сочинить волшебную сказку. | Изучение теоретического материала Дети согласно схеме приводят примеры из сказки. Контроль и коррекция Учащиеся определяют героев, место действия, время и т.п. Анализ достижения учебной цели и собственной учебной деятельности. Создание текста заданного типа и стиля, осуществление отбора необходимых языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей |