СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок рефлексии по математике "Сложение и вычитание обыкновенных дробей", 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся научатся выполнять вычисления с обыкновенными дробями

Просмотр содержимого документа
«Урок рефлексии по математике "Сложение и вычитание обыкновенных дробей", 5 класс»

Подногина Ольга Васильевна, учитель математики , МБОУ СОШ №5 г.Апатиты


Информационная карта урока


ФИО учителя: Подногина Ольга Васильевна

ОУ: МБОУ СОШ № 5 г. Апатиты

Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Класс: 5 , уровень базовый

Количество уроков: 1 час

Тип урока: урок рефлексии

Планируемые образовательные результаты:

1) личностные:

- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;

- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

2)метапредметные:

- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

- умение понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

3)предметные:

- умение работать с математическим текстом;

- владение базовым понятийным аппаратом: развитие представления о числе;

- выполнять устные, письменные, инструментальные вычисления.

Основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий): учащийся научится

- выполнять вычисления с обыкновенными дробями.


По ходу урока каждый учащийся заполняет таблицу:


1

2

3

4

5

задания

Результат выполнения самостоятельной работы № 1

алгоритма, понятия, теоретического факта

Исправлено при работе с заданиями по выбору (самостоятельная работа № 2)

Исправлено по результатам самостоятельных работ № 1 и № 2 (самостоятельная работа № 3 )

1 – а

1 – б

2.

3.

4.








  1. Этап мотивации.


Постановка цели урока.

(формулируется вместе с учащимися)

Формируемые УУД

1.Личностные:

самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация.

2.Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

3.Предметные:

анализ, обобщение, классификация и структурирование знаний


.

  1. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

I. Теоретическая база (повторяется при организации фронтальной работы с классом и фиксируется на доске):

1) Понятие обыкновенной дроби.

2) Чтение и запись обыкновенных дробей.

3) Правило сложения и вычитания обыкновенных дробей.

4) Основное свойство дроби.

5) Вычислительные ошибки.

II.Задания для самостоятельной работы № 1 (репродуктивный уровень, первичная проверка знаний: учащиеся заполняют колонки № 1 и № 2 таблицы)

1. Вычислите:

а) , б)

2. Сложите дроби:

3. Вычислите разность:

4. Решите задачу: Маша купила кг колбасы и кг сыра. Найдите массу покупки.

Формируемые УУД

1.Личностные:

самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация.

2.Регулятивные:

целеполагание, планирование, постановка учебной задачи в сотрудничестве.

3.Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,

поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков

4.Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


  1. Локализация индивидуальных затруднений.

Самопроверка по эталону.

Если учащийся не допустил ошибок, то он продолжает работать по индивидуальному маршруту: выполняет задания из 8 этапа урока, конструктивного и творческого уровней.

Формируемые УУД

1.Личностные:

самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация.

2.Регулятивные:

контроль-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3.Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действий, сравнение.

4.Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


  1. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Заполнение учащимися колонки № 3 таблицы: учащиеся на допущенные в самостоятельной работе №1 ошибки записывают номер понятия, алгоритма из теоретической базы 2 этапа урока и проговаривают их вслух вместе с классом:

1) Понятие обыкновенной дроби.

2) Чтение и запись обыкновенных дробей.

3) Правило сложения и вычитания обыкновенных дробей.

4) Основное свойство дроби.

5) Вычислительные ошибки.


Формируемые УУД

1.Личностные:

самоопределение.

2.Регулятивные:

познавательная инициатива, планирование- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

3.Познавательные:

структурирование знания, выбор наиболее оптимального пути решения проблемы, обобщение, аналогия

4.Коммуникативные:

постановка вопросов -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, формулирование своего мнения.


  1. Реализация построенного проекта.

Задания для самостоятельной работы № 2

(репродуктивный уровень, отработка ошибок, допущенных в самостоятельной работе №1: учащиеся заполняют колонку № 4 таблицы для тех заданий, где были допущены ошибки в самостоятельной работе № 1).

1. Вычислите:

а) , б)

2. Сложите дроби:

3. Вычислите разность:

4. Решите задачу: Маша помогала маме по дому: ч она вытирала пыль, ч поливала цветы. Сколько времени Маша занималась домашними делами?

Формируемые УУД

1. Личностные:

учебно-познавательный интерес

2.Регулятивные:

прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

3.Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной речи,построение логической цепи рассуждений

4.Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


  1. Обобщение затруднений во внешней речи.

Учащиеся проверяют результаты выполнения самостоятельной работы № 2 по эталону и проговаривают вместе с учителем вслух те понятия, алгоритмы из теоретической базы 2 этапа урока, на которые они снова допустили ошибки:

1) Понятие обыкновенной дроби.

2) Чтение и запись обыкновенных дробей.

3) Правило сложения и вычитания обыкновенных дробей.

4) Основное свойство дроби.

5) Вычислительные ошибки.


Формируемые УУД

1. Личностные:

учебно-познавательный интерес

2.Регулятивные:

оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

3.Познавательные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов действия, установление причинно-следственных связей

3.Коммуникативные:

разрешение конфликтов- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задания для самостоятельной работы № 3

(репродуктивный уровень, проверка результатов отработки допущенных ошибок в самостоятельной работе № 1: учащиеся заполняют колонку № 5 таблицы для тех заданий, где были допущены ошибки в самостоятельной работе № 1).

1. Вычислите:

а) , б)

2. Сложите дроби:

3. Вычислите разность:

4. Решите задачу: Максим в первый день прочитал , а во второй – книги. Какую часть книги прочитал Максим за два дня?

Формируемые УУД

1.Регулятивные:

самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива и оценка деятельности, коррекция.

2.Познавательные:

прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик,

контроль-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона



  1. Включение с систему знаний и повторения.

Задания конструктивного уровня:

1.. Решите уравнение:

а) , б)

2. Вычислите наиболее удобным способом: :

3. Решите задачу: Два тракториста за 1 день совместной работы вспахали 2/3 поля. Первый тракторист вспахал 1/2 поля. Какую часть поля вспахал второй тракторист?

4. Решите задачу: Садовод собрал со своего участка ц груш, ц яблок и ц сливы. Определите массу собранных фруктов.

5. Решите задачу: Определите периметр треугольника со сторонами м, м и м.

6. В поселке запланировано строительство новых коттеджей. При этом коттеджей будут строить из кирпича, – из деревянного бруса, а остальные 4 дома из бетонных панелей. Сколько всего домов запланировано построить в поселке?


Задания творческого уровня:

7. Является ли число корнем уравнения

8. Поставьте вместо знака « * » число, при котором действие выполнить просто:

а) , б)

9. Поставьте вместо знака « * » такую цифру, чтобы неравенство было верным:

а) , б)

10. Сколько слагаемых с числителем 1 пропущено в примере

11. Муж и жена брали деньги из одного сундука, и ничего не осталось. Муж взял 7/10 всех денег, а жена 690 р. Сколько было всех денег?

Формируемые УУД

1.Личностные:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

2.Регулятивные:

самостоятельный учёт выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива, самоконтроль и оценка деятельности

3.Познавательные:

анализ, синтез, оценка, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, использование общих приёмов решения задачи, доказательство (обоснование)

4.Коммуникативные:

адекватное использование речевых средств, формулирование и аргументация своего мнения


9.Рефлексия.

С.р.№3

(колонка5).

Отметка «__»

Итог урока.

Итоговая

отметка «__»

Теоретическая база.

Отметка «__»

С.р.№1

(колонка№2).

Отметка «__»

С.р.№2

(колонка 4).

Отметка «__»

Формируемые УУД

1.Личностные:

внутренняя позиция, самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности

2.Регулятивные:

целеполагание, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

3.Познавательные:

рефлексия способов и условий действия,

4.Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества


10. Домашнее задание.

Задается дифференцировано.

  1. Репродуктивный уровень: учебник «Математика 5» авт. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович: № 454; № 456 (а, б).

  2. Конструктивный уровень:

    1. Решить уравнение .

    2. Вычислить:

а) б)

    1. Решить задачи:

а) Черепаха Тартила проползла всего пути от болота до театра, что составило 260 м. Сколько метров ей еще осталось проползти?

б) Кролик решил на огороде длиной 10 метров, и шириной 4 метра посадить капусту и морковь. площади этого огорода он засеял морковью, а остальное капустой. Какая часть огорода занята капустой? На сколько квадратных метров, площадь, занятая морковью, больше, чем площадь, занятая капустой?






  1. Творческий уровень:

    1. Вычислить:


13 раз 7 раз 25 раз

    1. Решить задачи:

а) До конца суток осталось того времени, что уже прошло от начала суток. Который теперь час?

б) Какое число надо прибавить к числителю и знаменателю дроби , чтобы получить дробь .


Список использованных источников

  1. Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 10-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010. – 270 с.

  2. Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник задач и упражнений по математике. 5 класс: учеб. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.Г. Гамбарин, И.И. Зубарева. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011. – 144 с.

  3. Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: часть 2: 5 класс: к учебнику И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковича «Математика. 5 класс» / Т.М. Ерина. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 94 с.

  4. Зубарева И.И. Математика. 5 класс. Самостоятельные работы для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, М.С. Мильштейн, М.Н. Шанцева ; под ред. И.И. ЗЗубаревой. – 7-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 143 с.

  5. Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Тетрадь 1. Задания для обучения и развития учащихся. / Е.А. Лебединцева, Е.Ю. Беленкова. –М.: Интеллект-Центр, 2013. – 104 с.

  6. http://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=656 – подборка задач по теме сложение и вычитание обыкновенных дробей: старинные задачи, задача из «Арифметики» Л.Н. Толстого, египетские задачи, задача Адама Ризе (XVI в.)

  7. https://docs.google.com/file/d/0Bw_f54pvrxEtOXlKWWJmbkdhWlU/edit?pli=1 – 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике / Э.Н.Балаян. – 3-е изд. – Росто н/Д : Феникс, 2008. – 364, [1] с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!