Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету география
Предмет: география Класс: 5 Тема урока:" Рельеф Земли. Равнины".
Тип урока: урок открытие новых знаний
Цель урока: формирование общего представления о рельефе как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, происходящих на Земле; изучение особенностей равнинного рельефа
Задачи урока:
Планируемые результаты:
предметные для учителя:
- сформировать представления о рельефе как о постоянно меняющемся компоненте природы;
- формировать знания об основных формах рельефа и распознавать их на карте;
- сформировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;
- формировать основные навыки и умения работы с физическими картами и атласом.
Предметные для обучающихся:
представлять рельеф как о постоянно меняющемся компоненте природы;
знать основные формы рельефа и распознавать их на карте;
сформулировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;
выявить отличия равнин по характеру поверхности, высоте, способу образования
создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности;
работать с физическими картами и атласом.
Метапредметные: - • уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• развивать логическое мышление: владеть смысловым чтением, уметь вести самостоятельный поиск, анализировать, отбирать информацию, излагать свои суждения
• уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе , представлять себя;
• уметь ориентироваться в окружающем мире, принимать решения.
Личностные – овладение определённой системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; - раскрыть значение равнин для жизни и хозяйственной деятельности человека; проследить изменения равнин под воздействием человека;
Работа с учебником: составление схем ; работа с рубрикой «Запомните»; работа с текстом и картами учебника, атласом
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Методы обучения: проблемно-диалоговый, наглядно-иллюстративный, работа с учебником, частично-поисковый, составление схем, моделирование
Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины гор и равнин, слайды с изображением равнин и гор , макет равнины, учебник, проектор, компьютер, презентация
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Вычитывать все уровни текстовой информации.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять план и схемы
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы).
№ п/п | ДИДАКТ. СТРУКТУРА | ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
1. | Организационный этап Проверка Д/З | Приветствие ребят, проверяет готовность обучающихся к уроку -Проверяем д/з Тест ( слайд 1) ( самопроверка меняются тетрадями) -- слайд 2 | Приветствие учителя. Настрой на доброжелательное отношение друг к другу и учителю. |
2. | Определение проблемы урока | ( Слайд 3) Прочитайте высказывания мальчика и его учителя: Мальчик: Наша Земля имеет ровную поверхность «Равнина, равнина Ни яра, ни пади, Равнина на Север, Равнина на Юг. Как будто гористую землю разгладил Какой -то гигантский утюг. Учитель: Наша планета имеет неровную поверхность Вокруг Земли крутые горы С высот небес глядят на нас И равнинные просторы Завораживают глаз. | Включение всех в деловой ритм. Чтение двух высказываний, предложенных учителем |
3. | Побуждающий диалоги | -Что вас удивило? -Правы ли они в своих суждениях? -Предложи свои доводы. | Обсуждение высказываний |
4 | Подводящий диалог: | Обратимся к высказываниям ученика и учителя -Почему мальчик считает, что поверхность Земли ровная? Может быть мальчик прав? -Что считает учитель? Какой возникает вопрос? Проблема Как устроена поверхность Земли? Что относится к неровностям? ( овраги, горы, равнины…) Как одним словом это назвать? | Возможно, он живет на равнине. Н е знает карту. На большей части Земли рельеф ровный. Поверхность Земли неровная. |
5. | Вспоминаем то , что знаем Формулирование темы урока | Сформулируем тему урока. «Рельеф Земли» О какой форме рельефа мы будем сегодня говорить, вы узнаете, отгадав загадку Посмотри, какая даль Без конца и края, Речка тихая журчит, В камышах вздыхая. Ширь полей, размах степей – Знакомая картина. Только нет тебя милей, Прекрасная …(равнина) Слайд с названием темы 4 Итак, тема нашего урока « Рельеф Земли. Равнины» (записываем в тетрадь) | Понятие Рельеф – совокупность форм твердой поверхности Земли Обсуждение темы урока. Чтение учебника. Обсуждение. Запись темы в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя. |
6. | Формулирование плана-версий | Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно сегодня ответить? ( ДЕТИ отвечают ) ( -Что такое равнины? Как образуются горы и равнины? -Какие равнины есть на планете? -Как равнины делятся по высоте? По внешнему виду и т.д.) -и так сформулируйте -Цель урока ( узнать больше о рельефе Земли) -А Задачи- (знать основные формы рельефа и распознавать их на карте) | Приходят к выводу , что чего-то ещё не знаем . Не можем ответить на этот вопрос, не хватает знаний. Могут помочь уже имеющиеся знания, а также информация в учебнике, на карте, самостоятельный поиск информации. Определяют цель и задачи урока Цель: узнать больше о рельефе Земли Задачи: знать основные формы рельефа и распознавать их на карте; сформулировать новые понятия; отличать формы рельефа друг от друга; работать с картами атласа и учебником |
| | (Самооценка. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? ) | Заполнение таблицы «Самооценка»- 1 этап: активность и правильность |
7 | Решение проблемы.«Открытие новых знаний» 1. | -А теперь работаем в 3 группах: 1 группа: моделирование: -Я предлагаю вам изобразить в тетради как вы представляете равнину. Анализ карты полушарий: 2 группа: Вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить путешествие по карте. Совершите полёт вокруг Земли. Какие цвета вы увидите на карте , и что они означают? Сделайте вывод о поверхности Земли. 3 группа: Возможно ли движение самолёта вокруг Земли на высоте 1000 м по параллели 30° с.ш.? Для ответа на вопрос воспользуйтесь картой полушарий (Поясните) -Что же такое рельеф Земли? ( дети сформулируют) -А теперь сравним с понятием в учебнике.( стр 80) Запишите определение в тетради. | 1 группа: вывод: Из листка чистой бумаги создают макет земной поверхности и обсуждают, что получилось. Вывод: поверхность Земли неровная и разнообразная 2 группа: вывод: поверхность Земли имеет неровную поверхность 3 группа: Выводы: нельзя, т.к. на пути встретятся не только равнины, но и горы высотой свыше 5 000м (определили по шкале высот) Значит рельеф Земли разнообразный, неровный |
| | Самооценка ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, или справились самостоятельно? | Заполнение таблицы «Самооценка»- 2 этап: активность и правильность выполнения |
| 2. | Ребята, прошли миллионы лет с момента образования нашей планеты, рельеф мог бы выровняться под воздействием различных факторов. Но мы доказали, что существует много неровностей. Подумайте -Какие силы Земли могли создать таких исполинов? -Какие факторы на это влияют? -Что является строителем? Слайд 5 ( внешние и внутренние силы) Дети делают вывод о рельефе. -Прочитайте отрывок и скажите, о каких факторах и «разрушительных силах» идет речь? Слайд текста 6 « Задача разрушительных сил- полное уничтожение гор. Снести эти зубчатые гребни, острые вершины, крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания_ вот к чему стремятся эти силы, И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли. Но пока над равниной возвышается хоть один холм, торчит хоть один камень- они не могут успокоится, прекратить свою работу»- писал Владимир Афанасьевич. Обручев. геолог и писатель. (процессы выветривания. Солнце, ветер, вода ,растения) (Если затрудняются ответить, подсказка.) Учитель; «Дует грозный и могучий, Разгоняет злые тучи. Деревца колышет, гнет, Воет, иногда поет! Он сильнее всех на свете. Догадайтесь, это...(Ветер) --Как этот процесс называется? Найдите в учебнике с 80. - Понятие выветривание запищите в тетрадь -Что относится к внешним и внутренним факторам? -Что происходит под воздействием внешних факторов? (равнины) -Внутренних факторов? (горы) Составляем схему используем учебник на с. 80, и рис 54 | Внешние факторы - выравнивают неровности земной поверхности Ветер Текучая вода Солнце Организмы Человек Внутренние факторы - создают неровности земной поверхности РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ Землетрясения Вулканизм Вывод: Рельеф является результатом взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Внутренние силы созидают горы на подвижных участках земной поверхности. Внешние факторы разрушают горы. |
| 3 | Слайд 7 ( образование равнин схема Проанализировать схемы образования равнин Анализ схемы учебника рис 54 стр. 80 ( ВНИЗУ) и предложенной учителем схемы Сему рисуем в тетради!!!!! | При действии внутренних факторов образуются горы, проходят миллионы лет горы, под воздействием внешних факторов: вода, температуры, ветер, живые организмы, разрушаются. Этот горный участок постепенно выравнивается, становится устойчивым и образуется равнина. Вывод. Горы образуются на поднимающихся подвижных участках земной коры, а равнины – на устойчивых. В образовании гор наиболее активны внутренние силы, а в образовании равнин – внешние. |
| | САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? | Заполнение таблицы «Самооценка»- 3 этап: активность и правильность выполнения |
| 4. | -Что бы продолжить обсуждение, я предлагаю посмотреть фотографии Слайд 8 ( виды) Задание: Объедините фотографии в две группы и объясните, почему вы так сделали. 1.Что изображено на них? 2. Что общего между ними? 3. А по каким признакам мы можем сказать, что это горы, а это равнины? 4. Так что же такое равнина? | Ответы учеников после просмотра слайдов: Среди ответов прозвучит предложение разделить на ровные и неровные поверхности. Сравнивают ровную и неровную поверхность. Горы и равнины, овраги, балки, яры, холмы, впадины (формы рельефа) (горы: имеют большую высоту, перепады высот ярко выражены; равнины: ровная поверхность, перепады высот не выражены) |
| Географический конструктор | -Попробуем сформулировать определение понятия по принципу ключевое слово + существенные признаки. Определение с.81. ( учебник) Равнина – это обширные участки поверхности, с небольшим различием относительных высот не более 200м. ( В тетрадь) слайд 9 определение | - это участок земной поверхности ровный – это форма рельефа холмистый - это форма земной поверхности слабо расчлененный ниже гор Запись определения понятия «равнина». Равнина – это обширные участки поверхности, с небольшим различием относительных высот не более 200м. (Определение записывается в тетрадь). |
| | -Познакомившись с основными формами рельефа, ответьте, используя карту, какая из этих форм рельефа является преобладающей на Земле. 60 % - равнины -Сегодня мы будем изучать равнины. Все ли равнины одинаковы? Чем они отличаются друг от друга? -Ответьте на вопросы, просматривая фото на СТР 81 | Равнины, так как занимают большую площадь суши. Вывод: Они различаются по форме, высоте, размерам, возрасту и происхождению. |
| | Работа в группах: составление схем, с использованием фото, текста учебника и карт 1 группа : виды равнин по высоте. Примеры 2 группа: виды равнин по форме рельефа. Примеры 3 группа: крупнейшие равнины. Примеры Выступление группы, а две другие заполняют схемы у себя в рабочих листах . Проверка слайд 10 по высоте ( 1 гр) слайд 11 по форме ( характеру) Дополнительные вопросы: ( ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ) На какой равнине мы с вами живем? (Определяют по карте атласа). Какая она по характеру поверхности? (Холмистая), а как ты догадался? (есть низменности, возвышенности, овраги). (А как вы думаете, равнины имеют уклон.(да) как его определить? (по направлению течения рек) Группам выполнить и нанести равнины на контурной карте: Восточно-Европейскую равнину Западно-Сибирскую равнину Амазонскую низменность Средне –Сибирское плоскогорье | Вывод 1 группы: равнины по высоте: возвышенности, низменности, плоскогорья Низменности 0 – 200 м | Возвышенности 200-500 м | Плоскогорья 500-1000м | Индо-Гангская Месопотамская Прикаспийская Амазонская | Среднерусская Валдайская | Декан Среднесибирское Бразильское | 2 группа: плоские и холмистые 3 группа: на Земле существуют крупнейшие равнины: |
| Самооценка | Результат. Самооценки. Корректирование Слайд 13 Выставление оценок | Сегодня на уроке: - Я узнал... - Я понял... - Мне было интересно... - Меня удивило... - Мне было трудно... - Я не понял... |
| Домашнее задание | Изучить §24 Ответить на вопросы 2 – 5 Выполнить задания 1, 6, 7. | |
| | Д/З Описать равнину по плану. С.83 Составить синквейна (короткое пятистишие) по теме: 1. Заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие. 2. В двух словах (2 прилагательными) дается описание темы. 3. Тремя словами дается описание действия в рамках этой темы. 4. Фраза из 4 слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства. 5. Это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого синквейн начинается. Например: 1. Равнины. 2. Обширные, бескрайние. 3. Образуются, разрушаются, заселяются. 4. Горжусь и восторгаюсь их величием. 5. Поле. | |
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Приложение 1
Таблица самооценки
этап | 1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап | итого |
| Определение проблемы, темы и цели урока | Путешествие по карте - равнина | Внешние и внутренние факторы | Виды равнин | Закрепление знаний | |
Активно | | | | | | |
Неактивно | | | | | | |
Правильно | | | | | | |
Неправильно | | | | | | |
С ошибками | | | | | | |
С подсказкой учителя | | | | | | |
С подсказкой ученика | | | | | | |
Твоя отметка | | | | | | |
Приложение 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Карточка – задание Составить схему ««Виды равнин по высоте»: проведите анализ рисунков на странице 81 и текст учебника. Схему составить с примерами. Виды равнин по высоте | ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Карточка – задание Составить схему «Виды равнин по форме», анализируя текст учебника - страница 82 и текст на карточке. В иды равнин по форме рельефа 1. Как угрюмый кошмар исполина, Поглотивший луга и леса, Без конца протянулась равнина И краями ушла в небеса. И краями пронзила пространство, И до звезд прикоснулась вдали Холмы, холмы – кругом холмы |
Приложение 3
ЗАДАНИЕ. Найдите на карте мира равнины:
Восточно-Европейскую равнину
Западно-Сибирскую равнину
Прикаспийскую низменность
Великие равнины
Индо - Гангскую низменность
Амазонскую низменность
Средне –Сибирское плоскогорье
Валдайскую возвышенность
Ла-Платская низменность
Гвианское плоскогорье
Приложение 4
Форма оценки
6