СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Рельеф Земли. Равнины

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование общего представления о рельефе, как результате взаимодействия внутренних и внешних сил.

Просмотр содержимого документа
«Урок. Рельеф Земли. Равнины»

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету география

Предмет: география Класс: 5 Тема урока:" Рельеф Земли. Равнины".

Тип урока: урок открытие новых знаний

Цель урока: формирование общего представления о рельефе как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, происходящих на Земле; изучение особенностей равнинного рельефа

Задачи урока:

Планируемые результаты:

предметные для учителя:

- сформировать представления о рельефе как о постоянно меняющемся компоненте природы;

- формировать знания об основных формах рельефа и распознавать их на карте;

- сформировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;

- формировать основные навыки и умения работы с физическими картами и атласом.

Предметные для обучающихся:

представлять рельеф как о постоянно меняющемся компоненте природы;

знать основные формы рельефа и распознавать их на карте;

сформулировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;

выявить отличия равнин по характеру поверхности, высоте, способу образования

создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности;

работать с физическими картами и атласом.

Метапредметные: - • уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• развивать логическое мышление: владеть смысловым чтением, уметь вести самостоятельный поиск, анализировать, отбирать информацию, излагать свои суждения
• уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе , представлять себя;
• уметь ориентироваться в окружающем мире, принимать решения.

Личностные – овладение определённой системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; - раскрыть значение равнин для жизни и хозяйственной деятельности человека; проследить изменения равнин под воздействием человека;

Работа с учебником: составление схем ; работа с рубрикой «Запомните»; работа с текстом и картами учебника, атласом

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Методы обучения: проблемно-диалоговый, наглядно-иллюстративный, работа с учебником, частично-поисковый, составление схем, моделирование

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины гор и равнин, слайды с изображением равнин и гор , макет равнины, учебник, проектор, компьютер, презентация

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять план и схемы

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы).

№ п/п

ДИДАКТ. СТРУКТУРА

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.

Организационный этап

Проверка Д/З

Приветствие ребят, проверяет готовность обучающихся к уроку

-Проверяем д/з

Тест ( слайд 1)

( самопроверка меняются тетрадями) -- слайд 2

Приветствие учителя. Настрой на доброжелательное отношение друг к другу и учителю.

2.

Определение проблемы урока

( Слайд 3)

Прочитайте высказывания мальчика и его учителя:

Мальчик: Наша Земля имеет ровную поверхность

«Равнина, равнина Ни яра, ни пади, Равнина на Север, Равнина на Юг.

Как будто гористую землю разгладил Какой -то гигантский утюг.

Учитель: Наша планета имеет неровную поверхность

Вокруг Земли крутые горы

С высот небес глядят на нас И равнинные просторы Завораживают глаз.

Включение всех в деловой ритм.

Чтение двух высказываний, предложенных учителем

3.

Побуждающий диалоги

-Что вас удивило?

-Правы ли они в своих суждениях?

-Предложи свои доводы.

Обсуждение высказываний

4

Подводящий диалог:


Обратимся к высказываниям ученика и учителя

-Почему мальчик считает, что поверхность Земли ровная? Может быть мальчик прав?

-Что считает учитель? Какой возникает вопрос?

Проблема

Как устроена поверхность Земли?

Что относится к неровностям? ( овраги, горы, равнины…)

Как одним словом это назвать?

Возможно, он живет на равнине.

Н е знает карту. На большей части Земли рельеф ровный.

Поверхность Земли неровная.

5.

Вспоминаем то , что знаем

Формулирование темы урока

Сформулируем тему урока. «Рельеф Земли»

О какой форме рельефа мы будем сегодня говорить,

вы узнаете, отгадав загадку 

Посмотри, какая даль Без конца и края,

 Речка тихая журчит, В камышах вздыхая.

 Ширь полей, размах степей – Знакомая картина.

 Только нет тебя милей, Прекрасная …(равнина)

Слайд с названием темы 4

Итак, тема нашего урока « Рельеф Земли. Равнины» (записываем в тетрадь)

Понятие Рельеф – совокупность форм твердой поверхности Земли

Обсуждение темы урока. Чтение учебника. Обсуждение.

Запись темы в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя.


6.

Формулирование плана-версий

Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно сегодня ответить?

( ДЕТИ отвечают )

( -Что такое равнины? Как образуются горы и равнины?

-Какие равнины есть на планете?

-Как равнины делятся по высоте? По внешнему виду и т.д.)

-и так сформулируйте -Цель урока ( узнать больше о рельефе Земли)

-А Задачи- (знать основные формы рельефа и распознавать их на карте)


Приходят к выводу , что чего-то ещё не знаем . Не можем ответить на этот вопрос, не хватает знаний.

Могут помочь уже имеющиеся знания, а также информация в учебнике, на карте, самостоятельный поиск информации. Определяют цель и задачи урока

Цель: узнать больше о рельефе Земли

Задачи: знать основные формы рельефа и распознавать их на карте;

сформулировать новые понятия; отличать формы рельефа друг от друга; работать с картами атласа и учебником



(Самооценка. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? )

Заполнение таблицы «Самооценка»- 1 этап: активность и правильность

7

Решение проблемы.«Открытие новых знаний»

1.

-А теперь работаем в 3 группах:

1 группа: моделирование:

-Я предлагаю вам изобразить в тетради как вы представляете равнину.

Анализ карты полушарий:

2 группа: Вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить путешествие по карте. Совершите полёт вокруг Земли. Какие цвета вы увидите на карте , и что они означают? Сделайте вывод о поверхности Земли.

3 группа: Возможно ли движение самолёта вокруг Земли на высоте 1000 м по параллели 30° с.ш.? Для ответа на вопрос воспользуйтесь картой полушарий (Поясните)

-Что же такое рельеф Земли? ( дети сформулируют)

-А теперь сравним с понятием в учебнике.( стр 80) Запишите определение в тетради.

1 группа: вывод: Из листка чистой бумаги создают макет земной поверхности и обсуждают, что получилось.

Вывод: поверхность Земли неровная и разнообразная

2 группа: вывод: поверхность Земли имеет неровную поверхность

3 группа: Выводы: нельзя, т.к. на пути встретятся не только равнины, но и горы высотой свыше 5 000м (определили по шкале высот)

Значит рельеф Земли разнообразный, неровный





Самооценка ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, или справились самостоятельно?

Заполнение таблицы «Самооценка»- 2 этап: активность и правильность выполнения



2.

Ребята, прошли миллионы лет с момента образования нашей планеты, рельеф мог бы выровняться под воздействием различных факторов. Но мы доказали, что существует много неровностей.

Подумайте

-Какие силы Земли могли создать таких исполинов?

-Какие факторы на это влияют? -Что является строителем? Слайд 5 ( внешние и внутренние силы)

Дети делают вывод о рельефе.


-Прочитайте отрывок и скажите, о каких факторах и «разрушительных силах» идет речь?

Слайд текста 6 « Задача разрушительных сил- полное уничтожение гор. Снести эти зубчатые гребни, острые вершины, крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания_ вот к чему стремятся эти силы, И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли. Но пока над равниной возвышается хоть один холм, торчит хоть один камень- они не могут успокоится, прекратить свою работу»- писал Владимир Афанасьевич. Обручев. геолог и писатель. (процессы выветривания. Солнце, ветер, вода ,растения)

(Если затрудняются ответить, подсказка.)

Учитель; «Дует  грозный и могучий,
Разгоняет злые тучи.
Деревца колышет, гнет,
Воет, иногда поет!
Он сильнее всех на свете.
Догадайтесь, это...(Ветер)

--Как этот процесс называется? Найдите в учебнике с 80.

- Понятие выветривание запищите в тетрадь

-Что относится к внешним и внутренним факторам?

-Что происходит под воздействием внешних факторов? (равнины)

-Внутренних факторов? (горы)


Составляем схему используем учебник на с. 80, и рис 54

Внешние факторы - выравнивают неровности

земной поверхности

Ветер Текучая вода Солнце Организмы Человек

Внутренние факторы - создают неровности

земной поверхности

РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ






Землетрясения Вулканизм

Вывод: Рельеф является результатом взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

Внутренние силы созидают горы на подвижных участках земной поверхности.

Внешние факторы разрушают горы.


3

Слайд 7 ( образование равнин схема

Проанализировать схемы образования равнин

Анализ схемы учебника рис 54 стр. 80 ( ВНИЗУ) и предложенной учителем схемы


Сему рисуем в тетради!!!!!

При действии внутренних факторов образуются горы, проходят миллионы лет горы, под воздействием внешних факторов: вода, температуры, ветер, живые организмы, разрушаются. Этот горный участок постепенно выравнивается, становится устойчивым и образуется равнина.

Вывод. Горы образуются на поднимающихся подвижных участках земной коры, а равнины – на устойчивых.

В образовании гор наиболее активны внутренние силы, а в образовании равнин – внешние.




САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно?

Заполнение таблицы «Самооценка»- 3 этап: активность и правильность выполнения


4.

-Что бы продолжить обсуждение, я предлагаю посмотреть фотографии

Слайд 8 ( виды)

Задание: Объедините фотографии в две группы и объясните, почему вы так сделали.

1.Что изображено на них?

2. Что общего между ними?

3. А по каким признакам мы можем сказать, что это горы, а это равнины?

4. Так что же такое равнина?

Ответы учеников после просмотра слайдов:

Среди ответов прозвучит предложение разделить на ровные и неровные поверхности.

Сравнивают ровную и неровную поверхность.

Горы и равнины, овраги, балки, яры, холмы, впадины

(формы рельефа)

(горы: имеют большую высоту, перепады высот ярко выражены; равнины: ровная поверхность, перепады высот не выражены)


Географический конструктор

-Попробуем сформулировать определение понятия по принципу ключевое слово + существенные признаки.

Определение с.81. ( учебник)

Равнина – это обширные участки поверхности, с небольшим различием относительных высот не более 200м. ( В тетрадь) слайд 9 определение

- это участок земной поверхности ровный

– это форма рельефа холмистый

- это форма земной поверхности слабо расчлененный

ниже гор

Запись определения понятия «равнина».

Равнина – это обширные участки поверхности, с небольшим различием относительных высот не более 200м. (Определение записывается в тетрадь).





-Познакомившись с основными формами рельефа, ответьте, используя карту, какая из этих форм рельефа является преобладающей на Земле. 60 % - равнины

-Сегодня мы будем изучать равнины. Все ли равнины одинаковы? Чем они отличаются друг от друга?

-Ответьте на вопросы, просматривая фото на СТР 81

Равнины, так как занимают большую площадь суши.


Вывод: Они различаются по форме, высоте, размерам, возрасту и происхождению.



Работа в группах: составление схем, с использованием фото, текста учебника и карт

1 группа : виды равнин по высоте. Примеры

2 группа: виды равнин по форме рельефа. Примеры

3 группа: крупнейшие равнины. Примеры

Выступление группы, а две другие заполняют схемы у себя в рабочих листах .

Проверка слайд 10 по высоте ( 1 гр) слайд 11 по форме

( характеру)



Дополнительные вопросы: ( ЕСЛИ БУДЕТ ВРЕМЯ)

  • На какой равнине мы с вами живем? (Определяют по карте атласа).

  • Какая она по характеру поверхности? (Холмистая), а как ты догадался? (есть низменности, возвышенности, овраги).

  • (А как вы думаете, равнины имеют уклон.(да) как его определить? (по направлению течения рек)

Группам выполнить и нанести равнины на контурной карте:

Восточно-Европейскую равнину

Западно-Сибирскую равнину

Амазонскую низменность

Средне –Сибирское плоскогорье


Вывод 1 группы: равнины по высоте: возвышенности, низменности, плоскогорья

Низменности

0 – 200 м

Возвышенности

200-500 м

Плоскогорья

500-1000м

Индо-Гангская

Месопотамская

Прикаспийская

Амазонская

Среднерусская

Валдайская

Декан

Среднесибирское

Бразильское

2 группа: плоские и холмистые




3 группа: на Земле существуют крупнейшие равнины:



Самооценка

Результат. Самооценки. Корректирование

Слайд 13

Выставление оценок

Сегодня на уроке:

  • - Я узнал...

  • - Я понял...

  • - Мне было интересно...

  • - Меня удивило...

  • - Мне было трудно...

  • - Я не понял...



Домашнее задание

Изучить §24

Ответить на вопросы 2 – 5

Выполнить задания 1, 6, 7.





Д/З Описать равнину по плану. С.83

Составить синквейна (короткое пятистишие) по теме:

1. Заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие.

2. В двух словах (2 прилагательными) дается описание темы.

3. Тремя словами дается описание действия в рамках этой темы.

4. Фраза из 4 слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.

5. Это одно слово, по сути своей синонимичное тому, с которого синквейн начинается.

Например:

1. Равнины. 2. Обширные, бескрайние.

3. Образуются, разрушаются, заселяются.

4. Горжусь и восторгаюсь их величием. 5. Поле.























ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.

Приложение 1

Таблица самооценки

этап

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап

итого


Определение проблемы, темы и цели урока

Путешествие по карте - равнина

Внешние и внутренние факторы

Виды равнин

Закрепление знаний


Активно







Неактивно







Правильно







Неправильно







С ошибками







С подсказкой учителя







С подсказкой ученика







Твоя отметка








Приложение 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка – задание

Составить схему

««Виды равнин по высоте»: проведите анализ рисунков на странице 81 и текст учебника. Схему составить с примерами.


Виды равнин по высоте









ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка – задание

Составить схему

«Виды равнин по форме», анализируя текст учебника - страница 82 и текст на карточке.

В иды равнин по форме рельефа



1. Как угрюмый кошмар исполина,

Поглотивший луга и леса,

Без конца протянулась равнина

И краями ушла в небеса.

И краями пронзила пространство,

И до звезд прикоснулась вдали

  1. Холмы, холмы – кругом холмы




Приложение 3


ЗАДАНИЕ. Найдите на карте мира равнины:

Восточно-Европейскую равнину

Западно-Сибирскую равнину

Прикаспийскую низменность

Великие равнины

Индо - Гангскую низменность

Амазонскую низменность

Средне –Сибирское плоскогорье

Валдайскую возвышенность

Ла-Платская низменность

Гвианское плоскогорье

Приложение 4


Форма оценки

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!