I. Организация начала урока. Приветствие. 1.1. | Бачигоапу, нучикэндюэн! Здравствуйте, дети! - Сегодня у нас необычный урок – урок родного языка и технологии. Расправили, ребята, свои плечи. Спокойно и свободно дышим. Я очень люблю свой родной язык и постараюсь, чтобы на уроке и вам не было скучно. Я – готова. А вы? (Бунду эйнивэ нанай хэсэни уроканигучи технология. Улэн тэгусу. Ми мэнэ хэсэи улэсии, сумбивэ эйнивэ тачиочигой тамби). | - Бачигоапу, алосимди!.Здравствуйте, учитель! (Ответы детей) |
II. Основной этап урока. 2.1. 2.2 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. | - Перед вами карточки с буквами, составьте слово акоан. Прочитайте это слово. Анализ слова. Разделите на слоги. Сколько слогов? Назовите 1 слог. Сколько в нем звуков? Какой это звук? Назовите 2 слог. Сколько в нем звуков? Как произносится согласный звук [к]? Итог: Физминутка Работа по изготовлению куклы акоан. -А когда я была маленькой, в магазинах не продавались куклы, и мама мне сшила куклу. Посмотрите, ребята, а из чего сшита моя кукла? Показ разных кукол из музея. А из чего сделаны эти куклы? Показ презентации об изготовлении кукол детьми из других школ. (презентация «Акоан бумажная кукла») - Так из чего мы будем делать акоан? - Хаосан. Работа по изготовлению кукол: Посмотрите, ребята, у вас на столе лежат конвертики. Это наши сундучки-помощники гуйсэкэ. -А давайте, посмотрим, что в них лежит. Рассказ об акоан. «Почему нанайская кукла называется «акоан – спинка халата»». Старинные нанайские куклы для девочек совсем не похожи на современную куклу, которую купили в магазине. Они плоские и напоминают трапецию, вырезанную из выделанной рыбьей кожи, материи, бумаги или даже из осенних листьев. У них нет рук, а следовательно, и рукавов, нет ног. Тряпичная голова с косами, сплетенными из черных ниток, делается отдельно и к туловищу никак не прикрепляется. Во время игры ее просто приставляют к туловищу и поддерживают руками за удлинение. На туловище-трапеции, там, где угадывается шея и подол платья, приклеивают рыбьим клеем цветные полосочки, имитируя орнамент на национальной одежде. Только в самых общих чертах такая кукла напоминает фигуру девочки или женщины (они отличаются размерами), и то со спины, так как лицевая часть – это, по сути дела, изнанка игрушки. Такие куклы называются «акоан», что означает «спинка халата». Технология изготовления бумажных кукол. Посмотрите, какие интересные куклы. Какой богатый орнамент украшает спинки халатов. Такую бумажную куклу легко сделать. Для этого: Возьмите лист цветного картона расположите его горизонтально и сложите пополам. По шаблону переведите форму халатика, его основу. Вырежьте по контуру. Переведите трафареты орнаментов на цветную бумагу, вырежьте их по контуру. Вырежьте по 2 одинаковые полосочки из цветной бумаги разной ширины. Наклейте орнамент на одну из половинок основы халатика. Наклейте цветные полосочки на обе стороны халатика. Вот халатик готов. Не хватает головы для нашей куклы. Как сделать голову. На белую бумагу перевести по трафарету голову с шеей-туловищем, затем вырезать по контуру. Нитки черного цвета сложить в пучок так, чтобы длина ниток была равна 16 см., затем сложить пополам, связать пучок посередине, приложить к голове. Волосы пришить или заклеить, заплести косы. Голова готова. Рефлексия : - Дети, все ли у вас получилось? В ваших сундучках гуйсэкэ лежат кружочки разного цвета. Оцените свою работу. Итог урока: Так что сегодня мы делали на уроке? А как сказать кукла по-нанайски? - Баниха, нучикэндюэн! -Пэдэм энусу! | Дети делают схему слова 3 слога: 1 слог – а, гласный звук, на схеме мы его обозначаем красным цветом. 2 слог – ко, 2 звука, согласный звук [к] твердый и т.д. Дети поют «Джуенкэ паталансал», танцуют. Она сшита из тряпочек, из ткани, а волосы у неё из ниток. Дети отвечают из чего сделаны куклы. Из картона и бумаги Громко произносят слово хаосан. Громко произносят слово гуйсэкэ Хаосан, илга Дети выполняют работу. Красный кружок – всё у меня получилось, Зелёный- мне ещё нужно поработать. акоан Пэдэм дэрэдигусу! |