1.Прогнозирование темы и цели урока: -Кто из вас догадался, чему нам предстоит научиться на уроке письма? 2.Сообщение темы и цели урока. - Сегодня мы будем учиться писать срочную букву а. 3. Работа над звуковой схемой слов (аист, астра) . Работа в прописи « Мой алфавит» -Ребята, откройте прописи на странице 6 (Слайд 1 ) - Посмотрите на экран. Перед нами загадка. По первому звуку каждого слова соберите слово. - А теперь проверим (слайд 2) (аист) - У кого получилось такое слово? (слайд 3 ) - Посмотрите на схему слова аист. - Давайте определим, сколько слогов в слове АИСТ. Поставили ручки на локотки. Хором произносим и считаем. - Сколько слогов? (2) - Назовите первый слог. (а) - Назовите второй слог. (ист) - А сейчас выясним, какой из них ударный. Давайте позовём слово в гости. (АААААист) - Какой слог ударный? (а) -Назовите его место в слове: первый или второй? (а) - Сколько в нём звуков? (1) -Какой он? (гласный) - Почему? (не встречает во рту преграду) - Обведите кружок красным цветом. - Назовите второй слог . (ист) -Сколько в нём звуков? (3) - Назовём по порядку: -Назовите первый звук (и), -Какой он? (гласный) - Назовите второй звук (С) , какой он? (согласный, твёрдый), - Почему? (встречает во рту преграду) - Последний звук – Т, какой он? (согласный) ИТАК , в слове АИСТ – 2 слога, первый ударный, 4 звука. - Назовите второй звук (С), -Какой он? (согласный, твёрдый), - Почему? (встречает во рту преграду) - Последний звук… (т) -Какой он? (согласный) -Докажите. ИТАК, в слове АИСТ – 2 слога, первый ударный, 4 звука. ( слайд 4 ) - А теперь собираем второе слово по первому звуку каждого слова (астра) Проверим ( слайд 5 ) - У кого получилось такое слово? ( слайд 6) Посмотрите на экран. Верно ли составлена схема слова астра? (Нет, не хватает последнего звука а) Приготовили ладошки. Определим сколько слогов в слове «АСТРА». Что для этого сделаем? (позовем). - аааааа-стра - Сколько слогов? (2). - Какой первый? (а) - Какой второй? (стра) - Какой из них ударный? - Позовём слово: ААААААстра -Какой слог ударный? (1) - Найдите схему в тетради и нарисуйте красный кружок. -Назовите второй слог? (стра). -Какой первый звук в этом слоге? (с) -Дайте ему характеристику. (согласный). -В схеме обведите его синим кружочком с преградой -Какой следующий звук? (т). -Какой он? (согласный) -В схеме обведите его синим кружочком с преградой -Какой следующий звук? (р). -Какой он? (согласный) -В схеме обведите его синим кружочком с преградой. -Какой следующий звук? (а). -Какой он? (гласный) -В схеме обведите его красным кружочком Вывод: ИТАК, в слове АСТРА – 2 слога, первый ударный, 5 звуков. - Чем похожи эти слова? (Начинаются со звука а) - А какой буквой на письме мы обозначаем этот звук (буквой а) 4. Печатные буквы А. Письмо строчной буквы а. Работа с плакатом «Сиди правильно». -Рассмотрите внимательно образец печатной буквы а На уроке чтения вы уже учились печатать букву «а», обведите букву по образцу и пропишите строку до конца. -Какие буквы мы сейчас писали? (печатные) - А какие еще бывают буквы? (письменные). -Кто догадался, чему мы будем учиться на уроке письма? - А какую букву мы будем учиться писать? 5. Анализ строчной буквы «а» Показ строчной буквы «а» Рассмотрите, из каких элементов состоит буква «а» (овал, наклонная линия с закруглением внизу) (Слайд 7) Даю образец написания на доске,экране. (слайд 8) Письмо пальчиком на карточке (буквы из наждачной бумаги). Пропишем букву по образцу на картоне под счет. 5. На ладошке подсчет 6.Письмо тычком ручки по образцу в тетради. 6. Работа в тетради 1.Письмо строчной буквы а В тетради по образцу в правом верхнем углу тетради -Пишем под счет в тетради -Приготовились. 2. Письмо элементов буквы а -А теперь пишем на строке букву а и элемент буквы а -Дописываем строчку до конца -Вспомним из каких элементов состоит строчная буква «а»? (овал, наклонная линия с закруглением внизу). - А теперь на третьей строке пропишем элементы буквы «а» 3. Письмо буквы и элементов Строчку короткой наклонной линии с закруглением внизу. Следующая строка овал чередуем с короткой наклонной линией с закруглением внизу -А сейчас закрепим написание буквы «А» строчной -Работаем на следующей строке (буква «А») -Обведем букву «а» и две короткие наклонные линии - Повторим образец 4. Письмо буквы с нижним и верхним соединением - Пишем две буквы «А» с нижним соединением и две короткие наклонные линии -Итак далее, до конца. ФИЗМИНУТКА музыкальная Пальчиковая гимнастика Пальцы делают зарядку Чтобы меньше уставать А потом они в тетради будут буковки писать (трясем ладошками) Только уставать начнём Пальцы сразу разожмём Мы пошире их раздвинем Посильнее напряжём. (кисти встряхнуть) Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки (в замок и в вверх) Ну а теперь мы от земли Отталкиваем тучки - А сейчас мы будем учиться писать две буквы «а» в соединении и две наклонные линии. 9.
-На свободной строке напиши букву «а», если слово начинается со звука «а». атака, утка, адрес, автор, осы, булка, ангел -Сколько раз написали букву «а»? (4) Загадка про ОСЕНЬ. Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я - …(осень) -Чем она богата? - Внизу тетради мы видим картинки. - Обведите только те фрукты и овощи, в названиях которых слышите звук а. -Что стало лишним? -Кто не согласен? -Отметьте красным кружком место звука а в словах БАНАН. ГРУША.РЕПА. Работа в парах (по карточкам) А сейчас поработаем в парах. На карточке отметьте красным кружком место звука а в слове Ананас -Пара берется за руки на локотке и поднимает руки. -Пара выходит к доске и показывает свою схему. -Все согласны? -Итак, в слове ананас сколько звуков а? (3) Игра «Найди букву» (Слайд 9) -Назови все слова, которые начинаются на звук а. |