СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по русскому языку по теме "Однозначные и многозначные слова"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 3 класс»

МБОУ «Лицей №159»







Урок русского языка

по программе В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого

3 класс

УМК «Школа России»







«Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова».




























Составитель:Никифорова Надежда Николаевна

учитель начальных классов МБОУ «Лицей №159»

г.Казани
















Тема урока: «Однозначные и многозначные слова»

Цель урока:

формировать у учащихся умение различать однозначные и многозначные слова

Задачи:

1. Познакомить детей с понятиями однозначные и многозначные слова;

2.Сформировать умение различать однозначные и многозначные слова;

3.Пользоваться толковым словарем при определении значения многозначных слов.

Планирование темы и количество часов, отводимых на ее изучение:

В соответствии с Образовательной программой школы на изучение курса русского языка отводится 136 часов, 4 ч в неделю. На данную тему - 2 ч Методическая разработка составлена на тему «Однозначные и многозначные слова» во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС.





Тип урока

Урок открытия нового знания

Дидактическая цель

Расширение и обогащение речевого словаря обучающихся за счёт включения в него многозначных слов, фразеологических оборотов

Планируемые результаты

Личностные УУД: (ЛУУД)

Осознавать роль языка и речи жизни людей

Видеть красоту и выразительность речи

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

Метапредметные:

Регулятивные УУД. (РУУД)

Понимать и принимать учебную задачу урока;

Осуществлять решение учебной задачи под контролем учителя;

Осуществлять контроль , коррекцию и самооценку деятельности

Коммуникативные УУД. (КУУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию .

Познавательные УУД ( ПУУД)

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Межпредметные связи:

Литературное чтение

Окружающий мир

Предметные:

Научатся первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке.

Получат возможность на практическом уровне научиться различать многозначные слова

Основные понятия

Однозначные слова, многозначные слова

Ресурсы:


Книгопечатная продукция:

-Канакина В. П.. Горецкий В. Г.Русский язык. 2кл. Части 1,2 – М: Изд. «Просвещение», 2012.- 144с.: ил.

-Жуков В.П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. Москва: Издательство «Просвещение», 2000

Информационно-коммуникативные средства:

- презентация к уроку

Технические средства обучения: компьютер. ТСО

Учебно-практическое оборудование: экран



Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа









Технологическая карта изучения темы «Однозначные и многозначные слова»



Этапы урока


Ресурсы


Деятельность учащихся

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебного материала

Формируемые

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-установить тематические рамки;

- уточнить тип урока;

- наметить шаги учебной деятельности.



Презентация


Слайд№1





Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.





Проговаривают девиз урока.



Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Ф

Вот и прозвенел звонок.

Проверь, скорее, мой дружок:

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

- Садитесь.

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?!

Хором: Слушаем внимательно,

Работаем старательно!


На доске девиз, проговариваем:

«Знаешь – говори, не знаешь – слушай»

Вывод: Дети настраиваются на учебную деятельность.

Задание: ответить на вопросы

-Какой у нас урок? Что мы делаем на уроках русского языка?

Вывод:

Дети анализируют, выдвигают предположения, рассуждают.


Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(КУУД)









Оформлять свои мысли в устной форме (КУУД)


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

Цели:

-организует выполнение учащимися учебного действия;

-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

.



Слайд№2

Угадывают зашифрованное слово


Высказывают своё предположение.



Фиксируют индивидуальное затруднение.





И, Ф

1.Словарная работа

Задание: Работа со словарными словами

-Разгадайте шараду.

Начало – нота,

Потом оленя украшенье.

А вместе – место оживлённого движенья.

(Дорога)

-Запишите слово, поставьте знак ударения, подчеркните букву о и запомните её.

-Запишите, как дорогу называют ласково.

( дорожка)

- Как называется знак, который стоит на дороге? (дорожный )

- В этих словах тоже пишется буква о. Подчеркните её.

Вывод:

Сначала мы повторим необходимое, потом будет задание с чем-то новым. Мы попробуем его выполнить. Поставим цель и сами построим способ ее решения.


Задание: Ответить на вопросы

- Урок русского языка. Что такое язык?

Затрудняются сразу чётко объяснить



Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (КУУД)

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (ПУУД).


III. Постановка учебной задачи

Цели:

-организовать постановку цели урока.

- уточнить следующий шаг учебной деятельности;



.


Учебник

С помощью учителя ставят цель урока.



Проговаривают следующий шаг учебной деятельности

Ф

- Что же сегодня узнаем?

- Что для этого надо сделать?


Вывод:

- Вспомнить, что знаем.

- Посмотреть в учебнике с. 47. Прочитайте, на какой вопрос мы ответим на уроке? ( Однозначные и многозначные слова)




Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(РУУД)

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с

помощью учителя ( ПУУД)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

-организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Слайды 3-7



















Учебник









Рабочие тетради




Школьный фразеологический словарь русского языка

Находят значения слова














Называют средства.

Г












Ф

Задание: Нахождение значения слова «язык»

- По слайдам находят несколько значений слова «язык».

Вывод: Слово может иметь несколько значений. Слово «язык» многозначное, так как у него несколько значений.


- Сколько же значений у слова «язык»?

-Дима, повтори. – 5

-Катя, повтори. – 5

-Серёжа, повтори. -…- Почему ты молчишь? Ты что, ЯЗЫК ПРОГЛОТИЛ? – Проверим… Нет, на месте. Ребята, а почему я так спросила? Можно ли на самом деле проглотить язык? А почему же так говорят? (язык нужен когда мы произносим слова, если его нет – человек не может разговаривать, раз молчит – значит без языка)

- Верно, ребята. Люди это заметили и часто употребляют слово «язык» не в прямом, а в переносном значении.

Задание: Знакомство с фразеологизмами.

- Рассмотрим примеры в учебнике. – Сможем ли мы сами объяснить? Наших знаний не хватит.

- Я заранее попросила ребят найти значения этих выражений, послушаем.

- Расскажите, где Вы брали информацию?


ОСТРЫЙ НА ЯЗЫК

НАЙТИ ОБЩИЙ ЯЗЫК

ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЁТ

ДЕРЖИ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ!

КАК КОРОВА ЯЗЫКОМ СЛИЗАЛА


- А ещё, есть «Словарь фразеологических оборотов», в котором так же можно найти объяснения многих высказываний.

Вывод:

Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Информацию можно находить в разных источниках.

Физкультминутка «Лягушки»


Проговаривать последовательность действий на уроке (РУУД)

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи.


учебник

Выполняют задание, проговаривая новые понятия.



Осознают свою этническую принадлежность


- Задание: Работа по рассказу

Продолжаем узнавать новое, опираясь на полученные знания. В каком значении слово «язык» употребляется в следующем рассказе

- Все ли люди говорят на одном языке? (1предложение)

- Какие вы знаете языки?


- На каком языке мы с вами разговариваем? В какой стране мы живём? Кто мы по – национальности?

- Что ещё вы узнали из рассказа? (2 предложение)

Вывод: Все люди живут в разных странах и разговаривают на разных языках.

Задание: Работа с упражнением.

-упр.60 (с.48)

-Слово дорога однозначное или многозначное?

-Сколько разных значений у этого слова? Назовите их.

-Придумайте предложение со словом дорога, запишите его, подчеркните основу, начертите схему.

Вывод: Обращение к учебной задаче. Рефлексия уровня ее усвоения.



Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (КУУД).


VI. Самостоятельная работа

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку по эталону;

-организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.










Слайд№8




Слайд №9

(эталон)

Карточки со словами

Выполняют задание самостоятельно в группах из 4х человек




















Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «+», «–».


Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.

Г.

- Вернёмся к началу урока. О каком слове мы ещё с вами говорили? В чём его особенность? Как вы думаете, много ли подобных слов в русском языке?

- Да, и многие из них вам хорошо знакомы.

Сейчас вы будете работать в группах.

Задание : Самостоятельная работа

Каждая группа получит слово, про которое надо рассказать по плану



Каждая группа рассказывает о значениях одного слова (ЗВЕЗДА, КОЛОКОЛЬЧИК, КОСА, РУЧКА, ЛИСТ, КИСТЬ)

Вывод:

В ходе выступлений ребята добавляют, исправляют ответы участников группы.





Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (РУУД).













Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (РУУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.













VIII.Домашнее задание


.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали, знают, смогли.





Делают самооценку

И

Задание: Опорные слова.

Закончить предложения

Сегодня я узнал, что слова бывают…..

Теперь я знаю, что значение слов можно прочитать…..

Я должен выучить написание слов….

Мне было интересно…..

У меня вызвало трудности выполнение задания……..


-Понравилось ли вам как вы работали на уроке?

Покажите.

- Мне понравилось как на уроке работали…………

Вывод: Подведение итогов урока при помощи наводящих вопросов учителя

А дома найдите ещё слова, которые имеют несколько значений. Завтра обсудим и добавим в наш словарик.

С.49 упр.61.

Урок окончен.

.


Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (РУУД).


Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (ЛУУД)















Список использованной литературы

  1. «Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2012

  2. «Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2012

  3. «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2012

  4. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения

  5. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

  6. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова,  М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

7.«Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007

8. Жуков В.П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. Москва: Издательство «Просвещение», 2000









3