СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок заключительный по данной теме из раздела «Морфология» носит обобщающий характер. Материал и количество упражнений рассчитаны на средний уровень подготовленности класса.Задания в содержании урока носят исследовательский, индивидуальный и дифференцированный характер.

Просмотр содержимого документа
«урок русского языка 4 класс»

Пояснительная записка к уроку.


Предмет: русский язык 


Программа «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова. Учебник.

Русский язык. 4 класс. Л.М. Зеленина.

Тип урока. Обобщение изученного материала. Форма урока. Урок – путешествие. Место в учебном плане.

Заключительный урок по данной теме.

Тема.

«Правописание окончаний имен существительных единственного числа»



Цели урока:
  1. Образовательные:

  • упражнять в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа;

  • продолжить работу над формированием орфографической зоркости, учить детей видеть и чувствовать мир;

  • закрепить знания обучающихся о грамматических признаках предложения;

  • самостоятельно использовать полученные знания (через деятельность учителя).

  1. Развивающие:

    • развивать эмоциональную сферу ребенка, творческое воображение через слово, музыку, психологические процессы (мышление, память);

    • развивать устную и письменную речь учащихся.

  2. Воспитательные:

      • воспитывать интерес к предмету, русскому языку.

Методы • Иллюстративный.
• Репродуктивный. • Беседа.
• Диалог.
• Рефлексия. Оборудование

• Ноутбук
• Проектор.
• Экран.
• Презентация Microsoft Office PowerPoint.
• Раздаточный материал, индивидуальные карточки.

Данный урок разработан для обучающихся 4 класса в соответствии с образовательной программой «Школа России».

Урок заключительный по данной теме из раздела «Морфология» носит обобщающий характер. Материал и количество упражнений рассчитаны на средний уровень подготовленности класса.

Задания в содержании урока носят исследовательский, индивидуальный и дифференцированный характер.

Урок с использованием ИКТ является более наглядным, интересным для обучающихся. Кроме этого появляются широкие возможности для личностного развития, а также позволяет вести диалог в паре, в малой группе, учитывать сходство и разницу позиций.

Повышение эффективности урока за счет представления информации и упорядочивание ее, тем самым облегчает запоминание материала, вовлечение всех обучающихся в активную учебную деятельность на протяжении всего урока с учетом их возможностей и способностей.


Части урока, где использованы ИКТ

Программный продукт

Для ученика

Для учителя

Практическая работа в малых группах

Опорный конспект по теме занятия,

Карточки с заданием

-Разнообразие способов учебно-
познавательной деятельности

- Развитие творческой
деятельности и
коммуникативных
навыков

- Позволяет создать
нетрадиционный урок

- Увеличить
производительность труда на уроке.

Контроль знаний

Работа в группах

Карточки с индивидуальными заданиями

  • Обеспечение самоконтроля,

  • Повышение объективности оценки

  • Увеличивает
    продуктивность
    использования времени на уроке


Домашнее задание

Сочинение

- Игровая схема, интересная форма контроля

  • Повысить интерес к домашнему заданию

  • Обеспечение дифференцированного подхода

  • Привлечение ресурсов домашнего компьютера


Санитарно гигиенические требования по ИКТ были выполнены – время работы с компьютером не превышает 15 минут. Общая атмосфера и образовательная среда урока способствует продвижению учащихся в развитии и усвоению знаний.


Ход урока:


I. Организационный момент.

Психологический настрой. (По ходу урока демонстрируется презентация )

- Сегодня 10 декабря, урок русского языка.

Кто сегодня станет первым?

Кто сегодня будет лучшим?

Я сегодня буду первым.

Я сегодня буду лучшим.

- Все самые лучшие садитесь. Сегодня мы совершим путешествие к земле Знаний. Я уверена, что все задания вам будут по плечу. Желаю вам успешной работы. Пожелайте друг другу удачи.

- Перед вами сказочная «Карта Знаний», на ней указан наш маршрут.

Кто за приключения?

Все без исключения!

Давайте поднимем парус

И – прямо в океан.

Ведь и для нас осталось

Еще не мало стран,

Пока что не открытых

Или давно забытых!

Дорог в морях немало –

Смелее у штурвала!

II. Минутка чистописания

- А отправимся мы из порта Чистописания.

а) Зрительный диктант.

- Прочитайте написанные на доске слова, постарайтесь их запомнить. Запишите их по памяти.

Пингвин медведь бабушка лесник

б) Слуховой диктант.

Море орех доктор солнце

- Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.

- Буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания, обозначают парные глухие согласные в лишнем слове.

(Показ образца написания букв ш, к и их соединений. Выполнение работы в тетради.)

- И мое пожелание запишите в тетради.

Большому кораблю – большое плавание.

III. Словарная работа.

- Вперед! Вот уже мы в море Словарных Слов. Запишите словарные слова, поставьте ударения, определите склонение и падеж.

Про путешествие, на корабле, с экипажем, на дороге, к горизонту, о лодке, по работе, на берег.

- Дайте объяснение новому слову: бриз. (Бриз- это ветер).

- Прочитайте предложение.

Бриз – легкий ветерок, дует днем с моря, а ночью с суши.

- Дайте характеристику этому предложению. Назовите грамматическую основу. Запишите это предложение в тетрадь.

IV. Повторение.

- Вот мы в заливе Существительных. Ответьте на вопросы:

Что называется именем существительным?

Как изменяется имя существительное?

Какого рода могут быть имена существительные?

Что такое склонение?

Какого склонения бывают имена существительные?

Какие существительные относятся к 1-му склонению?

Какие существительные относятся ко 2-ому склонению?

Какие существительные относятся к 3-му склонению?

Как определить склонение имен существительных?

- Определите склонение существительных. (Работа с цифровым веером).

Гора, улей, молодежь, нога, вишня, дочь, прогулка, кирпич, учебник, дядя, стройка, дорога, дорожка.

V. Физкультминутка. (Движения под музыку)

VI. Проблемное задание с объяснительной функцией.

- Займите места в своих «каютах». Смотрите, под парусами вьются на ветру яркие флажки, в каждом из них задание для бригад экипажа. Работа по бригадам – рядам. Командирам раздаются флажки, на оборотах которых задания. Бригады готовят задание сообща, затем один рапортует.

Перепиши, подчеркни «лишнее» слово, объясни свой выбор:

существительное, прилагательное, глагол,

определение, местоимение.


Продолжи ряд синонимов к существительному смелость-.


Придумай словосочетание существительное + прилагательное.

Рояль, шампунь, фамилия, тюль.

Запиши все слова, подчеркни имена существительные:

Синеть, синева, синеватый, синенький, синь.

Запиши антонимы к существительным:

шум-, грусть-, свет-, легкость-, холод-.


Команды, отрапортовав о выполненных заданиях, вешают флажки в любом порядке.

- Если правильно повесить флажки, то можно узнать, что увидел вдалеке капитан судна. ЗЕМЛЯ.

- Правильно, земля! Это остров Поэзии.

VII. Разбор предложения по членам.

- Прочитайте выразительно строки:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что кинул он в краю далеком?

Что ищет он в краю родном?

- Кто автор этих замечательных строк? (М.Ю.Лермонтов)

- Запишите первое предложение, разберите по членам предложения.

VIII. Закрепление. Творческая работа.

- Вот в этой старинной бутылке, которая, судя по всему, долго пролежала в воде, находилось письмо. Даже не столько письмо сколько дневниковая запись одного путешественника. Он запечатал ее в бутылку и бросил в океан. Ну а мы ее нашли и можем прочитать.

5 июля. Наша экспедиция оказалась в беде. Мы в ужасном положении. Наш корабль потерпел крушение, и мы высадились на какой-то остров в океане.

6 июля. Какая тут красота: синева неба, зелень травы, солнце! У всех на душе радость! Трудности позади.

8 июля. Настроение наше ухудшилось, потому что испортилась погода. Дождь, ветер, холод. На всех лицах – напряжение и озабоченность. Впереди – неизвестность. Какие еще приключения нас ждут?

9 июля. Ночь. Темнота. Мрак. Вдруг я ясно ощущаю толчок и слышу грохот. Здесь в пещере, слышен страшный шорох, затем – шепот. Нам грозит опасность!!!

Джон Смит.


- Хотите им помочь? Что ж все в ваших руках! Это же не простой документ, а заколдованный. Отыщите в этом письме все существительные, укажите род и склонение, число.

IX. Подведение итогов. Рефлексия.

- Ребята, мы побывали в море Существительном, повторили все, что знали об этой части речи.

- Какое задание было самое трудное?

- Что пожелаете для следующего путешествия?

X. Домашнее задание.

- Придумайте продолжение приключения Джона Смита. Выберите для своего рассказа существительные из списка, составленного специально для вас бывалым капитаном:

Воспоминание, плавание, событие, стойкость, смелость, храбрость, смекалка, умение, волнение, шторм, ураган, буря, стон, гром, строительство, сообщение, выдержка, судьба, удача, везение, помощь, освобождение, смех, слезы, галдеж, возвращение.