Пояснительная записка к уроку.
Предмет: русский язык
Программа «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова. Учебник.
Русский язык. 4 класс. Л.М. Зеленина.
Тип урока. Обобщение изученного материала. Форма урока. Урок – путешествие. Место в учебном плане.
Заключительный урок по данной теме.
Тема.
«Правописание окончаний имен существительных единственного числа»
Цели урока:
Образовательные:
упражнять в правописании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа;
продолжить работу над формированием орфографической зоркости, учить детей видеть и чувствовать мир;
закрепить знания обучающихся о грамматических признаках предложения;
самостоятельно использовать полученные знания (через деятельность учителя).
Развивающие:
развивать эмоциональную сферу ребенка, творческое воображение через слово, музыку, психологические процессы (мышление, память);
развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные:
Методы • Иллюстративный.
• Репродуктивный. • Беседа.
• Диалог.
• Рефлексия. Оборудование
• Ноутбук
• Проектор.
• Экран.
• Презентация Microsoft Office PowerPoint.
• Раздаточный материал, индивидуальные карточки.
Данный урок разработан для обучающихся 4 класса в соответствии с образовательной программой «Школа России».
Урок заключительный по данной теме из раздела «Морфология» носит обобщающий характер. Материал и количество упражнений рассчитаны на средний уровень подготовленности класса.
Задания в содержании урока носят исследовательский, индивидуальный и дифференцированный характер.
Урок с использованием ИКТ является более наглядным, интересным для обучающихся. Кроме этого появляются широкие возможности для личностного развития, а также позволяет вести диалог в паре, в малой группе, учитывать сходство и разницу позиций.
Повышение эффективности урока за счет представления информации и упорядочивание ее, тем самым облегчает запоминание материала, вовлечение всех обучающихся в активную учебную деятельность на протяжении всего урока с учетом их возможностей и способностей.
Части урока, где использованы ИКТ | Программный продукт | Для ученика | Для учителя |
Практическая работа в малых группах | Опорный конспект по теме занятия, Карточки с заданием | -Разнообразие способов учебно- познавательной деятельности - Развитие творческой деятельности и коммуникативных навыков | - Позволяет создать нетрадиционный урок - Увеличить производительность труда на уроке. |
Контроль знаний | Работа в группах Карточки с индивидуальными заданиями | | |
Домашнее задание | Сочинение | - Игровая схема, интересная форма контроля | Повысить интерес к домашнему заданию Обеспечение дифференцированного подхода Привлечение ресурсов домашнего компьютера |
Санитарно гигиенические требования по ИКТ были выполнены – время работы с компьютером не превышает 15 минут. Общая атмосфера и образовательная среда урока способствует продвижению учащихся в развитии и усвоению знаний.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Психологический настрой. (По ходу урока демонстрируется презентация )
- Сегодня 10 декабря, урок русского языка.
Кто сегодня станет первым?
Кто сегодня будет лучшим?
Я сегодня буду первым.
Я сегодня буду лучшим.
- Все самые лучшие садитесь. Сегодня мы совершим путешествие к земле Знаний. Я уверена, что все задания вам будут по плечу. Желаю вам успешной работы. Пожелайте друг другу удачи.
- Перед вами сказочная «Карта Знаний», на ней указан наш маршрут.
Кто за приключения?
Все без исключения!
Давайте поднимем парус
И – прямо в океан.
Ведь и для нас осталось
Еще не мало стран,
Пока что не открытых
Или давно забытых!
Дорог в морях немало –
Смелее у штурвала!
II. Минутка чистописания
- А отправимся мы из порта Чистописания.
а) Зрительный диктант.
- Прочитайте написанные на доске слова, постарайтесь их запомнить. Запишите их по памяти.
Пингвин медведь
бабушка лесник
б) Слуховой диктант.
Море орех доктор солнце
- Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ.
- Буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания, обозначают парные глухие согласные в лишнем слове.
(Показ образца написания букв ш, к и их соединений. Выполнение работы в тетради.)
- И мое пожелание запишите в тетради.
Большому кораблю – большое плавание.
III. Словарная работа.
- Вперед! Вот уже мы в море Словарных Слов. Запишите словарные слова, поставьте ударения, определите склонение и падеж.
Про путешествие, на корабле, с экипажем, на дороге, к горизонту, о лодке, по работе, на берег.
- Дайте объяснение новому слову: бриз. (Бриз- это ветер).
- Прочитайте предложение.
Бриз – легкий ветерок, дует днем с моря, а ночью с суши.
- Дайте характеристику этому предложению. Назовите грамматическую основу. Запишите это предложение в тетрадь.
IV. Повторение.
- Вот мы в заливе Существительных. Ответьте на вопросы:
Что называется именем существительным?
Как изменяется имя существительное?
Какого рода могут быть имена существительные?
Что такое склонение?
Какого склонения бывают имена существительные?
Какие существительные относятся к 1-му склонению?
Какие существительные относятся ко 2-ому склонению?
Какие существительные относятся к 3-му склонению?
Как определить склонение имен существительных?
- Определите склонение существительных. (Работа с цифровым веером).
Гора, улей, молодежь, нога, вишня, дочь, прогулка, кирпич, учебник, дядя, стройка, дорога, дорожка.
V. Физкультминутка. (Движения под музыку)
VI. Проблемное задание с объяснительной функцией.
- Займите места в своих «каютах». Смотрите, под парусами вьются на ветру яркие флажки, в каждом из них задание для бригад экипажа. Работа по бригадам – рядам. Командирам раздаются флажки, на оборотах которых задания. Бригады готовят задание сообща, затем один рапортует.
Перепиши, подчеркни «лишнее» слово, объясни свой выбор:
существительное, прилагательное, глагол,
определение, местоимение.
Продолжи ряд синонимов к существительному смелость-.
Придумай словосочетание существительное + прилагательное.
Рояль, шампунь, фамилия, тюль.
Запиши все слова, подчеркни имена существительные:
Синеть, синева, синеватый, синенький, синь.
Запиши антонимы к существительным:
шум-, грусть-, свет-, легкость-, холод-.
Команды, отрапортовав о выполненных заданиях, вешают флажки в любом порядке.
- Если правильно повесить флажки, то можно узнать, что увидел вдалеке капитан судна. ЗЕМЛЯ.
- Правильно, земля! Это остров Поэзии.
VII. Разбор предложения по членам.
- Прочитайте выразительно строки:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что кинул он в краю далеком?
Что ищет он в краю родном?
- Кто автор этих замечательных строк? (М.Ю.Лермонтов)
- Запишите первое предложение, разберите по членам предложения.
VIII. Закрепление. Творческая работа.
- Вот в этой старинной бутылке, которая, судя по всему, долго пролежала в воде, находилось письмо. Даже не столько письмо сколько дневниковая запись одного путешественника. Он запечатал ее в бутылку и бросил в океан. Ну а мы ее нашли и можем прочитать.
5 июля. Наша экспедиция оказалась в беде. Мы в ужасном положении. Наш корабль потерпел крушение, и мы высадились на какой-то остров в океане. 6 июля. Какая тут красота: синева неба, зелень травы, солнце! У всех на душе радость! Трудности позади. 8 июля. Настроение наше ухудшилось, потому что испортилась погода. Дождь, ветер, холод. На всех лицах – напряжение и озабоченность. Впереди – неизвестность. Какие еще приключения нас ждут? 9 июля. Ночь. Темнота. Мрак. Вдруг я ясно ощущаю толчок и слышу грохот. Здесь в пещере, слышен страшный шорох, затем – шепот. Нам грозит опасность!!! Джон Смит. |
- Хотите им помочь? Что ж все в ваших руках! Это же не простой документ, а заколдованный. Отыщите в этом письме все существительные, укажите род и склонение, число.
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, мы побывали в море Существительном, повторили все, что знали об этой части речи.
- Какое задание было самое трудное?
- Что пожелаете для следующего путешествия?
X. Домашнее задание.
- Придумайте продолжение приключения Джона Смита. Выберите для своего рассказа существительные из списка, составленного специально для вас бывалым капитаном:
Воспоминание, плавание, событие, стойкость, смелость, храбрость, смекалка, умение, волнение, шторм, ураган, буря, стон, гром, строительство, сообщение, выдержка, судьба, удача, везение, помощь, освобождение, смех, слезы, галдеж, возвращение.