СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словосочетание. Связь слов в словосочетании.

Цель урока:  обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

  • Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов                                                            в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

 3)  закрепление навыков правописания;       

  1. обучение умению связно излагать свои мысли.
    • Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

  • Воспитательные:
    1. воспитание ответственности за качество своих знаний;
    2. Воспитание любви к родному русскому языку
    3. Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

Ход урока

Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин.

  1. Организационный момент.
  2. Психологический настрой.

Учитель:          Здравствуйте!

                   Я рада приветствовать Вас в классе нашем,

                           Возможно, есть классы лучше и краше,

                           Но пусть в нашем классе вам будет светло,

                           Пусть будет уютно и очень легко.

          Ребята, добрый день!

          Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

     Не мешай трудиться!

          Громко прозвенел звонок –

Начинается урок!

Ребята, у вас на партах лежат "Словарики настроений-смайлики".  Найдите, пожалуйста, в списке прилагательное, которое характеризует ваше настроение, и объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

Ученики: Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

Ученики: А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

Ученики: А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

Ученики: Моё настроение приподнятое. Я люблю урок русского языка, мы   интересные задания выполняем.)

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!

  1. Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.
  2. Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Ученики: Соединение слов – это есть словосочетание.

Учитель: Подберите синоним к слову «соединение»

Ученики: Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях...

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»

Учитель: А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

Ученики: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

  1. Индивидуальная работа.
  2. Ребята, у каждого из вас на столе лежит «Маршрутный лист». Запишите в нем все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – 3 минуты.
    1. Работа в паре.

Учитель: Сейчас мы поработаем в паре. Задание: Обсудите с товарищем по парте все, что записали. Время на выполнение – 2 минуты.

  1. Проверка работы с одновременным заполнением кластера. Работа у доски.

Учитель: Коллективная работа. Каждая пара по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.

Ученики:

1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание предложение. 

2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.

3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.

4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.

5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание

(Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждого ученика: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное.

 

  1. Обобщение и систематизация знаний.
    1. Проблемная ситуация. Работа в паре.

Учитель: Мы повторили изученное.

Найдите закономерность в построении словосочетаний.

Малые реки

Подробности жизни

Очень хорошая Верят в любовь

Уехал вовремя

Слишком громко

Очень весело

Ученики: В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания. Подведем итог.

По характеру главного слова словосочетания делятся

на именные, глагольные и наречные

ИМЕННЫЕ

x

Волк бурый

x

Обращение к людям

 

Главное слово выражено именем существительным и именем прилагательным

ГЛАГОЛЬНЫЕ

x

Служит верно

x

Обратиться смело

 

Главное слово выражено глаголом

НАРЕЧНЫЕ

                        x

Слишком громко

                     x

Очень понятно

 

Главное слово выражено наречием

 

                                             Виды именных словосочетаний

                  x                                                    x

Существительное +  Прилагательное – волк бурый

         x                                                                 x

Существительное + существительное – обращение к людям

 

                                          Виды глагольных словосочетаний

   x                                                  x

Глагол + существительное – служит верно

      x                                 x

Глагол + наречие – обратиться смело

Виды наречных словосочетаний

                       x                                x

Наречие + наречие – слишком громко

 

  1. Игра «Ромашка»

Учитель: Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Работаем в паре.Каждая пара сорвет с ромашки один лепесток с четверостишием и выпишет из него все возможные словосочетания, определите способ связи.

1-ый лепесток:

Оз…рен звездой рассвета Необъятный отчий край. Чтобы тучи зла развеять, - Смелым, сильным выр…стай.

Ученик: Согласование: отчий край, необъятный край, смелым вырастай, сильным вырастай, управление: озарен звездой, звездой рассвета, тучи зла, развеять тучи.

2-ой лепесток:

А чеченский н…род Мою песню споет, Среди ясного дня Вспом…ная меня

Ученик: Согласование: чеченский народ, мою песню, среди ясного дня, управление: споет песню, вспоминая меня.

3-ий лепесток:

В тр..вожные бурные дни

Мы смело идем в наступленье,

С пути богатеев смет…м

И сбросим ярмо угнетенья

Ученик: Согласование: тревожные дни, бурные дни, примыкание: смело идем, управление: идем в наступленье, богатеев сметем, с пути сметем, сбросим ярмо, ярмо угнетения.

4-ый лепесток:

Сжимают пальцы верную винтовку,

Над головой свинца смертельный свист

Внезапно навзнич… падает неловко,

Сражен(?)ый вражьей пулей человек

Ученик: Согласование: верную винтовку, смертельный свист, сраженный человек, вражьей пулей, сраженный пулей, управление: свист свинца, свист над головой, примыкание: падает неловко, падает навзничь, падает внезапно.

IV. Закрепление материала.

  1. Разминка «Веришь ли ты?»

Учитель: Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное содержится в высказывании, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.

Веришь ли ты, что…

Учитель: Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Задаются падежные вопросы.

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что сочетание «длинная шея» – примыкание?

Ученики: Нет, это согласование.

Учитель: Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение?

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением.

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием?

Ученики: Да.

Учитель: Верите ли вы, что сочетание «Вода журчит» - управление.

Ученики: Нет, грамматическая основа предложения.

Учитель: Верите ли вы, что согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже?

Ученики: Да.

V. Итог урока.

1. Беседа. Алгоритмизация.

Учитель: Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании?

Ученики:

1.Поставить вопрос, таким образом найти главное и зависимое слово.

2.Определить, чем выражены главное и зависимое слова.

Учитель: На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова?

Ученики: По характеру главного слова словосочетания делятся именные, глагольные и наречные .

VI. Дифференцированное творческое домашнее задание: рассмотрите картину В.М.Васнецова . Для слабых учащихся – задание: составить по рисунку словосочетания и определить их виды.

Для остальных учащихся – задание: по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.

VII. Оценка деятельности учащихся с учетом маршрутных листов учащихся.

         

VIII. Рефлексия урока.

Ребята, закончился урок, снова попрошу вас из "Словарика настроений-смайлики" выбрать прилагательное, которое характеризует ваше настроение, объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

Ученики: У меня настроение приподнятое: все получилось, урок прошел интересно.

Ученики: А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, и у меня все получилось.

Ученики: У меня настроение веселое: я получила «5».

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, что значит быть счастливым человеком?

Ученики: Для меня счастье, быть умным и образованным.

Ученики: Ответы учащихся. (Слайд фотографии счастливых людей)

Учитель: Быть счастливым – значит быть умным и образованным, поэтому учитесь и будьте счастливы.

Вот настал момент прощанья, Будет краткой моя речь, Говорю я: «До свиданья! До счастливых новых встреч!»