Ур 165. (5-А , 5-В) 19. 04
Тема: Грамматическая основа предложения.
Урок развития умений.
Цели как деятельность учеников:
- высказывать предположения на основе наблюдений, анализировать, сравнивать, строить рассуждения, делать выводы,
-опознавать грамматическую основу предложения, выделять в предложении подлежащее и сказуемое, выполнять синтаксический разбор односоставных предложений.
- строить связное монологическое высказывание, взаимодействовать в паре, договариваться о совместной деятельности, соотносить цель и результаты своей деятельности.
Оборудование: учебник русского языка (автор – Рыбченкова), раздаточный материал (приложение).
Ход урока
Орг. момент.
![]()
Проверка д/з. Ученик читает первое предложение, указывает на гр. основу предл. Следующее предложение другой ученик.
![]()
Определение темы и целей урока. .
Найди четвертое лишнее.
Наступает вечер. Дует ветер. Шумит лес. Стелется туман. Серый воздух.
Предположи тему урока. Запись темы урока.
Глядя на план урока поставь перед собой цель.
![]()
Актуализация полученных знаний.
Эстафета (выполняется письменно, взаимопроверка).
Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
На какие вопросы отвечает подлежащее?
На какие вопросы отвечает сказуемое?
Как еще называют подлежащее и сказуемое?
Как называется предложение, которое имеет только один главный член?
Как называются предложения, которые имеют и подлежащее, и сказуемое?
![]()
Развитие и закрепление умений.
Упражнение 1.
Преобразуй предложения из рубрики «определяю тему урока» в распространённые, запиши их так, чтоб получился связный текст. Озаглавь текст. Подчеркни главные члены предложения. Поставь вопросы и графически покажи связи второстепенных членов предложения с главными.
Проверка.
Упражнение 2. Работая в паре с соседом, решите лингвистическую игру на стр. 106. Дайте развёрнутый ответ, обоснуйте его.
Упражнение 481 (если осталось время)
![]()
Итог урока.
Найдите «третье лишнее», обоснуйте свой выбор:
а) Весна наступила. Идёт дождь. Оттепель.
б) Осень пришла. Уже пожелтели берёзки. Притих лес.
в) Рассвет. Туман. В тумане падают листья.
![]()
Рефлексия
– Вспомните, какова была цель урока. Удалось ли её достичь?
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Заполнение листов самооценки.
– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.
– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
8. Д/з Составить предложения со словарными словами из параграфа 63, в предложениях обозначить подлежащее и сказуемое.
Приложение
Определяю тему урока
Найди четвертое лишнее.
Наступает вечер. Дует ветер. Шумит лес. Стелется туман. Серый воздух.
Вспоминаю то, что знаю
Дайте ответы на вопросы. Проверка по эстафете.
Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
На какие вопросы отвечает подлежащее?
На какие вопросы отвечает сказуемое?
Как еще называют подлежащее и сказуемое?
Как называется предложение, которое имеет только один главный член?
Как называются предложения, которые имеют и подлежащее, и сказуемое?
Развиваю умения находить и выделять грамматическую основу предложения.
Упражнение 1.
Преобразуй предложения из рубрики «определяю тему урока» в распространённые, запиши их так, чтоб получился связный текст. Озаглавь текст. Подчеркни главные члены предложения. Поставь вопросы и графически покажи связи второстепенных членов предложения с главными.
Упражнение 2.
Работая в паре с соседом, решите лингвистическую игру на стр. 106. Дайте развёрнутый ответ, обоснуйте его.
Проверяю себя
Найдите «третье лишнее», обоснуйте свой выбор:
а) Весна наступила. Идёт дождь. Оттепель.
б) Осень пришла. Уже пожелтели берёзки. Притих лес.
в) Рассвет. Туман. В тумане падают листья.
Домашнее задание: Составить предложения со словарными словами из параграфа 63, в предложениях обозначить подлежащее и сказуемое.