Открытый урок русского языка по теме «Графика. Алфавит»
Цель: знакомство с историей создания русского алфавита
Задачи:
раскрыть зависимость между звуками речи и буквами;
повторить обозначение звуков на письме; закрепить навык записи фонетической транскрипции слова;
воспитывать вкус к родному языку.
I Организационный момент
Приветствие. Подготовка учащихся к уроку. Проверка присутствующих на уроке.
II Повторение пройденного / Путешествие к далёким островам
Вступительное слово учителя
Ребята, сегодня у нас необычный урок - урок-путешествие. В название темы вынесены два слова «Графика. Алфавит». Мы должны будем раскрыть зависимость между звуками речи и буквами, повторить обозначение звуков на письме, познакомиться с историей создания русского алфавита. Уметь верно называть буквы алфавита и каллиграфически правильно писать их.
Целью нашего путешествия станет далёкий остров в фонетическом океане. В старинной книге мы отыскали легенду об островитянах, которые никак не могут найти согласие в решении важного для них вопроса:
За синим океаном
Есть остров безымянный.
Два племени враждебных
Живут там с давних пор.
Там не растёт пшеница,
И вишня не родится,
А люди дни и ночи
Ведут великий спор.
Там племя Аз шумело
И копьями звенело,
Что в алфавите издавна
Шли буквы чередой.
В ответ твердили Буки,
Что это - вред науке,
И азбукой зовётся
Отныне букв строй.
Согласия не будет,
Покуда не рассудит
Их в этом спорном деле
Наш дружный пятый класс.
Итак, не будем терять времени. Нас ждёт огромный Фонетический океан, таинственные острова и подводные рифы. Корабль готов к отплытию. Но чтобы мы могли поднять якорь, ответьте на вопрос:
- Какой раздел науки о языке называется фонетикой?
Теперь мы можем отправляться в путь. В Фонетическом океане много островов. И первым мы посетим остров Гласный. Здесь живут шесть весёлых звуков. Они очень любят петь. Ребята, почему гласные звуки так называются?
Ученик: В старину слово голос звучало так: глас. Поэтому звуки, которые произносятся полным голосом, гласом, идя от связок к губам без всяких преград, получили название гласных.
Ученик: В другом смысле прилагательное гласный обозначает нечто, доступное для общественного ознакомления и обсуждения. Например, при гласном судопроизводстве ход и результаты юридического процесса не остаются в тайне, а звучат в полный голос.
Ученик: А ещё гласными в старой России назывались депутаты выборных органов власти. Ведь они избирались голосованием и могли провозглашать всё что угодно.
- Перечислите гласные звуки.
- Вспомните позиционные чередования гласных. Какая позиция в слове является для гласного сильной? Слабой? Что нужно сделать, чтобы поставить гласный в сильную позицию?
Гласные звуки укажут нам дорогу, если мы выполним задание
Карточка
Вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова.
Посв..тить фонарём, посв..тить стихотворение, уд..литься от берега, уг..стил конфетой, пос..дел от старости, пос..дел на скамейке, изв..стил письмом, отв..рили дверь, отв..рили картофель, соед..нили провода, скр..пучий снег, расч..щать двор, объ..снить задачу.
Теперь мы можем двигаться дальше. Курс на остров Согласный. Здесь живут дружные работяги - согласные звуки.
Ученик: Согласный звук произносится совсем не так, как гласный. Ему нужно затратить усилие. Чтобы преодолеть преграды - нёбо, губы, зубы. Он, конечно, на это согласен - куда деваться. Но согласный он по другой причине: ведь без гласного он не может образовать слога.
- Какие группы согласных звуков вам известны?
- В каких позициях согласный звук становится мягким?
- Объясните термин озвончение, оглушение согласного. Приведите примеры.
Согласные звуки приготовили для нас тесты, решив которые, мы дождёмся попутного ветра.
Тестирование
1. Какие органы речи принимают участие в создании гласных звуков?
а) язык;
б) зубы;
в) голосовые связки;
г) губы
2. Укажите слово, в котором все согласные мягкие.
а) добрый;
б) пень;
в) тетрадь;
г) электричество
3. Укажите слово, в котором есть непарные по глухости- звонкости согласные.
а) доска;
б) шаг;
в) чепуха;
г) видеть
4. Найдите слово, состоящее из трёх слогов.
а) арка;
б) артист;
в) апрель;
г) автомат
5. Укажите слово, в котором допущена ошибка.
а) робкий;
б) покупка;
в) ватружка;
г) гладкий
6. Найдите неверное утверждение.
а) Если мягкий согласный оказался в слове перед другим мягким согласным, то ь не ставится;
б) Чтобы указать мягкость согласного, который находится перед другим твёрдым согласным, используется ь;
в) На мягкость согласного могут указывать стоящие после него буквы а, о, э, ы;
г) Чтобы указать мягкость согласного, который находится на конце слова, используется ь
7. Укажите строчку, в которой во всех примерах есть непроизносимые согласные.
а) умес..ный, облас..ной, поз..ний;
б) соглас..ный, мес..ный, воскрес..ный;
в) окрес..ный, чу..ствовать, древес..ный;
г) сверс..ник, прелес..ный, ужас..ный
8. Укажите строчку, в которой оба слова записаны неверно.
а) съездить, соловьи;
б) приём, въюнок;
в) компъютер, въюга;
г) полынья, ружъё
9. Укажите слово, в котором количество звуков и букв не совпадает.
а) семья;
б) волна;
в) песок;
г) яхта.
Вот уже перед нами долгожданный остров Безымянный. Но подойти к нему мешают рифы. Мы преодолеем эту преграду, если составим транскрипцию следующих слов:
Морской, вечерний, льдина, олень, музей, небеса, тишина, напевать, солнце, южный.
III Объяснение нового материала
Слово учителя
Рифы остались позади, и мы входим через Буквенную реку в озеро Графики.
Бук - дерево теплолюбивое, и, следовательно, для древних славян чужое, известное только понаслышке. Тем не менее он дал имя одному из важнейших для языка слов. Древние готы, западные соседи наших предков, писали на буковых дощечках, как позже новгородцы - на бересте. Значок, вырезанный на буке, вошёл в русскую речь под названием буква.
Работа с учебником
- Для чего нам нужны буквы?
Ученики читают сведения на стр.112 и записывают новые слова графика, каллиграфия.
Буквы, расположенные в определённом порядке, называют алфавитом (или азбукой). Русский алфавит произошёл от кириллицы - славянской азбуки, созданной в IX веке братьями-монахами Кириллом и Мефодием. Но письменность на Руси существовала задолго до принятия христианства. Странные угловатые письмена - черты и резы - использовали славянские волхвы, процарапывая раскалённым железным писалом на буковых досках гимны языческим богам: Роду, Сварогу, Перуну, Велесу…
Древняя кириллица насчитывала 43 буквы, имеющих свои названия: аз, буки, веди, глаголь, добро и др. С X по XX век из русской азбуки исключили 14 букв, так как исчезли соответствующие им звуки, и добавили буквы й, э, ё. Последняя крупная реформа письменности была проведена в 1917-1918гг. - в результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.
- Почему важно знать алфавит?
- Сколько гласных букв в русском алфавите?
- Сколько согласных букв?
- Чего больше в языке - букв или звуков? Докажите.
- Чем отличаются ъ и ь от остальных букв?
- В чём же разница между названиями азбука и алфавит?
Ученик: Когда-то наши предки говорили на старославянском языке. Каждая его буква имела своё название: «аз», «буки», «веди»… Перечень всех имеющихся в языке букв, расположенных в определённом порядке назвали по первым двум - азбукой. «Аз да буки - начало всякой науки».
Ученик: У древних греков буквы назывались не так, как на Руси. Первой по порядку шла буква «альфа», второй - «бета». Но человеческая мысль во всех странах идёт похожими путями: из сочетания названий первых букв появилось слово алфавит. В наши дни мирно сосуществуют оба этих слова, обозначающих одно и то же. Такие слова называют синонимами.
Мы доказали, что спорить островитянам было не из-за чего. И чтобы окончательно их примирить, расскажем русский алфавит по памяти.
III Отработка навыков пользования алфавитом.
Задание1. На доске записаны слова. Распределите их по алфавиту: Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Астрахань, Саранск, Минск, Рига, Архангельск.
Задание2. Работа со словарём (с.288). Почему слова, начинающиеся с буквы а, расположены в таком порядке: айсберг, алмазный, арена? А если совпадают две буквы? три?
Задание3. Давайте на прощанье запишем для островитян слова, которые помогут им сохранить дружбу. Слова нужно расположить в алфавитном порядке.
Внимание, дружба, миролюбие, понимание, согласие, товарищество, уважение.
Стихотворная миниатюра
Пятиклассница, готовясь к уроку, сочинила шуточное стихотворение об алфавите. Давайте его послушаем.
Знают все ребята в школе:
Чтобы книжку прочитать,
Чтоб писать стихи и прозу,
Алфавит нам нужно знать.
В алфавите букв немало –
Всех их ровно тридцать три.
Утром кошке я сказала:
«Ну-ка, буквы повтори!»
IV Итоги урока. Выставление оценок.
Наш урок подошёл к концу, но плавание продолжается. Впереди нас ждут остров Твёрдого и Мягкого знака, архипелаг Фонетического разбора, Орфоэпическое море. А значит, будут новые встречи и новые открытия.
Чему же мы научились на уроке?
V Задание на дом: Упр. 289, 291 (устно).